Гостиный двор
- 1 year ago
- 0
- 0
Гостиный двор — традиционный для российской провинции гостиный двор в стиле классицизма , построенный в городе Калуге в конце XVIII — начале XIX веков.
В XVIII веке на месте Гостиного двора находилось множество преимущественно деревянных лавок рундучного типа, расставленных без всякой системы. Идея воздвигнуть гостиный двор «приличной архитектуры» возникла у губернатора М. Н. Кречетникова почти сразу после назначения в Калугу. К строительству он решил привлечь калужское купечество, и на собрании городской думы было решено постепенно сносить деревянные лавки, чтобы на их месте купцы за свой счёт построили каменные корпуса по одному плану. План и фасад будущего архитектурного ансамбля были утверждёны в столице. Данный план был утерян во время перерыва в строительстве, и долгое время автор его оставался неизвестен . В 1960 году на основании сравнения с другими постройками того времени Т. М. Сытина предположила, что это — архитектор П. Р. Никитин , в 1776 году разработавший единый план застройки города .
Первое предписание о начале строительства гостиного двора относится к 24 апреля ( 5 мая ) 1782 , когда был утверждён его проект. Сооружение началось с двух южных корпусов. Первым летом 1784 года стали строить тот, что выходил углом на Никитскую улицу (ранее Московская, в настоящее время ). Оба корпуса возведены на средства купечества к 1788 году. Лавки в построенных корпусах были распределены между купцами, вложившимися в строительство. В мае того же года группа из 12 купцов во главе с Макаром Черновым, недовольная распределением лавок, подала прошение о разрешении им построить «собственным их капиталом полкорпуса соответственно плану». Городская дума возражала, но Губернское правление дало разрешение, и первый северный корпус был возведён рядом с Никитской церковью в августе 1789 года. Второй северный корпус построили между 1792 и 1794 годами на средства города. Пятый по счёту корпус был построен не позднее 1796 года рядом с первым, выходя торцом на Никитскую улицу .
В августе 1797 от купцов поступило предложение по оставшимся корпусам «выстроить семь с уменьшением ширины оных двумя аршинами, сообразно местной удобности и выгодам торговли», вызванное недостаточной для подвоза товаров шириной проездов между корпусами и желанием удешевить строительство. Однако внесение изменений в проект, утверждённый на высочайшем уровне, требовало одобрения в столице, и строительство было приостановлено до его получения, которое произошло только в 1811 году . После этого выяснилось, что первоначальный проект гостиного двора ещё в 1797 году был выдан из архива землемеру Добрышину, который к этому времени скончался. Перенявший его дела, Тимофей Богомазов в переданных ему бумагах покойного плана не нашёл и по поручению правления представил новый план размещения корпусов 16 ( 28 ) апреля 1811 . Чистовой вариант плана, составленный Богомазовым и архитектором И. Д. Ясныгиным в 1812 году, ныне хранится в областном музее .
Строительство по новому плану началось со второго корпуса с севера по , в то время как от купцов было потребовано возвести третий с юга. Однако осенью 1813 года, когда северный корпус был построен, южный так и не был начат. Тогда, предписанием от 10 ( 22 ) августа 1814 , губернатор П. Н. Каверин передал строительство двух следующих корпусов под ответственность городской думы. Поскольку дума также затянула со строительством, 26 августа ( 7 сентября ) 1816 года Губернское правление потребовало постройки за счёт купцов, владеющих землёй. Купцы привлекли на свою сторону губернского прокурора, заявившего, что правление не имеет права на такие требования. Правление, в свою очередь, потребовало привлечь к уголовной ответственности лиц, не выполнивших предписания. Оправдывая задержку, дума сослалась на невозможность снести лавки купчихи Фалеевой, находящиеся под описью по судебному делу в Сенате , и каменные лавки купца Борисова .
В итоге следующие два корпуса были построены в 1818 году, с использованием, в том числе, кирпича из разобранной лавки Борисова. К 1820 году под руководством Ясныгина возведены оставшиеся четыре корпуса с восточной стороны. В 1821 году рядом с южным купцы Мешковы начали строить первый из западных корпусов. В марте 1822 года губернатор Н. К. Омельяненко предложил начать строительство оставшегося и закончить его к осени. На это последовали возражения думы, поскольку сначала нужно было снести каменное здание магистрата, лавки в котором были сданы купцам на три года вперёд. Но Губернское правление категорически предписало начать строительство весной 1823 года . Закончил строительство архитектор Н. Ф. Соколов .
Часть помещений построенного Гостиного двора отошла городскому обществу и стала использоваться для общественных нужд или сдаваться в наём. Остальная часть была во владении купцов и периодически переходила из рук в руки. В разное время в Гостином дворе держали торговые лавки такие купеческие фамилии как Антипины, Фалеевы, Макаровы, Билибины, Теренины и Подкованцевы. В XIX веке один из западных корпусов был отведён под рыбный ряд. С 1888 года во втором восточном корпусе возобновила работу публичная библиотека при книжном магазине Антипина, впервые открытая в 1847 году .
К концу XIX века строение изрядно обветшало , а владельцы корпусов начали вносить в их архитектуру свои изменения. Так в восточных корпусах были увеличены оконные проёмы; в третьем восточном корпусе сбита центральная колонна и вместо неё пробита дверь. В 1910 году купец Комаров решил переделать фасад корпуса № 4 в стиле модерн и надстроить ещё один этаж, и только из-за вмешательства общественности его план остался не осуществлён. В 1904—1905 годах две колонны в северо-западном углу одного из западных корпусов дали трещину и были разобраны купцом Блистиновым, держащем там лавку, а вместо них устроившим деревянный навес. В апреле 1926 года обвалились соседние четыре колонны, остатки которых летом того же года разобрал городской коммунальный отдел .
С начала XX века двор был признан памятником архитектуры и поставлен на госучёт. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 он был отнесён к объектам культурного наследия федерального значения. В 1970-х годах городские власти решили разместить в двух южных корпусах универмаги, для чего добились временного снятия их с охраны государством. Два магазина были открыты в 1975 году и функционируют по сей день . В 1976 году во время работ по возведению здания обкома КПСС (ныне — здание обладминистрации) площадь Старый Торг была «поднята» и выровнена при помощи завезённого грунта, из-за чего полуподвальный этаж двух южных корпусов Гостиного двора «ушёл под землю» .
После распада СССР все корпуса были отданы введение частных арендаторов, которые должны были сами заниматься их ремонтом. В результате вдоль улицы Ленина фасады корпусов были приведены в более или менее пристойный вид, однако внутри и с противоположной стороны предельно изношены . В 2009 году Гостиный двор был передан из федеральной собственности в областную, а в марте 2010 начались работы по его реставрации , которые были завершены к 2015 году . Планировалось сделать комплекс туристско-рекреационной зоной .
В 2018 году обсуждался проект, согласно которому внутренний двор Гостиных рядов накроют куполом .
К 2020 году в Гостином дворе расположились рестораны «Восточный базар» и «ГастрономЪ» , Музей стекла Алексея Зеля , барбершоп «OldBoy», Визит-центр национального парка Угра , Общественная организация «Достояние» и др. Открыт Малый зал областной филармонии
Гостиный двор состоит из 14 корпусов: 10 выходят на восток, на улицу Ленина, 2 — на север, на улицу Карпова, 3 — на запад, к скверу Ленина, и 2 — на юг, к площади Старый Торг . Корпуса выходящие на север и юг, а также два нижних из выходящих на восток, соединены между собой арками. На одной арке кувшинообразная колонка, а на двух других — готические .
Два южных корпуса поставлены на полуподвальный этаж, который уходит в гору и со стороны двора почти незаметен. По фасаду южные корпуса украшены аркадой , состоящей из девяти массивных колонн, поставленных на кубические основания и с выведенной по фасаду стрелой над каждой колонной. На колонны падают полуциркулярные арки , создающие восемь пролётов. Арки также идут от колонн к стене здания, создавая устой для потолка галереи. Над галереей набегает карниз здания, а над ним поставлен парапет , в виде тяжёлой решётки с четырьмя пролётами над каждой аркой, ограниченной тумбами, расположенными над колоннами и увенчанными готическими башенками. В центре парапетов установлена пирамидка на точёной ножке. Боковые входы в галерею образуют стрельчатую равностороннюю арку . Каждый пролёт галереи был рассчитан на один магазин с одной дверью и одним окном по фасаду .
Изначально между двумя южными корпусами были ворота во внутренний двор. Со стороны площади они были оформлены кувшинобразными кубышками на массивных четырёхугольных базах. На них опиралась полуциркульная арка, в верхней части заделанная деревянной решёткой и украшенная орнаментом из вышитых крестов. Аттик над аркой напоминает стрельчатое окно в готических зданиях . Северные корпуса по внешнему виду похожи на южные, но без полуподвального этажа. В них аркада начинается непосредственно от земли, а кубышки ворот стёсаны. Из двух западных корпусов, ближайший к северу построен на склоне, поэтому имеет полуподвальный этаж. Галерея каждого из западных корпусов состоит из двенадцати колонн. В пролёте между шестой и седьмой расположен крытый проход во внутренний двор, пронизывающий корпус .
Восточные корпуса выходят на улицу боковой стороной, отделанной тремя полуколоннами , над которыми намечена арка. Между полуколоннами изначально были окно и дверь в магазин, декорированные стрельчатыми полуарками, а также круглое окно над ними. Сейчас весь проём представляет собой арку, верхняя часть которой закрыта решёткой, а в нижнюю полностью занимают прямоугольные дверь и окно. Над карнизом здания устроен парапет, на котором над каждой полуколонной надстроены башенки, а между ними размещены пирамидки. Также оформлены восточные фасады северного и южного корпусов. Арка между южным и первым восточным корпусами по бокам по бокам украшена изображением ромбов. Над ней устроен сердцевидный аттик, грани которого переходят в спиралевидные завитки .