Interested Article - Сатана (героиня эпоса)

Сата́на (Шата́на) , также Сатаней (в армянской традиции Сатени́к арм. Սաթենիկ ) — героиня нартского фольклорного эпоса . Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.

В русских текстах нередко именуется Шата́на , по преобладающему в Северной Осетии куртатинскому произношению и вопреки традиции транслитерации осетинских имён собственных. Этим авторы уходят от ассоциаций со словом « сатана » .

Исторические параллели

Возможно, прототипом Сатáны была царица Сатеник (армянская транскрипция имени), которая в I веке прибыла из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом , для бракосочетания с царём Армении Арташесом . Армянский историк Моисей Хоренский написал несколько легенд о царице Сатеник , в которых есть несколько сюжетов, совпадающих с нартовскими сюжетами о Сатáне. Жорж Дюмезиль указывает на общие элементы в легендах о Сатеник Моисея Хоренского и Сатáне в нартовском эпосе.

Мифология

Сатáна — дочь Уастырджи , рождённая Дзерассой в мире мертвых (загробное царство). За месяц вырастала как за год, а за год — как за три года. Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей. Сатáна, обманув Эльду , получает себе в мужья доблестного и умного Урызмага .

Считается матерью Сослана . В одном из эпизодов племянник Батрадз по зову Сатáны приходит на помощь нартскому народу.

Будучи щедрой гостеприимной хозяйкой, неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин ( аланов ) — пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга .

Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, сражается как воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семиярусной башне.

Героиня адыгского нартского эпоса, мать и воспитательница Сосруко и других нартов, их мудрая наставница и советчица, хозяйка и распорядительница всего нартского хозяйства, женщина неувядающей красоты. Организатор, глава нартского общества, её авторитет непререкаем, хотя она не допускается на ныхас — совет мужчин. Все важнейшие события в жизни нартов свершаются при непосредственном её участии либо под её влиянием.

Наиболее известные сюжеты

Как Сатáна стала женой Урузмага

Урузмаг был сыном Ахсартага и Дзерассы , дочери водного владыки Донбеттыра . Сатáна была дочерью небожителя Уастырджи . Её матерью была Дзерасса. Таким образом она была сестрой Урузмага. Не видя среди нартов мужа, более достойного, чем Урузмаг, она решила стать его супругой и обманом добилась своей цели. Переодевшись в одежду жены Урузмага Эльды , она провела с ним ночь. Эльда же от ревности испустила свой дух у дверей спальни. Урузмаг был в отчаянии и думал, как он появится перед нартовским обществом, когда они узнают, что он переспал с сестрой. Сатáна нашла способ успокоить его. Она усадила Урузмага верхом на осла задом наперёд и предложила ему так проехать несколько раз по улице. В первый раз странное поведение Урузмага вызвало усмешки среди нартов, Во второй раз его проезд верхом задом наперёд вызвал меньшее удивление. В третий же раз поведение Урузмага не вызвало никакой реакции. И тогда Сатáна сказала Урузмагу: «То же самое будет и с нашей женитьбой: посмеются и перестанут». Таким образом брат и сестра стали мужем и женой.

Как появилось пиво

Урузмаг увидел, как птица, поклевав солод, а потом хмель, опьянела и стала кататься по земле. Он сообщил об этом Сатáне и она впервые на земле сварила из солода и хмеля пиво.

Примечания

  1. В. И. Абаев . Избранные труды. — Владикавказ: ИР, 1990. — Т. 1. — С. 384.

    Имя Сатана ещё в прошлом веке Д. Лавров отождествил с именем аланской принцессы Сатиник (вариант Сатеник), которая, согласно армянским преданиям, записанным Моисеем Хоренским, стала женой армянского царя Арташеса (2 век н. э.). [4, с. 189].

  2. «В свете вышесказанного, мы попытаемся выяснить происхождение имени одной из главных героинь эпоса — Шатаны (Сатаны). (Во избежание неблагозвучия будем использовать первую форму написания)…» . Дата обращения: 8 сентября 2012. 29 ноября 2012 года.
  3. Моисей Хоренский, История Армении, кн. II, глава 50, 1858, перевод Н. Эмина, стр. 121—122
  4. . . biblio.darial-online.ru. Дата обращения: 27 марта 2017. 4 ноября 2006 года.

Литература

  • Гуриев Т. А. Имя советчицы нартов: Сатана // Наследие скифов и алан: Очерки о словах и именах. — Владикавказ: «Ир», 1991. — С. 21—32. — ISBN 5-7534-0286-0 .
  • Мамиева Н. , Сатáна в осетинском нартском эпосе, Орджоникидзе, 1971;
Источник —

Same as Сатана (героиня эпоса)