Interested Article - Пхарчхой

Пхарчхой ( чечен. Пхьарчхой ) — один из многочисленных чеченских тайпов , согласно традиционному делению входит в тукхум овхой . Тайп состоит из следующих некъе: Дейги, Салман, ГӀаке, ЗӀоки, Минги, Чӏирой. Родовое село тайпа Пхарчхошка (Ленинаул).

Название

Чеченский писатель и поэт Мамакаев Арби в своей работе приводить «Пхьарчахой» и «Пхьарчой» в составе ауховцев , также В. Б. Виноградов название тайпа написал как Пхьарчой . У Натаева Сайпудина, находим: «Пхьарчхой», «Пхьарчой», «Пхьахарчой» . Однако, краевед А. С. Сулейманов , указывает только один тайп «Пхьарчхой» в составе ауховцев .

Документальный материал и полевые изыскания показывают, что наиболее известными среди ауховцев мастерами были представители тайпа пхьарчхой, в частности из предгорных селений Ширча-Юрт и Пхьарчхошка .

Кандидат исторических наук , сообщает, что название крупного ауховского тайпа пхьарчхой переводится самими ауховцами как «пхьар» — мастер/, и конкретно подразумевается как «мастера по изготовлению панцирей, кольчуг, стрел» , чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов описывает название тайпа следующим образом от чечен. пхар-чхой лучники, стрелки , от пха ( чечен. пхьа ) — стрела, лук .

Кандидат исторических наук Айна Исмаилова, сообщает, о том что по мнению И. Насырхаева, от названия стрелы — «пхьа» — произошло название ауховского общества «пхьар чхой» («пхьа болу нах» — «стрелы имеющие люди», то есть «пхьарчхой») . Российский историк В. Б. Виноградов также придерживался версии, по которой пхарчхой (у него пхьарчой) переводится как «стрелки-лучники» .

Русский офицер А. М. Буцковский /1812 г./ писал о том, что ауховцы, проживающие в верховьях рек Акташа и Ярыксу изготавливали холодное и огнестрельное оружия .

История

С. Пхарчхошка

Чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов утверждал, что, согласно полевым материалам, наряду с селением Ширча-Эвла , родовой аул тайпа с. Пхьарчхошка является древнейшим поселением ауховцев. В результате роста населения именно отсюда ауховцы расселились в район рек Сулака (чеч. Гӏой-хи), Терека и вплоть до берега Каспийского моря .

Утверждается, что ранее пхарчхой проживали в с. Ширча-Эвла, но позже по соседству основали ещё один аул, Пхарчхошка . По версии ряда исследователей, уже в конце XIV века в короткие сроки чеченцами воссоздаются родовой аул тайпа Пхарчхошка и соседний Ширча-Эвла .

XVI век

Изгнанный из шамхальства Султан-Магмут получил поддержку части населения Ширча-Аух и Пхьарчхошка-Аух во главе с пхарчхойским вожаком Маадием. После поселения Султан-Магмута в Чир-Юрте и выделении ему земель, по правому берегу Сулака, Маадий со своими людьми участвовал в съездах кумыкских феодалов, помогал Султан-Магмуту в проведении переговоров с братьями и другими дагестанскими, владельцами. Спустя некоторое время, Султан-Магмуту удается утвердиться в Чир-Юрте, после чего многократно предпринимает попытки поселится в Эндери, под предлогом приглашения его жителями данного села, однако каждый раз изгонялся ауховцами, он располагал землями на правой стороне реки Сулак, на левый берег переходить ему запрещалось .

До начала XVII века в источниках практически нет сведений о чанке Султан-Магмуте и Эндери, что можно объяснить только незначительной ролью "чанки в северокавказских делах .

Согласно русским источникам в конце XVI века Султан-Магмут предпринимал попытки перенести свою резиденцию в Эндери. В обращении 1588 года предводитель ауховцев Ших Окоцкий сообщает о времени до постройки городка Терков на реке Тюменке: «Индили словет город и с теми 7 городов взяли есми»; то же самое название «Индили» приводится и в посольской документации 1587—1588 гада. Можно предположить, что название «Инди-ли» первоначально было заимствовано русскими представителями на Тереке от ауховцев в виде «Индри», и только после стало применяться название «Ондреево» или «Андрееве» . До разгрома царских войск в 1604 году в Дагестане, как сообщает «Гюлистан-Ирам», Султан-Магмут жил в Чир-Юрте и не имел никакого отношения к Эндери, но после ему удалось перебраться в Эндри .

Кумыкские князья из селения Эндирей (Индри) за убийство вожака тайпа пхарчхой по имени Маадия в качестве прощения заплатили 120 лошадьми, полностью снабженными боевым вооружением и покрытыми дорогими тканями .

Родовое село тайпа с. Пхарчхошка (Ленинаул)

1944—2017 гг.

Во время депортации чеченцев в 1944 году представители тайпа пхарчхой ( чечен. пхьарчхой ) также были высланы в Среднюю Азию, а после постепенного возвращения на родину пхарчхойцам запрещалось селится в родовом селе. Спустя некоторое время пхарчхойцы начали выкупать свои дома у аварцев. Из-за чего, в селе нередко происходят конфликты, между пришлыми аварцами и коренными жителями чеченцами .

25 июня 2017 года в родовом селе тайпа пхарчхой Пхарчхошка-Аух произошел крупный конфликт между группами аварцев и чеченцев . 27 июня Совет старейшин чеченцев Дагестана потребовал от властей республики Дагестан разобраться в конфликте в селе Пхарчхошка (Ленинаул) . 7 июля чеченцы штурмовали селение со стороны Хасавюрта. Для разрешения конфликта в Ленинаул прибыл спикер парламента Чечни Магомед Даудов , после чего чеченцы начали покидать родовое село тайпа .

Примечания

  1. «Чеченцы: история и современность» / Составление и общая редакция Ю.А. Айдаева. — Москва: Мир дому твоему, 1996. — С. 196—198. — ISBN 5-87553-005-7 .
  2. , с. 18.
  3. , с. 140.
  4. , с. 306.
  5. , с. 170.
  6. , с. 397.
  7. , с. 38.
  8. , с. 39.
  9. , с. 348.
  10. . Айна Исмаилова, кандидат исторических наук (17 ноября 2017). Дата обращения: 19 марта 2018. 28 марта 2018 года. с. 77
  11. , с. 348, 349.
  12. Максимов Е. Чеченцы// Терский сборник. — 1893., Вып.3., кн.2. — с.39—269
  13. Этническая история и фольклор — Р. С Липец, Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая
  14. . Дата обращения: 1 июня 2019. Архивировано из 21 октября 2018 года.
  15. С. М. ДМИТРИЕВСКИЙ Б. И. ГВАРЕЛИ О. А. ЧЕЛЫШЕВА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ДЛЯ ЧЕЧНИ Правовые перспективы привлечения к индивидуальной уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике под ред. С. М. Дмитриевского Том I (части I—V) Нижний Новгород 2009
  16. , с. 83.
  17. . Дата обращения: 20 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  18. . Дата обращения: 19 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  19. . Дата обращения: 19 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  20. . Дата обращения: 19 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  21. . Дата обращения: 19 марта 2018. 20 марта 2018 года.

Литература

Источник —

Same as Пхарчхой