Interested Article - Анахита

Анахита. Илл. из « Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона »

Ардвису́ра Анахи́та ( авест. Arədvī Sūrā Anāhitā ) — богиня воды и плодородия в иранской мифологии . Божество- язат в зороастризме . В Авесте Ардвисуре посвящён отдельный гимн — Яшт V — Ардвисур-Яшт или Абан-Яшт . Собственно имя богини — Ардви (возможно, букв. «влага») — постоянно сопровождается эпитетами Сура «сильная» и Анахита «незапятнанная».

Серебряный и золочёный сосуд, изображающий Анахиту. IV—VI вв.

История

Монета шахиншаха Хосрова II с изображением Анахиты, VI в.

Анахита — древнеперсидская форма имени иранской богини, которая появляется в более полной и ранней форме как Аредви Сура Анахита ( Arədvī Sūrā Anāhitā ). Аредви Сура Анахита — имя божества воды, плодородия, медицины и мудрости в индоиранской космологии на авестийском языке . В культе Анахиты объединились Аредви Сура Анахита и Анахити .

Аредви Сура Анахита соответствует Ардвишур Анахид или Наид на среднеперсидском и современном персидском языках, а также Анаит на армянском языке . Поклонение богине Аредви Сура Анахите началось в IV в. до н. э. и продолжалось до тех пор, пока не было подавлено зародившимся иконоборческим движением при Сасанидах . Древнегреческие и древнеримские историки эпохи классической античности упоминают Аредви Сура Анахиту или Анаитис или же идентифицируют её с божествами греко-римского пантеона.

Видимо, популярность культа Аредви Сура Анахиты началась в период правления Ахеменидов (558—330 до н. э.) посредством её идентификации с западно-иранской богиней Анахити, которая известна по древнегреческим источникам как Анаитис . Первым ахеменидским царем, который публично признал Анахиту, был Артаксеркс II (404—359 до н. э.) .

В астрономии

(270) Анахита астероид класса С — назван в честь богини Анахиты. Был открыт 8 октября 1887 г. Кристианом Петерсом в обсерватории Гамильтонского колледжа в , Нью-Йорк .

См. также

Примечания

  1. 30 августа 2010 года. , от 19 февраля 2011 на Wayback Machine
  2. M. Boyce, M. L. Chaumont, C. Bier. (англ.) . Iranica (15 декабря 1984). Дата обращения: 17 апреля 2011. 4 апреля 2012 года.

    «Anāhit(a)»—that is, the composite being born of the assimilation of Arədvī Sūrā Anāhitā and *Anāhiti…

  3. Boyce, Mary (1968), "Bībī Shahrbānū and the Lady of Pārs", Bulletin of the School of Oriental and African Studies , London: University of London, 30 (1): 30—44
  4. , p. 454.
  5. M. Boyce, M. L. Chaumont, C. Bier. (англ.) . Iranica (15 декабря 1984). Дата обращения: 17 апреля 2011. 4 апреля 2012 года.

    Arədvī Sūrā’s striking growth in popularity seems to have begun in Achaemenid times, through her identification with the Western Iranian divinity *Anāhiti, known from Greek sources as Anaitis (see below).

  6. M. Boyce, M. L. Chaumont, C. Bier. (англ.) . Iranica (15 декабря 1984). Дата обращения: 17 апреля 2011. 4 апреля 2012 года.

    The first Achaemenid king known publicly to have acknowledged «Anāhit(a)»—that is, the composite being born of the assimilation of Arədvī Sūrā Anāhitā and *Anāhiti—was Artaxerxes II (404—359 B.C.), who in inscriptions invoked her after Ahura Mazdā and Mithra, (qq.v.) and who also set up cult-statues in her honor (see further under Anaitis); and it was presumably after this that verses were composed and incorporated in Yašt 5 which apparently describe a temple statue (see Ābān Yašt). In these Arədvī Sūrā Anāhitā is invoked, not as the personification of a rushing river, but as a magnificently static being, richly arrayed in high-girt robe and jewel-encrusted mantle, with golden shoes and earrings, necklace, and crown.

  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

Источник —

Same as Анахита