Interested Article - Nikon F3

Nikon F3 — третье поколение профессиональных малоформатных зеркальных фотоаппаратов Nikon , пришедшее на смену Nikon F2 . Камеры и принадлежности F3 производились корпорацией Nippon Kogaku K. K. в Японии с 1980 до 2001 года и представляли собой законченную модульную систему , основанную на байонете Nikon F , впервые применённом в одноимённой камере в 1959 году. Техническое совершенство и надёжность позволили Nikon F3 удерживаться на конвейере более 20 лет и пережить следующее поколение профессиональных «Никонов» модели F4 , производство которой было свёрнуто в 1997 году.

Дизайн корпуса Nikon F3 (как и последующих моделей линейки F) разработан известным итальянским автомобильным дизайнером Джорджетто Джуджаро . Из всех профессиональных камер Nikon F3 имеет самое большое количество модификаций.

История создания

Модель F3 стала первым профессиональным «Никоном», в котором разработчики отказались от полностью механического затвора . Фотографы особенно ценили энергонезависимость предыдущей модели F2, но на фоне конкурентов она уже к середине 1970-х выглядела устаревшей из-за невозможности автоматизации управления экспозицией . Приставные устройства DS-1 и DS-12, автоматически управлявшие диафрагмой F2 при помощи сервопривода , зарекомендовали себя с худшей стороны, как чрезмерно дорогие, медленные и ненадёжные . При этом, существовавшие на тот момент фотоаппараты того же класса Olympus OM-2 и Minolta XK оснащались автоматическими режимами управления экспозицией . В основе этой автоматики лежали электромеханические затворы, неработоспособные без электропитания .

Отказ от механического затвора в пользу электронноуправляемого был одним из самых трудных решений для инженеров Nikon. Считается, что первый прототип Nikon F3 появился в 1974 году и представлял собой усовершенствованный F2 с гибридным затвором, отрабатывающим выдержки с помощью электронной автоматики, и в то же время частично работоспособным без батарей, как это было реализовано позднее в камерах Canon New F-1 и Pentax LX . Однако, разработчики F3 посчитали этот путь бесперспективным и устройство новой камеры было полностью переработано, став совершенно непохожим на модели F и F2, сохранявшие преемственность более 20 лет. От предшественников осталась только конструкция затвора с горизонтальным ходом шторок из титановой фольги , гарантирующая 150 тысяч циклов срабатывания до первой поломки . Его электромеханическое управление с кварцевой стабилизацией обеспечивает прецизионную отработку выдержек и их автоматический бесступенчатый выбор в соответствии с установленной диафрагмой ( приоритет диафрагмы ). При отсутствии элементов питания затвор отрабатывает единственную выдержку в 1/60 секунды, а синхронизация с электронной вспышкой доступна до 1/80 . Кроме автоматической возможна ручная установка выдержки в диапазоне от 8 до 1/2000 секунды. Также предусмотрены ручная выдержка «B» и длительная «T», когда затвор открывается одним нажатием спусковой кнопки, и закрывается следующим.

Еще одно принципиальное новшество коснулось TTL-экспонометра , который основан на кремниевом фотодиоде (SPD-ячейке), расположенном, в отличие от предыдущих моделей, не в съёмной пентапризме , а в корпусе камеры под зеркалом . Вспомогательное зеркало, расположенное за основным, отражает часть света объектива на фотодиод. Для этого в основном зеркале сделан полупрозрачный участок, состоящий из 50 тысяч микроскопических отверстий отражающего слоя, которые пропускают 8 % света к вспомогательному зеркалу . При срабатывании затвора вспомогательное зеркало поднимается вместе с основным при помощи дополнительных рычагов. Благодаря такой конструкции, яркость изображения в видоискателе остаётся высокой, а экспонометр и автоматика работоспособны с любым установленным визиром . Пентапризмы, лишённые экспонометра, стали значительно компактнее, как и весь фотоаппарат. Баланс центровзвешенного экспозамера изменился с привычного соотношения 60:40 чувствительности по центру и по полю на более «заострённый» 80:20. Впервые в профессиональных камерах Nikon реализована система « TTL OTF » экспоавтоматики вспышки . При использовании системных вспышек Speedlight (SB—16A или SB—17) их экспозиция автоматически регулируется по отражённому от плёнки свету ( англ. Off The Film ). Измерение света вспышки осуществляется тем же сенсором, что измерение остального освещения . Поэтому, при включённой вспышке измерение непрерывного освещения невозможно, и в этом случае, при установке режима приоритета диафрагмы, камера отрабатывает единственную выдержку 1/80 секунды.

Вся электроника на шести интегральных микросхемах собрана на гибкой печатной плате , впервые использовавшейся в профессиональном «Никоне» . При этом фотодиод устанавливался непосредственно на эту плату, сокращая длину соединений, и позволив отказаться от предусилителя . Эту идею пытались впервые опробовать в модели Nikon FE , но применение она нашла только в профессиональной камере . Кроме того, Nikon F3 стал первым зеркальным фотоаппаратом с цифровой индикацией в поле зрения видоискателя : на жидкокристаллическом дисплее отображалась текущая выдержка, выбранная автоматикой или вручную . Несмотря на все усовершенствования, после начала выпуска F3 модель F2AS продавалась параллельно и составляла серьёзную конкуренцию при более высокой цене . Одновременно с потерей энергонезависимости, F3 утратил совместимость с профессиональными двухцилиндровыми кассетами с раскрывающейся щелью, характерную для обеих предыдущих моделей . На момент выхода камеры подавляющая часть малоформатных фотоматериалов поставлялась в одноразовых кассетах, и потребность в многоразовых отпала.

Технические особенности

Фотосистема F3. Корпус Nikon F3 и его съёмные элементы: объектив Nikkor , пентапризма DE-3, фокусировочный экран , задняя крышка и моторный привод MD-4
  • Камера совместима со всеми объективами Nikkor серии AI, а также с более старыми. Для последних поводок кольца передачи диафрагмы на камере сделан откидным, однако в этом случае корректное измерение экспозиции возможно только при рабочем значении диафрагмы . Кроме объективов корпорации совместимы объективы с байонетом F независимых производителей, в том числе украинского завода «Арсенал» ;
  • Спусковая кнопка F3 впервые оснащёна резьбой, пригодной для спусковых тросиков стандарта ISO. До этого все профессиональные «Никоны» были совместимы только с «родными» тросиками специальной конструкции;
  • В затворе использованы 4 шарикоподшипника , на 3 больше, чем в предыдущих моделях . Всего в механизме фотоаппарата содержится 11 шарикоподшипников, обеспечивая очень легкий взвод и ход плёнки ;
  • Устройство камеры позволяет фиксировать зеркало в верхнем положении для возможности использования сверхширокоугольных объективов с коротким задним отрезком и уменьшения сотрясений . Механизм предварительного подъёма и репетира диафрагмы полностью унаследован от модели F2;
  • Электронный автоспуск со светодиодной индикацией обеспечивает 10-секундную задержку срабатывания затвора;
  • Наличие съёмной пентапризмы делает возможным использование других типов видоискателя, в том числе шахты DW-3 и шестикратной вертикальной лупы DW-4. Для работы в подводных масках и защитных очках выпускался «спортивный» видоискатель DA-2 с очень большим окулярным окном. В поле зрения видоискателя отображаются значения выдержки (на миниатюрном ЖК-экране) и диафрагмы. Для отображения последней используется оптическая система ADR ( англ. Aperture Direct Readout ), стандартная для большинства «Никонов», выпущенных после 1977 года. Система зеркал и линз проецирует в дополнительное окно визира изображение цифр, нанесённых на кольцо диафрагмы объектива в соответствии со спецификацией AI;
  • Конструкция сменных фокусировочных экранов была впервые изменена, поэтому в модели F3 невозможно использовать экраны, пригодные для обоих предыдущих поколений профессиональных камер Nikon . Однако, некоторые из 20 экранов, выпущенных для F3, совместимы с камерами F4 и наоборот . Кроме оригинальных фокусировочных экранов Nikon доступны акриловые экраны, выпускавшиеся американской фирмой Fresnel Optics , обладающие более дешёвой конструкцией, аналогичной плоским любительским ;
  • Как и обе предыдущие модели, камера не оснащалась « горячим башмаком » стандарта ISO 518. Вместо этого фотовспышки крепятся на кронштейне, расположенном под рулеткой обратной перемотки. Форма этого кронштейна и количество электрических контактов, одинаковые у моделей F и F2, изменены, поэтому системные вспышки более раннего выпуска могут быть установлены только через переходник AS-3, а вспышки с башмаком ISO через адаптеры AS-4 или AS-7 . Новые системные вспышки SB—17 и SB—16A оснащались дополнительными контактами для работы TTL-автоматики;
  • В модели впервые реализована принудительная отработка выдержки 1/80 секунды в режиме автомата на первых трёх кадрах зарядного ракорда плёнки . Это исключает расход батарей при случайной отработке длинных выдержек из-за неснятой крышки объектива;
  • F3 стал первой профессиональной камерой Nikon, оснащённой жидкокристаллическим индикатором, выводящим информацию в поле зрения видоискателя. На простейшем четырёхзначном экране отображается текущая выдержка и информация экспонометра ;
  • Питание: один элемент типа CR-1/3N или два 1,55В, типа SR44 (LR44). При установке мотора MD-4 электронные цепи переключаются на питание от его более мощного аккумулятора. В такой комбинации фотоаппарат успешно прошёл заводское тестирование на работоспособность при температурах до −50 °С ;
  • Приставной моторный привод MD-4 с никель-кадмиевым аккумулятором MN-2 осуществляет серийную съёмку с частотой 6 кадров в секунду . Вместо аккумулятора могут использоваться 8 батареек AA . В этом случае частота съёмки падает до 4 кадров в секунду;
  • Обратная перемотка плёнки может осуществляться рулеткой вручную или моторным приводом. В последнем случае в нижний фланец кассеты входит вилка, осуществляющая вращение катушки. При снятом моторе отверстие для вилки на нижней стенке корпуса закрывается заглушкой;
  • Мотор MD-4, как и все предыдущие моторы для профессиональных камер Nikon, оснащался дополнительным счётчиком кадров, позволяющим автоматически отключать протяжку после любого предварительно установленного кадра. Такой счётчик удобен при дистанционной съёмке с большой кассетой и на сильном морозе, когда автоматический останов мотора от возрастающего сопротивления протяжки может сопровождаться обрывом перфорации;
  • Съёмная задняя крышка может заменяться несколькими типами датирующих крышек или кассетой на 250 кадров плёнки. В 1991 году Kodak выпустил для Nikon F3 цифровой задник DCS Digital Film Back с ПЗС-матрицей разрешением 1,3 мегапикселя для цифровой фотографии . С этим задником, установленным вместо крышки, фотоаппарат становился цифровой зеркальной камерой семейства Kodak DCS 100 , первого на рынке оборудования для профессиональной фотожурналистики ;

Модификации F3

В отличие от предыдущих поколений профессиональных «Никонов», производившихся в двух исполнениях: «хромированном» и чёрном, модель F3 выпускалась только чёрного цвета, за исключением титановой версии. Пентапризмы также окрашивались только чёрной краской.

F3 HP

Nikon F3HP

Более полное название F3 H igh eye P oint. Единственное отличие — вместо стандартной пентапризмы DE-2 камера комплектовалась призмой DE-3 с большим выносом выходного зрачка окуляра . Это позволяет при визировании наблюдать изображение кадра полностью на расстоянии глаза до 25 мм от окуляра увеличенного диаметра, что особенно важно при работе в очках. На передней стенке такой пентапризмы сделана гравировка «HP». Конструкция оказалась настолько удачной, что в настоящее время её использует большинство производителей зеркальных фотоаппаратов .

F3/T

Буква «Т» в названии означает наличие деталей корпуса, выполненных из титана . Из этого металла изготавливались нижний и обе половины верхнего щитка, задняя крышка, а также щиток зеркала и корпус пентапризмы . Первые партии производились в неокрашенном серебристо-сером корпусе, с естественным цветом титана («цвет шампанского») . Именно такой фотоаппарат снялся в кинофильме « Невероятная жизнь Уолтера Митти ». С 1984 года корпус стал окрашиваться чёрной эмалью и оставался таким до конца производства камеры . В остальном эта модель ничем не отличалась от стандартного F3.

F3 Titanium Uemura

В 1982 году японский путешественник Наоми Уэмура заказал специальную титановую версию, рассчитанную на работу в условиях Антарктики . Фотоаппарат, использованный им во время одиночного перехода на собачьих упряжках по Антарктиде , сохранял работоспособность при температурах до −50 °C. Для этого компанией Dry Battery Division of Matsushita Electric Industrial Co., Ltd были разработаны специальные литиевые батареи, заменившие никель-кадмиевый аккумулятор MN-2 в модифицированном моторе MD-4. Новый источник питания создавался параллельно с основным заказом Уэмуры на батареи для радиостанций и фонарей. Успех разработки морозостойкого литиевого аккумулятора сыграл ключевую роль в решении использовать Nikon F3 вместо отлично зарекомендовавшего себя в предыдущих путешествиях Nikon F2 Titanium Uemura, не нуждавшегося в электроэнергии .

Ход плёнки в лентопротяжном механизме фотоаппарата был изменён, чтобы предотвратить обрыв хрупкой на морозе подложки: приёмная катушка, вращающаяся в противоположную сторону, наматывала фотоматериал эмульсией внутрь, а не наружу, как в обычной модели F3. Это позволило устранить резкие перегибы после зубчатого барабана. Дополнительной страховкой служил цвет нумерации счётчика кадров, после 30 кадра менявшийся с синего на красный. Прижимной столик со специальным антистатическим покрытием уменьшал искрение плёнки в условиях пониженной влажности Антарктики. Герметизация корпуса усилена, а в комплект моторного привода вошёл радиоспуск ML-1, облегчивший фотографирование автопортретов с собаками в условиях одиночной экспедиции .

F3 P

Фотоаппарат Nikon F3 P
с мотором MD-4

Буква «P» обозначает полное название модификации «Press» или «Professional». Эта камера, штатно оснащаемая мотором MD-4, была разработана специально для фотожурналистов на основе модели F3 HP и имела конструктивные отличия, учитывающие пожелания известных японских фоторепортёров :

  • Штатная пентапризма DE-4 в титановом корпусе и с «горячим башмаком» стандарта ISO 518 . Добавлено резиновое уплотнение в месте соединения с камерой;
  • Штатный фокусировочный экран типа B с равномерным матированием без клиньев и микрорастра;
  • Более высокая головка переключения выдержек;
  • Укрупнённая спусковая кнопка без резьбы для тросика , а также её новый фиксатор;
  • Отсутствуют автоспуск, механизм многократной экспозиции и окулярная шторка;
  • Исключен предохранительный рычаг рулетки обратной перемотки, предотвращающий случайное открытие задней крышки;
  • Увеличен размер счётчика кадров;
  • Специальная задняя крышка MF-6B с функцией автоматического останова моторизованной обратной перемотки, предотвращающей втягивание в кассету зарядного кончика плёнки;

Кроме того, в отличие от стандартных F3, принудительно отрабатывавших выдержку 1/80 секунды на первых трёх кадрах зарядного ракорда, в модели Press эта функция была исключена, позволяя экономить 1—2 кадра плёнки. В свободную продажу камера, выпущенная ограниченным тиражом, не поступала. Заказ был возможен только через сервисную сеть NPS для профессиональных фотожурналистов. Также известна версия F3 LE ( англ. Limited Edition ), предназначенная для внутреннего рынка Японии. От «обычной» F3 P её отличала стандартная задняя крышка и несменяемый фокусировочный экран .

F3 H

Полное название этой модификации «Nikon F3 High Speed». Фотоаппарат был разработан одновременно с обычной версией , но в массовое производство пошёл перед Олимпийскими играми 1998 года , через два года после начала выпуска автофокусной камеры Nikon F5 . Основная особенность — скоростная съемка с частотой до 13,5 к/сек. Камера была оборудована неподвижным полупрозрачным зеркалом и скоростным моторным приводом MD-4H, несовместимым с остальными версиями F3. В отличие от предыдущих скоростных камер с неподвижным зеркалом, F3 H не оснащался кассетой на 250 кадров, и запаса стандартного ролика плёнки хватало только на 3 секунды непрерывной съёмки. Аналогично Nikon F3 P пентапризма оснащалась «горячим башмаком» стандарта ISO 518. Примечательно, что скоростные версии более поздних « автофокусных » моделей F4 и F5 не выпускались, и F3 H считается последним «Никоном», сделанным по такой схеме . По скорости съёмки F3 H превосходил современный ему « Canon EOS-1N RS », уступая только отсутствием автофокуса.

Для внутреннего японского рынка выпускалась версия F3 H NPS ( англ. Nikon Professional Service ), незначительно отличающаяся от основной. Главными внешними отличиями считаются отсутствие курка взвода на камере, а также красная полоса на рулетке обратной перемотки и рифление рукоятки мотора MD-4H.

F3 NAVY

Специальная версия для ВМФ США , предназначенная для съёмки через перископы подводных лодок и других целей. Точное количество и отличия от стандартной версии неизвестны, однако среди коллекционеров появляются экземпляры с гравировкой «U. S. Navy» сзади левой части верхнего щитка. Кроме того, на моторный привод по армейской традиции сзади крепился шильдик с контрактным номером и кодами подразделений.

F3 NASA

«Большая» космическая версия Nikon F3 NASA Large

Фотоаппарат Nikon F3 был выбран NASA для космических полётов, как наиболее надёжный в классе, заменив механический Nikon F NASA. Специально для использования в космической программе выпускались две версии: рассчитанный на стандартную кассету Nikon F3 NASA Small и оснащённый магазином на 250 кадров Nikon F3 NASA Large . Кроме ёмкости кассет «маленькая» и «большая» версии отличались конструкцией привода MD-4 и другими деталями: например, F3 NASA Large оснащался более высоким диском выдержек. Одно из главных требований космического агентства, предъявляемых к любой аппаратуре, заключается в недопустимости искрения и газообразования . Поэтому от обычных фотоаппаратов эта модель отличается отсутствием на корпусе кожзаменителя , как возможного источника нежелательных газов. Вместо этого металл покрыт специальной краской, сводящей к минимуму блики от Солнца , недопустимо яркие за пределами земной атмосферы . По той же причине все кнопки, хромированные в стандартном F3, в версии NASA окрашены в чёрный цвет. Все использованные сорта клея соответствуют спецификации космического агентства. Бесполезный в невесомости ремень, как и его крепления, исключён из конструкции камеры, а в некоторых местах корпуса закреплены липучки для фиксации на специальных панелях кабины . Для тех же целей снизу моторного привода установлено крепление типа « ласточкин хвост ». В качестве основного объектива использовался Nikkor 1,4/35, конструкция оправы которого отличалась от массовой версии.

Использование в космических программах фотоплёнки на более тонкой лавсановой подложке потребовало доработки фильмового канала и счётчика кадров, размеченного до 72 из-за удвоенной ёмкости стандартной кассеты . Большинство органов управления сделаны более крупными для удобства работы в перчатках. Часть пентапризм с вынесенной окулярной точкой оснащались стандартным башмаком ISO 518 . Камера использовалась в программе « Спейс шаттл » как внутри корабля, так и в открытом космосе . Перед выходом за пределы космического корабля фотоаппарат снабжался насадками из специального набора EVA kit ( англ. Extra Vehicular Activity Kit ). В набор входила насадка увеличенного диаметра на спусковую кнопку, и дополнительные рычаги колец фокусировки и диафрагмы . Специально для работы в скафандре выпущена разновидность «спортивного» видоискателя ( англ. Action Finder ) с очень большим окулярным окном и выносом зрачка. Все космические фотоаппараты штатно оснащались модифицированным мотором MD-4, рассчитанным на работу с внешним интервалометром. Предположительно изготовлено менее 100 экземпляров обеих версий, некоторые из которых после использования оставлены в околоземном пространстве . Такая практика считается обычной и позволяет уменьшить массу возвращаемого на Землю спускаемого аппарата .

F3 AF

Nikon F3AF с пентапризмой DX-1 и автофокусным объективом

F3 AF — первая автофокусная зеркальная камера Nikon и первая в мире профессиональная камера с автофокусом, выпуск которой ограниченным тиражом запущен в 1983 году . Фокусирующие двигатели были встроены в оправы двух объективов, специально разработанных для фотоаппарата. В первую автофокусную линейку входили AF-Nikkor 80 мм f/2,8 и AF-Nikkor 200 мм f/3,5, а также телеконвертер AF-TC-16S. С более поздними автофокусными камерами Nikon эта оптика несовместима, как и современные объективы AF Nikkor с моделью F3 AF .

Датчик автофокуса, основанный на измерении контраста в двух плоскостях, сопряжённых с фокальной, встроен в пентапризму DX-1 . В момент работы автофокуса происходит сравнение контраста в двух точках, расположенных на равных расстояниях от плоскости фокусировки, на основании чего формируется управляющая команда для приводов объектива. При отключении системы автофокусные объективы, как и стандартные, фокусируются вручную. Корпус фотоаппарата незначительно модифицирован и содержит дополнительные цепи соединения пентапризмы и объектива. Так, байонет и гнездо пентапризмы оснащены контактными группами, которые отсутствуют в стандартном F3. Кроме того, модель является единственной в линейке, поле зрения видоискателя которой меньше 100 %: пентапризма DX-1 отображает лишь 92 % площади будущего кадра .

Полуформатная версия

Некоторые источники утверждают о существовании как минимум четырёх экземпляров полуформатного Nikon F3 с кассетой на 250 кадров, вмещавшей 500 кадров формата « Супер-35 » . Эти фотоаппараты использовались для покадровой съёмки комбинированных кадров в кинопроизводстве .

Интересные факты

См. также

Примечания

  1. Автофокус только в модификации Nikon F3 AF
  2. В отличие от предыдущих моделей, F3 непригоден для установки широкоугольной оптики ранних серий с вращающейся оправой хвостовика
  3. TTL-автоматика вспышки при её установке в этот башмак не работала. Для полноценной работы системной вспышки она должна быть установлена на кронштейн под рулеткой обратной перемотки, как в обычном F3
  4. Объективы для Nikon F3 AF можно отличить по наличию дефиса между буквами «AF» и словом «Nikkor», в современной маркировке отсутствующего

Источники

  1. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 25 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
  2. , с. 9.
  3. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 26 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
  4. (англ.) . Legendary Nikons . Nikon . Дата обращения: 4 июня 2013. Архивировано из 4 июня 2013 года.
  5. (англ.) . Camera Chronicle . Nikon . Дата обращения: 8 марта 2013. Архивировано из 10 марта 2013 года.
  6. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 2 июня 2013. 13 января 2013 года.
  7. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 25 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
  8. , с. 36.
  9. Борис Бакст. . LiveJournal (14 мая 2012). Дата обращения: 27 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
  10. (англ.) . Best of the Rest . Nikon . Дата обращения: 28 июня 2013. Архивировано из 2 июля 2013 года.
  11. (англ.) . Real Cameras . Ken Rockwell. Дата обращения: 19 августа 2013. Архивировано из 19 августа 2013 года.
  12. Sover Wong. (англ.) . Nikon F2 Repair. Дата обращения: 31 марта 2016. 1 июля 2016 года.
  13. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 2 июня 2013. 7 декабря 2012 года.
  14. , с. 10.
  15. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 2 июня 2013. 17 августа 2015 года.
  16. Leo Foo. (англ.) . Photography in Malaysia (2001). Дата обращения: 11 марта 2020. 26 августа 2013 года.
  17. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано из 31 мая 2013 года.
  18. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано из 31 мая 2013 года.
  19. , с. 55.
  20. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано из 31 мая 2013 года.
  21. (англ.) . History of Kodak . Kodak . Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано из 31 мая 2013 года.
  22. , с. 60.
  23. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 2 июня 2013. 27 мая 2013 года.
  24. (англ.) . Legendary Nikons . Nikon . Дата обращения: 28 января 2014. Архивировано из 30 января 2014 года.
  25. Richard Haw. (англ.) . Classic Nikon Maintenance Site (3 сентября 2018). Дата обращения: 27 декабря 2018. 27 декабря 2018 года.
  26. (англ.) . Nikon F2 and F3 Titanium Uemura Spesials . Nikon . Дата обращения: 8 октября 2015. Архивировано из 8 января 2015 года.
  27. Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest (25 ноября 2003). Дата обращения: 28 мая 2013. Архивировано из 31 мая 2013 года.
  28. Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest (25 ноября 2003). Дата обращения: 4 июня 2013. Архивировано из 5 июня 2013 года.
  29. Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest (26 ноября 2003). Дата обращения: 2 июня 2013. 12 мая 2013 года.
  30. Timm J. Chapman. (англ.) . One Vision Photography. Дата обращения: 31 июля 2013. Архивировано из 19 августа 2013 года.
  31. (англ.) . Special application SLR camera . Photography in Malaysia. Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано из 5 июня 2013 года.
  32. Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest (26 ноября 2003). Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано из 5 июня 2013 года.
  33. Michael Zhang. (англ.) . PetaPixel (9 июня 2011). Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано из 5 июня 2013 года.
  34. , с. 10.
  35. Foo Leo. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 24 августа 2014. 13 сентября 2014 года.
  36. Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest (26 ноября 2003). Дата обращения: 27 июля 2013. Архивировано из 19 августа 2013 года.
  37. (англ.) . The Making of . The Raider.net. Дата обращения: 27 июля 2013. Архивировано из 19 августа 2013 года.

Литература

  • Б. Бакст, И. Бажан. «Никон», как тебя понимать?. — М.,: «Фотокурьер», 2003. — С. 54—65. — 156 с. — ISBN 5-7853-0351-5 .
  • Б. Бакст. // «Фотокурьер» : журнал. — 2008. — № 6 (138) . — С. 2—12 .
  • П. И. Камера официального поставщика Олимпиады // « Советское фото » : журнал. — 1980. — № 6 . — С. 36 . — ISSN .
  • Владимир Самарин. Автофокусная система Nikon // «Фотомагазин» : журнал. — 1999. — № 4 . — С. 10—16 . — ISSN .
  • Татено Йокоюки. История затвора фотоаппаратов Nikon // «Фотокурьер» : журнал. — 2000. — № 2—3 . — С. 10 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Nikon F3