Interested Article - Акатай, Сабетказы Нуржакияулы

Сабетказы Нуржакия Улы Акатай (псевдоним — Ак Атай; каз. Сәбетқазы Нұржақияұлы Ақатай ; 11 октября 1938 , с. Аксуат , Восточно-Казахстанская область 2003 ) — казахский общественно-политический деятель; философ , специалист по истории философии; доктор философских наук , профессор . Заслуженный деятель Казахстана (2001) .

Биография

В 1969 г. окончил философский факультет МГУ , в 1973 г. — аспирантуру Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН КазССР. Во время учёбы в Москве активно участвовал в создании и деятельности неформальной организации студентов-казахов « Жас тулпар », включавшей в себя в 1960-х годах членов казахского землячества Москвы и Ленинграда. Впоследствии эта организация была сочтена властями националистической и деятельность её была взята под наблюдение КГБ и запрещена.

В 1967—1988 гг. — преподаватель, затем доцент кафедры философии в Алма-Атинском институте народного хозяйства , Алма-Атинском институте иностранных языков , ректор ИПК работников культуры и искусства (1988—1995); заведующий отделом истории и теории культуры Республиканского научного центра проблем культуры Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан; с 1997 г. — ведущий научный специалист Института философии Министерства науки — Академии наук Республики Казахстан .

Научная деятельность

Основное направление исследований — мировоззренческий синкретизм казахов . Мировоззренческий синкретизм казахов есть совокупность идей, воззрений, представлений народа о мире, человеке, обществе; его можно трактовать как дотеоретическую форму национального общественного сознания, как его предфилософский исторический тип, как парафилософию, как «религиозно-художественно-мифологическое мировоззрение со своей онтологией, антропологией и демонологией (феноменологией духа)». Мировоззренческий синкретизм формируется у самых истоков человеческой цивилизации как наиболее возможная и, главное, доступная форма духовного освоения мира. Результаты такого освоения закреплялись исторически и передавались из поколения в поколение в виде народных традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, общественных идеалов, обобщались и фиксировались в мифах, фольклоре, в произведениях художественного творчества, а также предметах материальной культуры. В процессе дальнейшего развития эти духовные приобретения становились неотъемлемой частью народного сознания и его повседневного бытия, в течение веков формировали своеобразие культуры и особенности мировосприятия того или иного народа.

Избранные труды

  • . — Алматы: КазНИИ культуры и искусствознания, 2001. — 363 с. — ISBN 9789965559075 .
  • Мировоззренческий синкретизм казахов : Вып. 1, 2. — Алма-Ата, 1994—1995.
  • (казах.) . — Алматы: Print-Express, 2011 [1990]. — 424 с. — 500 экз. ISBN 978-601-7046-23-1 .

Общественно-политическая деятельность

Возглавлял партию «Алаш» .

Примечания

  1. (10 октября 2008). Дата обращения: 27 августа 2011. 8 апреля 2012 года.
  2. . Дата обращения: 9 ноября 2015. Архивировано из 20 января 2016 года.
  3. Жолдасбекова М. // Казахстанская правда. — 2008, 18 ноября. (недоступная ссылка)
  4. . Фонд «Общественное мнение» (11 июля 2002). Дата обращения: 28 сентября 2013. 13 мая 2014 года.
  5. Махин В., Шашкова Л. // Казахстанская правда. — 1999, 2 октября. 2 октября 2013 года.
Источник —

Same as Акатай, Сабетказы Нуржакияулы