Михаил Артёмович Фельдман
(
9 января
1952
,
Каменка
,
Пензенская область
—
16 августа
1988
,
Крушение поезда «Аврора» (1988)
,
Калининская область
) — советский
поэт
,
журналист
,
историк
,
учитель
.
Биография
Михаил Артемович Фельдман родился 9 января 1952 года в городе
Каменка
,
Пензенской области
.
Родители Фельдман Артем Петрович и Александра Михайловна, работники завода Белинсксельмаш.
Брат
Фельдман Павел Артемович
, заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы.
В 1968 году Михаил успешно окончил среднюю школу. В мае 1970 года призван в Советскую армию. Прошел учебку г.
Вышний Волочек
,
Калининской области
, а затем продолжил службу в лётной части в г.
Кант
,
Киргизской ССР
.
После службы поступил на исторический факультет
Ленинградского университета
. Успешно окончил исторический факультет и факультет журналистики.
Работал в университетской газете. Поступил в аспирантуру. Темами его дипломных и аспирантских работ были Грузинские студенты С-Петербургского университета в первой половине 19 века
Соломон Додашвили
и
.
Михаил Артемович был участником Всесоюзной научной конференции в 1983 году посвященной 200-летию Георгиевского трактата от Ленинградского университета. Его работы были изданы в Грузии.
В 1985 году женился на Анне Иосифовне Леви.
Михаил Артемович работал учителем в школах г. Ленинграда, экскурсоводом, старшим редактором северного отделения «Академкнига».
Писал стихи.
Гибель
16 августа 1988 года погиб в
железнодорожной катастрофе близ станции Березайка
. Похоронен на кладбище г. Каменка, Пензенской области.
О, счастье умереть тем,
кем ты был от самого рождения
от самого зачатия
замыслен:
мыслителем,
поэтом,
землепашцем,
Пусть скажут обо мне:
он умер тем, кем был.
В мечте своей хочу быть
тем, кем умирать не страшно
Сыном земли своей
Сборник его стихов «Миновало» издан после его гибели родственниками.
Отзывы
В 2020 году в серии "Поэты литературных чтений «Они ушли. Они остались» вышла книга «Ещё одно имя Богу» (сост. Б. Кутенков, Н. Милешкин, Е. Семёнова) с предисловием Евгения Абдуллаева и послесловием Данилы Давыдова, отзывами Андрея Таврова и Михаила Эпштейна.
-
Ольга АНИКИНА
(из послесловия к подборке Михаила Фельдмана во втором томе антологии «Уйти. Остаться. Жить»):
«Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Фельдмана, — это ощущение действия, постоянно происходящего на наших глазах, причём действия, переданного не глаголом, но вытекающего из взаимоотражения отдельных образов. Действие закрыто в самом себе, обращено на самоё себя и является камерным процессом. В стихах происходят события, сходные с волшебными превращениями или патологическими метаморфопсиями. Такие трансформации наиболее характерны для изменённого сознания или сна — и, продвигаясь от текста к тексту, мы понимаем, что сон в поэзии Фельдмана — явление не случайное».
-
Татьяна ГРАУЗ
(из статьи в «Сетевой Словесности»):
«Идущие в глубину взаимоотношений с языком (пока ещё на уровне лексики) стихи Михаила Фельдмана (1952—1988) — тонкая рефлексия на тему того, что сейчас зовётся „коммуникацией“, а тогда называлось общением, пониманием и взаимопониманием».
-
Данила ДАВЫДОВ
(из послесловия к книге):
«Меж тем этот путь не был одиноким, и чего особенно жаль — именно несовпадения Фельдмана с пусть и немногочисленными, но важными единомышленниками, работавшими тогда в нашей поэзии, как старшими, так и ровесниками. Поэтому, пускай непозволительно поздно, но следует попытаться, хотя бы в черновом варианте, осознать место Фельдмана на той самой поэтической карте, куда биографически он встроен не был, но где сами его тексты должны обрести заслуженное и законное место»
.
-
Евгений АБДУЛЛАЕВ
(из предисловия к книге):
«Сегодня, когда настало время „тихой поэзии“ — её предельно приглушённого звучания в условиях медийного „шума“ — возможно, самое время прочесть Михаила Фельдмана заново. Медленно и вдумчиво, слова и паузы — на что, собственно, эти стихи и были рассчитаны».
-
Михаил ЭПШТЕЙН
(из отзыва на обложке книги):
«Ничего не зная о Михаиле Фельдмане, открыл его стихи и нашёл целый мир, в котором жить трудно, непесенно, чаще всего нет рифм — но есть прерывистое, непредсказуемое дыхание для каждого слова, которое как будто возникает из ничего — как задыхание, „борьба за дыхание“, по слову самого поэта. Эти стихи всё время на грани замолкания — и вместе с тем утверждают свое право на бытие, на „да“, потому что „жалко тратить дыхание / драгоценное на слово
нет
“. Поэзия Фельдмана возвращает нас к истокам боли как испытания веры. „Иов верит в бога / как верят / в тело Иова / мухи и черви / безмерно / натощак / на худеньких лопатках / и на рёбрах / можно читать / скрижали веры“. Вот такие скрижали порой читаются и в этой книге».
Ссылки
-
-
Борис Кутенков.
. —
М.
: ЛитГост, 2019.
-
-