Interested Article - Северская Писаница

Се́верская пи́саница ( Северские Писаницы ) — скальный массив в Уральских горах в центральной части Свердловской области России к западу от Екатеринбурга , в окрестностях посёлка Северка . Скала известна изображениями эпохи неолита . Археологический памятник , популярное место туризма.

Месторасположение памятника

Скалы Северские писаницы расположены в муниципальном образовании « «город Екатеринбург» », в смешанном сосново-берёзовом лесу, на вершине небольшого увала северного отрога горы , в 2 километрах к северо-востоку от поселка Северка , в левобережье реки Решётка (правый приток реки Исеть ), в 200 метров восточнее линии ЛЭП, проходящей с севера на юг. Гора Медвижка высотой 368 метров, на склоне которой находятся трассы горнолыжного комплекса «Гора Медвежка» .

Описание

Высота скал Северских писаниц от 5 до 7 метров, состоят из гранита с матрацевидной формой выветривания. Южная сторона скалы отвесна, а северная – полога и состоит из нагроможденных друг на друга валунов, напоминающих развалины средневековой крепости. Скалы простираются с запада на восток на 14 метров .

Северские Писанцы — это скальная гряда, протянувшаяся с запада на восток на 15 метров. Месторасположение скал находится на возвышенности и со всех сторон окружено хвойным лесом. Скалы в высоту достигают до 5 м, имеют складчатую структуру, состоят из гранитных пластов матрацевидной формой выветривания. Южная и западная стороны скалы отвесны, северная и восточная практически пологи и представляют собой нагромождение валунов и каменных плит. Часть скалы была разрушена в XVIII—XIX столетиях, здесь добывался камень для строительных нужд того времени.

Древние рисунки

«Северские писанцы» получили своё название, потому что на них были обнаружены рисунки — писаницы, оставленные нам далекими предками. Рисунки были обнаружены в 1985 году учителем Прониным В. Н., во время похода с группой школьников. Писанцы сохранились только на трех из пяти скал на высоте от 1,2 метра над землей. На скалах сохранилось изображение копытного (вероятно, лось), на фоне мотива в виде сетки – не менее восьми водоплавающих птиц (уток), 4-5 человекообразных существ и геометрические формы. Нанесены они линией шириной от 1 до 2,2 сантиметров. Ученые определяют время создания писаницы III тысячелетием до нашей эры .

Рисунки находятся с отвесной западной стороны скалы. Специалисты Широков Владимир Николаевич и Чаиркин Сергей Евгеньевич в своей работе «Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале» выделяют 5 групп изображений, каждая из которых находится на отдельном блоке .

Ориентация на запад и скальный козырек над ними дают слабую естественную освещённость изображений. Возможно, именно поэтому памятник был открыт недавно, несмотря на проводившиеся здесь каменоломные работы в предшествующие столетия.

Первая группа изображений представляет собой остатки краски бледно-красного цвета на высоте 4,7 метра на своде каменного козырька. Авторы говорят о двух фигурах, верхняя из которых, возможно, человекоподобная (антропоморфная).

Вторая группа расположена на высоте около трёх метров на горизонтальном блоке. Это пятна бледно-красного цвета на площади 12×11 см.

Третья, четвёртая и пятая группы изображений наиболее яркие и многочисленные находятся на высоте 1,2—2 метра на трёх расположенных друг над другом блоках. Рисунки нанесены линиями шириной 10—15 мм. Цвет краски от бледно-красного до красно-оранжевого. Здесь довольно неплохо сохранилось изображение копытного, вероятно лося, заключенного в сетку, 10 фигур птиц, 5 условно-антропоморфных существ, также геометрические мотивы в виде линий, сетки, отдельных сложных фигур.

Композиции Северской писаницы подчинены общей традиции наскальных изображений на Среднем Урале. Сюжеты с копытными, заключенными в сетку довольно распространены в регионе, (например, писаница на Режевском Шайтан Камне). Фигуры птиц имеют массивное квадратное туловище с довольно короткой шеей. Эта особенность подачи рисунка и само месторасположение памятника, в довольно болотистой в прошлом области, может свидетельствовать об изображении уток — самого распространенного представителя водоплавающей дичи.

Изображения птиц и антропоморфных существ, в общем контексте изображений Северской писаницы, можно отнести к сценам охоты на водоплавающую дичь.

К особенностям Северской писаницы можно отнести удаление от воды и необычное западное расположение экспозиции.

Широков В. Н. отмечает тот момент, что третья, четвертая и пятая группы изображений начинаются (слева направо) с нескольких коротких наклонных линий. Исследователь предполагает, что они «маркируют начало (или конец) групп, подчеркивая тем самым их приуроченность к отдельным блокам» и о том, что перед нанесением рисунков древний художник предварительно разметил границы изображения.

Однако, это утверждение можно поставить под сомнение, так как если судить по степени яркости и сохранности краски отдельных фигур, Северская писаница наносилась не в один момент и является разновременным комплексом изображений. При этом невозможно утверждать, что краска бралась из одного, а не из нескольких источников, («емкостей» для переноски и хранения). Сохранность яркости изображений может напрямую зависеть от составляющих краски и пропорций, в которых они смешаны.

Датировка изображений

Определить время создания памятника довольно сложно. Можно говорить, о схожести геометрической манеры изображения птиц на Северской писанице и аналогий на сосудах позднего неолита — ранней бронзы.

Современное состояние памятника

Расположение памятника вблизи от поселка и железнодорожной станции, а также наличие лесных дорог, пригодных для проезда практически любого автомобиля в сухую погоду, делают скалы Северские Писанцы популярным объектом посещений среди туристов. Некоторые туристические компании включают их в туры-походы выходного дня. О частом посещении памятника может говорить костровище с лавками-бревнами, запасы дров под каменными блоками и большое количество мусора, оставленного посетителями .

Литература

  • Широков В. Н., Чаиркин С. Е. Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале. Свердловск. 1990
  • Широков В. Н. Древнее наскальное искусство.// Екатеринбург: энциклопедия. Екатеринбург. 2002. С. 169—171

См. также

Примечания

  1. Рундквист Н., Задорина О. . — Екатеринбург: Квист, 2009. — 456 с. — ISBN 978-5-85383-392-0 . 21 сентября 2017 года.
  2. Щетинин О.И. . — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 100 с. — ISBN 5-7851-0514-4 . 21 сентября 2017 года.
  3. Павел Распопов. . — UraloVed.ru, 12.03.2015. 21 сентября 2017 года.
Источник —

Same as Северская Писаница