Interested Article - Польский, Михаил Афанасьевич

Михаи́л Афана́сьевич По́льский ( 6 [18] ноября 1891 , Новотроицкая , Кубанская область 21 мая 1960 , Сан-Франциско , Калифорния ) — священнослужитель Русской православной церкви заграницей , протопресвитер ; публицист , богослов .

Биография

Родился 6 ноября 1891 года в семье псаломщика . В 1914 году окончил Ставропольскую духовную семинарию .

В 1918 года был назначен уездным противосектантским миссионером (Ставропольская епархия) .

29 июля 1920 года рукоположён в сан диакона , а 1 августа того же года — рукоположён во иерея . Служил в клире в Москве .

В 1921 году поступил в нелегальную Московскую духовную академию (занятия проходили частным образом у профессоров), которая вскоре была закрыта .

7 мая 1922 года сослужил Патриарху Тихону в храме села Богородского под Москвой. Это была последняя литургия до его ареста .

За борьбу с обновленчеством в 1923 года арестован и четыре с половиной месяца провёл в московской Бутырской тюрьме . Затем отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения . В лагере работал сетевязальщиком и рыбаком на Филимоновой тоне вместе с архиепископом Иларионом (Троицким) . Подробности ареста и пребывания на Соловках были описаны в его «Очерке бежавшего из России священника» .

В 1926 года вышел на свободу . 20 декабря 1926 года приговорён к трём годам ссылки в Коми автономную область по статье 58-13 Уголовного кодекса РСФСР. Отбывал наказание в Усть-Сысольске .

Не признал « Декларации » митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и впоследствии от него отделился. Служил как катакомбный священник , имея антиминс от епископа Платона (Руднева) .

В конце 1929 году бежал из ссылки в Коми. В 1930 году прожил несколько месяцев в Москве на нелегальном положении, был тесно связан с московскими иосифлянами , посетил в священника , а затем при содействии иосифлянина архитектора Владимира Максимова навсегда покинул СССР . В марте того же года нелегально он преодолел советско- персидскую границу . При побеге из России взял с собой сведения о пострадавших священнослужителях Русской православной церкви, которые позднее использовал в своих сочинениях .

В октябре того же года прибыл в Палестину в Русскую духовную миссию , бывшую тогда под контролем Архиерейского синода Русской церкви ; служил в одном из заиорданских монастырей .

С 1934 года был настоятелем общины Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в Бейруте .

28 апреля 1935 года возведён в сан протоиерея .

Был участником II Всезарубежного церковного собора в 1938 году ; прочитанный им доклад «О духовном состоянии Русского народа под властью безбожников» был издан отдельно в Соборных деяниях (Белград, 1938) .

В 1938 году переехал в Великобританию, где до 1948 года был настоятелем прихода в Лондоне в юрисдикции РПЦЗ . 26 ноября 1945 года Архиерейский Синод РПЦЗ протоиерея Михаила наградил наперсным крестом с украшениями за сохранение верности РПЦЗ после перехода в Московский Патриархат митрополита Западно-Европейского Серафима (Лукьянова) .

В 1948 году переехал в США, причислен к кафедральному собору во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско . 14 декабря того же года возведён в сан протопресвитера .

На «Лос-Анджелесском процессе» (1948—1949) — судебном споре об имуществе Преображенской церкви в Лос-Анджелесе — успешно выступал как эксперт-канонист, отстаивая позиции РПЦЗ от посягательств « Северо-Американской митрополии », возглавляемой тогда митрополитом Феофилом (Пашковским) . Обстоятельства этого дела описал в работе «Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода», изданной в Джорданвилле в 1952 году .

С 1952 года служил старшим кафедральным протоиереем Радосте-Скорбященского собора в Сан-Франциско. Ушёл на покой в 1959 году.

Скончался 21 мая 1960 года в Сан-Франциско.

Труды

В 1931 году в Иерусалиме напечатал труд «Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника». Иван Ильин , посвятивший немало строк его книге, писал об отце Михаиле и его труде: «Его разрывающая душу искренность, поразительная ясность его взглядов, касающихся суждений о православной церкви и её путях, его неброское религиозное мужество, его описание церковной борьбы — стоят того, чтобы довериться его слову» . Священник Александр Мазырин , признавая за книгой литературные достоинства, отмечает её особую полемическую заострённость. И приводит слова её автора: «Митрополит Сергий и его Церковь — не величина. Они — как ничто» .

В 1948 году в Джорданвилле вышел его труд «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей», в котором в том числе он доказывал каноничность Русской православной церкви заграницей и неканоничность Московской патриархии после Декларации митрополита Сергия 1927 года, а также обособившейся от РПЦЗ в конце 1947 года Северо-Американской митрополии . Данная публикация ознаменовала возобновление полемики в среде русской церковной эмиграции о том какое из существовавших канонических устройств, являлось наиболее отвечающим церковному сознанию. На эту публикацию в частности ответил Александр Шмеман . В 1960 году в Париже была издана работа Сергея Троицкого «О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского „Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и заграницей“». Начиная разбор книги, Троицкий подчеркнул, что она «является самой подробной апологией Карловацкого раскола , пользуется у карловчан- анастасиевцев большим авторитетом, как своего рода их » . Историк Андрей Кострюков пишет об этой работе: «Он постарался детально изложить обстоятельства возникновения РПЦЗ, её разделения с московской церковной властью и внутренние конфликты. Однако принадлежность автора к Зарубежной Церкви <…> дала о себе знать умалчиванием некоторых „невыгодных“ для неё фактов» .

На основе собранного им архива, личных воспоминаний и свидетельств очевидцев написал книгу « Новые мученики Российские », первый том которой вышел в 1949 году в Джорданвилле . В 1957 году вышел второй том этой книги . После выхода второго тома своей книги приступил к работе над третьей частью. Этот труд не был издан .

Публикации

книги и отдельные издания
  • / Михаил Священник. Иерусалим, 1931. 122 с.
  • О духовном состоянии русского народа под властью безбожников. (Доклад Собору Православной Русской Зарубежной Церкви с участием клира и мирян 7/20 августа 1938 года) / Протоиерей Михаил Польский. Белград, 1938. 23 с.
  • О духовном состоянии русского народа под властью большевизма. — Белград, 1938.
  • Современное состояние Православной Церкви в СССР. [Б. м.], 1946. 34 с.
  • Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей]. — [Джорданвилль], 1948. — 194, [2] с.
  • Американская митрополия и процесс в Лос Анжелосе. — Jordanville, 1949. — 41 с.
  • / Сост. протопресвитер М. Польский. Jordanville, 1949. 228 с., [21] л.
  • (недоступная ссылка) . Jordanville, 1950. 12 с.
  • «К 25-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Тихона» // День русского ребёнка. San Francisco, 1950. Вып. 17. С. 75—79.
  • Четвероевангелие. Текст четырёх Евангелий, поставленный параллельно в хронологическом порядке / Сопоставил текст А. С. Ананьин; ред., предисл. и примечания Протопресвитера М. Польского. Jordanville, 1950. 486 с.
  • Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода. — Джорданвилль, 1952.
  • Очерк положения Русского Экзархата Вселенской юрисдикции. — Джорданвилль.: Свято-Троицкий монастырь. — 1952. — 32 С.
  • «Письмо в редакцию : О положении Западно-Европейского Экзархата» // Православная Русь. 1952. № 20. С. 7-8
  • Теософия и Христианство. Сан-Франциско, 1956. 14 с.
  • / Сост. протопресвитер М. Польский. Jordanville, 1957. 287, [2] c., [14] л.
  • The new martyrs of Russia. — Montreal, 1972. 137 p. (Сокращённое английское издание)
статьи
  • «Познание Бога» // На Страже Православия. Лондон, 1939. — № 1. — С. 1-16
  • [Рецензия] // Православная Русь. 1948. — № 15. — С. 10-11. Рец. на кн.: Философия техники : Техника и новое миросозерцание / П. Боранецкий. Париж, 1947. 222 с.
  • [Рецензия] // Православная Русь. 1948. — № 15. — С. 10. Рец. на кн.: К познанию Православия / Священ. К. Зайцев. Ч. 1. Шанхай, 1948. 218 с.
  • [Рецензия] // Православная Русь. 1948. — № 15. — С. 10. Рец. на ст.: «Бытие определяет сознание» / Еп. Иоанн (Шаховской) // Новое русское слово . 1948. 13 июня
  • «Церковный дневник еп. Иоанна (Шаховского)» // Православная Русь. 1948. — № 10. — С. 10-11
  • «К устройству женской обители в Нью-Джерзи» // Православная Русь. 1949. — № 7/8. — С. 22
  • «В защиту Православия» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 3-4
  • «Духовные помышления» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 4
  • «Источник любви к ближним» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 11. — С. 3-4
  • «Книга Песнь Песней Соломоновых» // Православный путь. 1953. — С. 84-95
  • «Крещение Господне» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 1-2
  • «Наш Спаситель» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 2-3
  • «Свет Великий» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 7. — С. 7-8
  • Чудотворные иконы. К пребыванию «Курской-Коренной» Чудотворной иконы Богоматери в г. Сан-Франциско // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 7. — С. 1-4
  • «Помощь Неба» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 11. — С. 1-3
  • «Земля и Небо» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 1. — С. 1-4
  • «Наука жизни» : О преподавании Закона Божия // Православная Русь. 1954. — № 19. — С. 4-7
  • По поводу одного заговора. Римо-католики и мы // Наше время. Сан-Франциско, 1954. 12-13 марта
  • "Почитание святы"х // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 6. — С. 6-7
  • «Предмет пререканий» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 2. — С. 1-4
  • «Великий раскол 1054 года» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 6. — С. 1-2 (Прил.)
  • «Христос Воскресе! Пасха — Христос, Избавитель» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 4. — С. 1-4
  • «Соловецкий лагерь. Первые впечатления» // День русского ребёнка. Вып. 18. San Francisco, 1951. — С. 252—260
  • «Спасительный путь» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 6. — С. 1-5
  • «Троице Святая, слава Тебе!» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 5. — С. 1-4
  • «Христос Воскресе! Да празднует же мир..: Христос бо возста, веселие вечное» // Церковность. Сан-Франциско, 1955. — № 2. — С. 1-3
  • Американский раскол // «Православная Русь». — 1955 — № 11. — С. 8-11
  • «Церковная и личная политика. По поводу рецензии Еп. Иоанна (Шаховского)» // Владимирский Православный Русский календарь на 1957 г. Нью-Йорк, [1956]. — С. 119—123
  • «Мученическая кончина архиеп. Иоанна : к 25-летию её : Из готовящегося к печати третьего тома „Новомучеников“ протопр. М. Польского» // Православная Русь. 1959. — № 19. — С. 5-6
  • [Рецензия] / Прот. М. П. // Православная Русь. 1970. — № 24. — С. 15. Рец. на кн.: Православно-христианское учение об истинной вере и жизни, в обличение атеизма и в опровержение доктрины неверия. Луч света на вековые тайны / Сост. Архимандрит Пантелеимон. [Б. м.], 1970. 400, 480 с.
  • Патриарх Тихон: («Новые Мученики Российские» прот. М. Польского) // Владимирский Православный русский календарь на 1975 год. N. Y., 1974. — С. 1-42

Литература

  • Иларионова М. К юбилею о. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1955. — №. 19. — С. 6
  • Последний земной путь о. прот. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1960. — № 11. — С. 11
  • Андреев И. М. Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресвитера о. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1960. — № 11. — С. 4-7
  • Константин , архимандрит . Памяти о. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1960. — № 10. — С. 14
  • Отзыв митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, об исключительной важности труда протоиерея Михаила Польского «Положение Церкви в Советской России» // «Православный вестник». — 1995. — № 86. — С. 7-8
  • Польский Михаил // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
  • Псарёв А. В. , диак. // Православная энциклопедия . — М. , 2020. — Т. LVII : «Погановская икона Божьей Матери — Православное обозрение». — С. 285-287. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-064-6 .

Примечания

  1. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine в Базе данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  2. .
  3. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine . Воспоминания о ГУЛАГе.
  4. Шкаровский М. В. от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Христианское чтение . 2015 — № 6, стр. 219—272
  5. . Дата обращения: 31 августа 2015. 6 марта 2016 года.
  6. Мазырин А. В. , свящ. / Науч. ред. прот. Владимир Воробьев. — М. : Издательство ПСТГУ , 2006. — С. 35—36. — 442 с. 25 августа 2021 года.
  7. . ROCOR Studies (13 ноября 2017). Дата обращения: 14 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.
  8. Елисеев А. Б. от 14 ноября 2017 на Wayback Machine // Проблемы отечественной истории: Источники, историография, исследования. Сборник научных статей / Редколлегия: М. Н. Барышников, А. В. Голубев и др.; отв. ред. М. В. Друзин. — СПб.; К.; Мн.: Санкт-Петербургский институт истории РАН; Институт истории Украины НАНУкраины; Белорусский гос. ун-т, 2008. — С. 191. — 682 c.
  9. . Дата обращения: 27 июля 2017. 8 августа 2017 года.
  10. от 15 декабря 2017 на Wayback Machine , с. 16.

Ссылки

Источник —

Same as Польский, Михаил Афанасьевич