Interested Article - Тритон (издательство)

«Трито́н» — кооперативное издательство в Ленинграде , выпускавшее ноты и книги по музыке и действовавшее в 1925—1936. Сыграло большую роль в публикации сочинений советских композиторов и музыковедов.

История

Идея создания издательства возникла у ленинградского музыкально-общественного деятеля В. И. Яшнева на фоне введения нэпа и бурного развития частной инициативы в области мелкой промышленности и торговли, а также всё возрастающей потребности в печатании нот и образовательных материалов по музыке. В 1925 утверждён устав кооператива, в разработке которого помимо Яшнева приняли участие его жена, М. А. Никитина, имевшая подобный опыт (в 1923 она открыла нотный магазин и при нём «Русское музыкальное издательство», просуществовавшее чуть больше года и выпустившее несколько незначительных изданий), Б. В. Асафьев и В. Г. Каратыгин .

Издательство и его нотный магазин сперва располагались по адресу проспект Володарского (ныне Литейный проспект ), д. 43, а вскоре переехали на проспект 25-го Октября (ныне Невский проспект ), д. 50. Последний адрес издательства — улица Герцена (ныне Большая Морская улица ), д. 11. Помимо продажи собственных изданий «Тритона» магазин осуществлял комиссионную торговлю нотами.

Среди первых изданий «Тритона» — «Очерки по методике фортепиано» М. Н. Бариновой, детские фортепианные пьесы. По заказу издательства был написан цикл фортепианных миниатюр для детей « » С. Майкапара , переиздававшийся неоднократно. Выпускалась серия пьес под редакцией С. Гинзбурга «Старые мастера XVII—XVIII столетий в обработках для скрипки и виолончели с роялем В. Бурместера, Ф. Крейслера, А. Моффата и др.»

В издательстве вышли музыкально-теоретические пособия Ю. Тюлина , М. Г. Климова , С. Соловьёва, самоучители и сборники пьес для гармоники (баяна), гитары, мандолины, домры и духовых инструментов, составленные видными ленинградскими педагогами. Издавались песни и романсы классиков, арии из опер, фортепианные пьесы Альбениса, Регера, Шимановского.

Одним из главных направлений деятельности издательства была публикация сочинений ленинградских композиторов. Так, печатались произведения П. Рязанова, Ю. Тюлина, В. Дешевова , Г. Попова , В. Щербачёва , Ю. Шапорина, А. Пащенко, А. Гладковского, М. Юдина, Х. Кушнарёва, О. Чишко, Н. Стрельникова, В. Богданова-Березовского.

В «Тритоне» впервые получили возможность напечатать свои сочинения молодые авторы: В. Желобинский, И. Дзержинский , В. Пушков, А. Животов, И. Пустыльник, Е. Жарковский, Д. Прицкер.

По мнению современного музыковеда В. Величко, наиболее значимым следом издательства в истории музыки явилась публикация таких исследовательских монографий, как «Книга о Стравинском» Б. Асафьева (1929), «Новая фортепианная музыка» М. Друскина (1928), «Политональность и атональность» А. Казеллы (1926), «Музыка средневекового города» Г. Мозера (1926), а также серии сборников «Новая музыка» Ленинградской ассоциации современной музыки с очерками о зарубежных композиторах .

В 1932 году в Ленинграде открылось отделение Центрального музыкального издательства (Музгиза), составившее серьёзную конкуренцию издательству «Тритон». Согласно очерку Б. Вольмана, работа двух издательств, преследующих одни и те же цели, была признана нецелесообразной, и в 1936 издательство «Тритон» самоликвидировалось . После закрытия издательства его «капитал» в виде награвированных досок был передан Музгизу. Это можно видеть по номерам досок нотных изданий , выпускавшихся Ленинградским отделением Музгиза в 1936 году: они всё ещё содержат литеру «Т.», указывающую на «Тритон». В 1937 году «Т.» сменилась на «Л. О.» («Ленинградское отделение»), однако цифры продолжали нумерацию изданий, начатую в «Тритоне». И лишь в 1939 году номера досок включились в единую серию с Московским отделением Музгиза.

Сотрудники

Председателем правления издательства много лет неизменно избирался Ю. А. Шапорин , секретарём — Ю. Я. Вайнкоп.

Ответственными редакторами издательства работали , Н. Н. Загорный , П. Б. Рязанов .

Техническими редакторами работали Б. Л. Вольман, С. А. Затеплинский, Д. П. Кононович.

Лучшим гравёром издательства был Чернов, впоследствии перешедший на работу в Монетный двор .

Эмблема

Эмблема издательства состоит из изображения тритона-земноводного и нотной записи тритона-интервала .

Примечания

  1. Величко В.С. // Opera musicologica : журнал. — 2017. — № 1 (31) . — С. 69—84 . — ISSN . 26 июня 2020 года.
  2. Заметка М. Друскина, напечатанная за год до закрытия издательства, рассказывает об обширных издательских планах «Тритона», которые вряд ли составлялись бы, если б необходимость самоликвидации издательства была очевидна. Количество упоминаний издательства «Тритон» в центральном музыкальном журнале «Советская музыка» за 1935 год говорит о том, что издательство находилось в самом расцвете и было в состоянии продолжать свою деятельность. Поэтому настоящие причины закрытия «Тритона» ещё предстоит выяснить.
  3. — Л.-М.: Тритон. — 5 с.

Литература

  • Друскин М. Издательство «Тритон» // Советская музыка. — 1935. — № 11. — С. 90—93.
  • Вольман Б. Музыкальное издательство «Тритон» // Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда.— Л.: Советский композитор, 1972.
Источник —

Same as Тритон (издательство)