Interested Article - Правление Товарищества Кузнецова

Торго́вый дом Кузнецо́ва ( Дом фарфо́ра , Дом с мерку́риями ) — историческое здание в Москве на Мясницкой улице , построенное по проекту архитектора Фёдора Шехтеля для крупнейшей в Российской империи фарфоровой компании Матвея Кузнецова . Здание дважды надстраивали, из трёхэтажного в оригинальном проекте к середине XX века оно «выросло» до пяти этажей. После революции 1917 года и национализации несколько десятилетий использовалось для размещения муниципальных организаций, с конца 1960-х первый этаж здания снова занимает магазин фарфора .

С 1995-го здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, было реконструировано в 1990-х и 2010-х годах .

История

Здание в начале XX века
Дом после революции, 1920-е годы
Маскарон бога торговли Меркурия, 2014 год
Торговый дом Кузнецова, 2014

Первые владельцы

История земельного участка под современным Домом фарфора прослеживается до 1725 года — тогда он принадлежал семье москвичей Зыбиных. К 1780-му владение выкупил директор императорских театров князь Пётр Тюфякин . На основе каменных палат , оставшихся от предыдущих владельцев, он построил для себя двухэтажный дом стоимостью примерно в 55 тысяч рублей , что являлось колоссальной суммой по меркам XVIII века . Здание практически не пострадало при пожаре 1812 года , после Отечественной войны Тюфякин стал сдавать его в аренду: с 1813-го в доме располагался « Английский клуб », с 1815-го — пансион мадам Е. О. Перне . В 1830 году особняк выкупил историк, профессор Московского университета Михаил Погодин . О сделке он писал своему другу поэту Степану Шевырёву :

Дом на прекрасном месте (князя Тюфякина, где был пансион Перне), на стрелке четырех улиц (двух частей Мясницкой, переулков Златоустенского и Лубянского ), большой, каменный, с верными жильцами. Указал мне его мой приятель Юрцовский, кондитер и любитель литературы. Я тотчас отнесся к князю, который живет в Париже , и он, не получая никакого дохода от дурного управления, согласился, при посредстве Новосильцовых, уступить мне его за 31000 р., — между тем как в дому несгораемого материала: камня, земли и железа, больше этой суммы .

Новоселье у Погодина посетил поэт Александр Пушкин , в последующие годы частыми гостями особняка были Николай Гоголь , Михаил Щепкин , Сергей Аксаков и другие деятели культуры .

Уже в 1834 году особняк был перепродан переводчице и поэтессе Екатерине Бахметевой , позднее — основательнице «Общества кружевниц» Наталье Ивановне Новосельцевой. В разные годы в нём проживали семьи известного педагога Александра Чугаева и карикатуриста Николая Степанова . В 1879-м всё земельное владение приобрёл купец Иван Григорьевич Фирсанов, а уже год спустя подарил его своей дочери Вере , во втором браке — Гонецкой. Она сдала здание в аренду Московскому товариществу резиновой мануфактуры Ивана Станиславовича Оссовецкого, параллельно пригласив ведущих архитекторов столицы — Льва Кекушева и Сергея Шуцмана — возглавить проект перестройки . Их проектное решение так и не было реализовано. С 1894 по 1898 год в здании работал чайный магазин купца Перлова , который впоследствии выстроил для себя новое здание на Мясницкой, 19 .

Торговый дом Кузнецова

В 1894 году владение на стрелке Мясницкой улицы и Златоустинского переулка выкупил «фарфоровый король» Матвей Кузнецов, чтобы построить новое здание под контору и центральный столичный магазин его компании . Возглавить строительство Кузнецов пригласил архитектора Фёдора Шехтеля , который к тому моменту уже построил для семьи Матвея Сидоровича городскую усадьбу на 1-й Мещанской улице . Работы начались в 1898-м, на основе бывшего особняка Тюфякина и соседнего доходного дома зодчий спроектировал выразительное здание сложной формы. Оно имело две проездные арки и выходило на Мясницкую улицу трёхгранным фасадом с высокими арочными окнами . В проекте Шехтеля дом имел три этажа — первый под магазин, второй и третий — под кабинеты правления и служащих . Во дворе располагались несколько служебных построек, оформленных в неоготическом стиле .

Торговый дом Кузнецова воплотил большинство характерных черт московского модерна и авторских приёмов Шехтеля: стилевой акцент на арочные окна в три этажа, подчёркнутую разнообразным рустом горизонтальную динамику, элементы ар-нуво и барокко . Одну из решающих ролей в декоре играла лепнина : бюсты бога Меркурия на пилястрах между арками символизировали торговое назначение здания, женские головки- маскароны и витые картуши придавали ему индивидуальность. Современники и художественные критики неоднозначно воспринимали подобное оформление — в конце XIX века более привычной была классическая, нейтральная сдержанность, на фоне которой творения Шехтеля выглядели кричащими и вызывающими .

Управление товарищества Кузнецова постепенно стало центром проведения литературных встреч и художественных выставок. Организация культурных мероприятий была своеобразным рекламным ходом, с помощью которого Матвей Сидорович расширял круг покупателей, привлекая в него представителей интеллигенции . В 1907 году на втором этаже магазина проходила выставка картин « Голубая роза », устроенная редакцией журнала « Золотое руно ». В мероприятии приняли участие такие художники, как Николай Крымов , Павел Кузнецов , Николай Сапунов , Мартирос Сарьян , Сергей Судейкин и другие. Выставка стала своеобразной точкой отсчёта расцвета русских символистов .

В 1913 году у здания надстроили третий этаж, руководил проектом архитектор Фёдор Алексеевич Ганешин, супруг внучки Матвея Кузнецова. После революции 1917-го дом национализировали и передали Синдикату силикатной промышленности, позднее — «Объединенному клубу III интернационала». В 1930-х бывший Торговый дом Кузнецова реконструировали и надстроили ещё два этажа .

Дом фарфора

С 1957 года здание вновь стало использоваться для продажи изящной посуды и изделий из фаянса , серебра и хрусталя, получив в речи москвичей название «Дом фарфора». В 1990-х прошла реконструкция, после которой магазин открылся под новой вывеской, историческая надпись «Т-во М. С. Кузнецова» была заменена современной .

В 2015 году началась разработка проекта восстановления лепнины фасада по чертежам оригинального проекта Шехтеля: к тому моменту один из маскаронов-Меркуриев уже был полностью разрушен, а второй искажён . Сообщалось, что во время ремонта фасада «один из рабочих по доброте душевной решил поправить аварийную маску монтажной пеной» . В 2016-м сотрудники мастерской «Наследие» безвозмездно отреставрировали поверждённый маскарон и воссоздали утраченный .

В 2018 году Департамент культурного наследия Москвы одобрил проект реставрации здания, после окончания которой этажи со второго по пятый планируется передать Центру развития и поддержки музыкального творчества «Академия популярной музыки Игоря Крутого » .

Примечания

  1. . «После работы» (19 мая 2016). Дата обращения: 22 декабря 2018. 11 декабря 2018 года.
  2. , с. 359—362.
  3. , с. 349.
  4. Департамент культурного наследия города Москвы. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (17 марта 2016). Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 января 2019 года.
  5. Олег Фочкин. . «Вечерняя Москва» (17 февраля 2014). Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 января 2019 года.
  6. .
  7. .
  8. Департамент культурного наследия города Москвы. Официальный портал мэра и правительства Москвы (13 октября 2018). Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 января 2019 года.
  9. .
  10. .
  11. , с. 279.
  12. Полина Новикова. . The Village (16 сентября 2011). Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 января 2019 года.
  13. . «Хранители наследия» (14 декабря 2015). Дата обращения: 22 декабря 2018. 11 декабря 2018 года.
  14. Маргарита Пашкина М. . Вести.ru (15 декабря 2015). Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 января 2019 года.
  15. Титко А. . Комсомольская правда (12 декабря 2015). Дата обращения: 19 сентября 2019. 24 февраля 2020 года.
  16. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (21 июня 2016). Дата обращения: 22 декабря 2018. 19 января 2019 года.

Литература

  • Боголюбов А. Н. / под ред. С. С. Илизарова, З. К. Соколовской, В. М. Орла. — М. : Янус-К, 2002. — С. 349. — 378 с. — ISBN 5-8037-0088-6 .
  • // «Наука и жизнь» : Научно-просветительский журнал / глав. ред. Е. Л. Лозовская. — М. : «Редакция журнала «Наука и жизнь», 2000. — № 10 .
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб. : Коло , 2011. — С. 359—362. — 792 с. — ISBN 978-5-901841-65-5 .
  • Сорокин В. // «Наука и жизнь» : Научно-просветительский журнал / глав. ред. Е. Л. Лозовская. — М. : «Редакция журнала «Наука и жизнь», 2000. — № 11 .
  • Федосюк Ю. А. . — АСТ, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-17-057365-3 .
  • Фочкин О. Дом-хамелеон // / под ред. З. И. Бичаниной. — М. : АСТ, 2017. — ISBN 978-5-17-096677-6 .
  • Фочкин О. Дом фарфора на Мясницкой // . — М. : Рипол-классик, 2015. — С. 279—280. — 628 с. — ISBN 978-5-386-08511-7 .
  • Чумаков В. Визит «Голубой розы» // . — «Генеральный директор», 2011. — ISBN 978-5-91663-116-6 .

Ссылки

  • современных интерьеров
Источник —

Same as Правление Товарищества Кузнецова