Interested Article - Кёклен, Шарль

Шарль Кёкле́н , полное имя — фр. Charles Louis Eugène Koechlin , Шарль Луии Эжен Кёклен; 27 ноября 1867 , Париж 31 декабря 1950 , Реоль-Канадель-сюр-Мер ) ― французский композитор , музыковед, педагог.

Происходил из богатой промышленной семьи: его дед по матери Жан Дольфус, широко известный как филантроп и общественный деятель, владел текстильной фабрикой в Мюлузе, отец работал чертёжником на фабрике, но незадолго до рождения сына переехал в Париж. Кёклена готовили к карьере артиллерийского офицера, однако, обучаясь в Политехнической школе, он заболел туберкулёзом и был признан негодным к военной службе. Оправившись от болезни, Кёклен некоторое время жил в Алжире , где серьёзно начал заниматься музыкой, и в 1890 году поступил в Парижскую консерваторию , где его профессорами были Тоду (гармония) и Массне (композиция). Он также посещал занятия по контрапункту у Андре Жедальжа , и в это время заинтересовался музыкой Иоганна Себастьяна Баха , любовь к которой сохранил на всю жизнь.

В 1896 году Амбруаза Тома на посту директора консерватории заменил Теодор Дюбуа , Массне подал в отставку с поста профессора класса композиции, и Кёклен перешёл на обучение к Габриэлю Форе . Именно Форе оказал наибольшее влияние на развитие творчества молодого композитора. С Кёклен 1909 регулярно выступал как музыкальный критик в журнале «Chronique des arts» и преподавал, а с 1915 начал писать теоретические труды. Среди учеников Кёклена — Роже Дезормьер , Кристофор Тальтабулл , Камаргу Гуарньери .

До конца 1920-х годов Кёклен был одним из лидеров парижской музыкальной жизни. Вместе со своими товарищами по консерватории ― Морисом Равелем и Флораном Шмиттом , при поддержке Форе ― в 1909 он принимал участие в основании Независимого музыкального общества (« Société Musicale Indépendante ») для продвижения новой музыки. Независимое музыкальное общество было своего рода оппозицией к консервативному Национальному обществу, находившемуся под началом Венсана д’Энди и связанного со Schola cantorum . В 1912―1913 по просьбе Клода Дебюсси Кёклен оркестровал его музыку к балету «Хамма», а в 1918 Эрик Сати пригласил его в группу композиторов «Новая молодёжь» («Les Nouveaux Jeunes») вместе с Русселем , Мийо и некоторыми другими, однако этот проект остался неосуществлённым. В 1921―1924 Кёклен написал ряд статей в ведущих музыкальных журналах, и постепенно приобрёл бо́льшую известность как теоретик, нежели как композитор. Среди его теоретических трудов наиболее значителен четырёхтомный «Трактат об оркестровке» ( , 1941).

Несмотря на проведение фестиваля музыки Кёклена, а также получение им нескольких престижных премий, лишь в 1940-х годах в Бельгии его музыка вновь начала завоёвывать признание. Директор Бельгийского радио Поль Коллер организовал серию исполнений его оркестровых работ под управлением Франца Андре. Ещё один шаг к возрождению творчества Кёклена в 1967 сделал пианист Антал Дорати , записав к столетию со дня рождения композитора цикл «Бандар-логи».

В 1918, 1928 и 1937 Кёклен посещал с визитами США , а после смерти Русселя возглавил французскую Федерацию народной музыки. В 1930-е развитие коммунистических взглядов композитора выразилось в серии «Музыки для народа» и активной деятельности в музыкальном комитете Ассоциации «Франция―СССР» (хотя сам он никогда не состоял в партии). Всегда положительно относившийся к новейшим течениям в искусстве, Кёклен возглавлял французскую секцию Международного общества современной музыки и активно поддерживал музыку молодых композиторов.

Примечания

  1. Charles Koechlin // (англ.)
  2. Charles Louis Eugène Koechlin // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. — 2012.
  4. Яковлев М. М. // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1974. — Т. 2. — 960 стб.

Ссылки

Источник —

Same as Кёклен, Шарль