Interested Article - Рок-н-ролл

Рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock ’n’ roll — «качайся и крутись» ) — жанр популярной музыки, получивший распространение в Соединённых Штатах в конце 1940-х — начале 1950-х годов . Сформировался из комбинации элементов афроамериканских и «белых» жанров, таких как ритм-н-блюз и кантри . Стиль белых исполнителей получил также название рокабилли . Несмотря на то, что элементы рок-н-ролла можно услышать в блюзовых записях 1920-х годов и в записях кантри 1930-х , жанр не приобрёл своё название до 1954 года .

Фортепиано или саксофон были ведущим инструментом в самых ранних стилях рок-н-ролла, но они, как правило, заменялись или дополнялись гитарой в середине и конце 1950-х годов .

Отличительные черты — это чёткий ритм, быстрый темп, раскованность исполнения. Традиционными инструментами являются электрогитара , контрабас , ударные , фортепиано и саксофон . Состав рокабилли-коллективов обычно 3 человека (гитара, контрабас, ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти).

По словам журналиста Грега Кота , «рок-н-ролл» относится к стилю популярной музыки, зародившемуся в Соединенных Штатах в 1950-х годах. К середине 1960-х рок-н-ролл превратился в «более всеобъемлющий международный стиль, известный как рок-музыка , хотя последний также по-прежнему известен во многих кругах как рок-н-ролл» . В статье рассматривается первое определение.

Истоки

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. В 1950-х годах белые и черные музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз , буги-вуги , кантри и госпел , добиваясь нового звучания. Билл Хейли использовал афроамериканский сленг и ритмы буги-вуги в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Происхождение термина

Считается, что музыкальный термин «рок-н-ролл» был введён в обиход Аланом Фридом , энергичным диск-жокеем из Кливленда , много сделавшим для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США . Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и чёрными исполнителями [ уточнить ] , что в итоге привело к частичному снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также исполняли народные песни, старые блюз -, кантри - и джаз -композиции, придавая им стилистику рок-н-ролльного звучания.

Ранние записи

В 1949 году афроамериканский исполнитель Вайнони Харрис записал песню под названием «All She Wants to Do Is Rock», где было употреблено слово «рок-н-ролл» в отношении музыки.

Несмотря на то, что сложно чётко обозначить временное начало стиля, исследователи часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне « Rocket 88 », записанной в марте 1951 года ритм-н-блюзовой группой Айка Тёрнера .

Первым рок-н-роллом также называют песню «The Fat Man» Фэтса Домино , с её чётким ритмом буги-вуги и фальцетным скэтом между куплетами; «Rock the Joint» (1952) и « Rock Around the Clock » (1954) Билла Хэйли ; « That’s All Right » (1954) Элвиса Пресли .

Песня Билла Хэйли «Rock Around the Clock», записанная 12 апреля 1954 года, и « Shake, Rattle and Roll » сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известным слушателям местных радиостанций. Так как термин «рок-н-ролл» тогда ещё не был общепризнан, « Rock Around the Clock » была обозначена на пластинке как фокстрот .

Памятная табличка рядом с Музеем и Залом Славы Рок-н-ролла в Кливленде, Огайо

Влияние кантри-музыки

В середине 1950-х годов популярность рок-н-ролла не обошли вниманием некоторые звёзды кантри , подтвердив, таким образом, его связь с традиционной музыкой белых американцев. Некоторые известные, но немолодые уже кантри-музыканты записали композиции в жанре рок-н-ролл, носившие, в основном, единичный характер в их дискографии. Среди них «So, Let’s Rock» (1956) Боба Уиллса , «Rock of Gibraltar» (1956) , «Every Night» (1957) Текса Уильямса . Более молодые кантри-исполнители использовали на записях в новом стиле традиционные инструменты: фиддл, аккордеон.

Органично вписались в рок-н-ролл те музыканты, которые ещё до середины 1950-х годов совмещали белые стили вестерн, хиллбилли и хонки-тонк с афроамериканским буги-вуги и блюзом : , , . Наиболее успешный из них — Билл Хэйли — стал звездой рок-н-ролла.

Молодые пионеры рок-н-ролла — Карл Перкинс , Элвис Пресли , Джин Винсент — делали новые аранжировки известных кантри-песен Хэнка Уильямса , и некоторых других.

Влияние ритм-н-блюза

Влияние ритм-н-блюза считается одним из определяющих в рок-н-ролле . Многие пионеры рок-н-ролла записывали свои кавер-версии песен афроамериканских исполнителей.

Среди успешных профессиональных композиторов в жанре рок-н-ролл были белые американцы: Джерри Либер и Майк Столлер , Отис Блэкуэлл. Зачастую песни сочиняли сами исполнители.

Расцвет жанра

Билл Хэйли, 1958 год
Литл Ричард, 1967 год

Бо́льшая часть исполнителей рок-н-ролла — белые американские подростки, начавшие музыкальную карьеру в середине 1950-х годов и записывавшиеся на небольших и крупных фирмах, чей стиль стали называть рокабилли : Джонни Бёрнетт , , . Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано группой Билла Хэйли в начале 1950-х годов, звучание рокабилли — первыми записями трио Элвиса Пресли .

Среди известных афроамериканских исполнителей, внёсших свою лепту в рок-н-ролл, выделяется Луи Джорден , записавший в 1956 году альбом «Rock’n’Roll», а также Биг Джо Тёрнер . Более молодые афроамериканские исполнители ритм-н-блюза стали популярны среди белой американской молодёжи в 1950-х годах: Литл Ричард , Фэтс Домино , Чак Берри , вокальные ансамбли The Platters , Deep River Boys, The Treniers.

Олицетворением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли , наречённый «королём рок-н-ролла» ещё в 1956 году и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только США, но и всего мира. «Первой леди рок-н-ролла» или «королевой рокабилли» называли Ванду Джексон с её специфическим резким вокалом.

После коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов , которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956—1957 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами — Карлом Перкинсом , Джерри Ли Льюисом , Бадди Холли , Эдди Кокраном , — привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшими ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей , чья композиция « Rumble » оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. Во второй половине 1950-х годов пластинки в стиле рок-н-ролл были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Параллельно существовало множество исполнителей, отшлифовывавших рок-н-ролл в стиле широко популярной музыки, особенно в вокальном стиле ду-воп .

Конец 1950-х годов

Некоторые специалисты говорили об упадке рок-н-ролла в конце 1950-х и начале 1960-х годов . В 1957 году Литл Ричард стал проповедником и оставил поп-музыку; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращении был больше занят эстрадными песнями; Джерри Ли Льюис женился на 13-летней троюродной племяннице Майре Гейл Браун, чем вызвал скандал в обществе ; Бадди Холли , Ричи Валенс и Биг Боппер погибли, разбившись на самолёте Beechcraft Bonanza в феврале 1959 года; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

К началу 1960-х годов рок-н-ролл дал развитие таким музыкальным направлениям, как твист ( Чабби Чекер ), калифорнийский сёрф-рок ( The Beach Boys ). Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света « британским вторжением », возглавляемым The Beatles в первой половине 1960-х годов. Многие рок-н-ролльные хиты 1950-х годов были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин — « рок ».

Возрождение рок-н-ролла

В конце 1970-х годов наметилась тенденция к возрождению интереса к рок-н-роллу в его изначальном, бунтарском смысле. Особенно это коснулось Европы, в частности Великобритании и Нидерландов, где стали появляться группы и звукозаписывающие лейблы, выпускающие записи 1950-х годов наравне с новыми исполнителями. Стиль групп, играющих такой новый образец рок-н-ролла, некоторые называют нео-рокабилли. Пик нео-рокабилли пришёлся на начало и середину 1980-х годов, в основном, в Европе и США, а во второй половине 1980-х нео-рокабилли стали исполнять в СССР. Накануне этих событий, панк-рок отождествлял себя именно с продолжением раннего рок-н-ролла ( Ramones , Sex Pistols , The Clash ).

Рок-н-ролл в СССР

Уже в середине 1950-х коллектив Анатолия Васильева записывал западные радиостанции и играл записанные шлягеры на танцах .

Примерно в это же время группы со схожим репертуаром появились в Москве и Прибалтике . Музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени рок-н-ролл был смещён « британским вторжением » — The Shadows , The Beatles , The Rolling Stones .

На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, цензурировался и нередко был объектом антизападной пропаганды . Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.

Рок-н-ролл, в его традиционном понимании, стали официально играть и записывать в СССР с 1980-х годов. Наиболее заметными группами в то время были таллинский « », московская группа « Браво », латвийский «Архив», свердловский «Топ», ленинградские « Зоопарк » и « Секрет ». Во второй половине 1980-х стали появляться клубные коллективы, играющие рокабилли : « Мистер Твистер » и « » из Москвы, ленинградские .

Культурное воздействие

Рок-н-ролл повлиял на образ жизни, отношения, моду и язык . Афроамериканские и белые американские подростки наслаждались музыкой, может и поэтому рок-н-ролл сыграл важную роль в движении за гражданские права .

Примечания

  1. Джаз — статья из Большой советской энциклопедии .
  2. Christopher John Farley. (англ.) // Time : magazine. — 2004-07-06. — ISSN . 23 января 2018 года.
  3. Jim Dawson and Steve Propes. What Was the First Rock'n'Roll Record. — 1992.
  4. Christ-Janer, Albert, Charles W. Hughes, and Carleton Sprague Smith, American Hymns Old and New (New York: Columbia University Press, 1980), p. 364, ISBN 0-231-03458-X .
  5. ↑ Peterson, Richard A. Creating Country Music: Fabricating Authenticity (1999), p. 9, ISBN 0-226-66285-3 .
  6. Morrison, Craig. Go Cat Go!: Rockabilly Music and Its Makers . — P. IX — University of Illinois Press, 1996. ISBN 0-252-06538-7 , 9780252065385
  7. Davis, Francis. The History of the Blues (New York: Hyperion, 1995), ISBN 0-7868-8124-0 .
  8. (неопр.) . Rock 'n' Roll in my blood. Дата обращения: 20 января 2018. 14 мая 2018 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 23 апреля 2022. 8 мая 2021 года.
  10. (англ.) . Rock n Roll. Дата обращения: 20 января 2018. 21 января 2018 года.
  11. (англ.) . American History USA. Дата обращения: 20 января 2018. 21 января 2018 года.
  12. Kot, Greg, 17 апреля 2020 года. , in the Encyclopædia Britannica , published online 17 June 2008 and also in print and in the Encyclopædia Britannica Ultimate Reference DVD; Chicago : Encyclopædia Britannica, 2010
  13. User, Super . (англ.) , 50's rock & Roll / Rockabilly Dance. Dance to the 60's. Visit our fantastic 50's Rock 'n Roll site Showdance and dancing lessons. . 21 января 2018 года. Дата обращения: 20 января 2018.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 23 сентября 2011. 10 июля 2011 года.
  15. Shmoop. History of Rock and Roll: Shmoop US History Guide . Shmoop University Inc, 2010. — P. 50 — ISBN 978-1-61062-132-8
  16. Dempsey, Jennifer. Music USA: The Rough Guide . Rough Guides, 1999. ISBN 978-1-85828-421-7
  17. Ciment, James . The birth of rock and roll. Atlas of African-American History, Revised Edition. New York: Facts On File, Inc., 2007
  18. D. Hatch and S. Millward, From blues to rock: an analytical history of pop music (Manchester: Manchester University Press ND, 1987), p. 110.
  19. M. Campbell, Popular Music in America: And the Beat Goes on: Popular Music in America (Publisher Cengage Learning, 3rd edn., 2008), p. 172.
  20. The Classic Jerry Lee Lewis 8 CD box set, Bear Family BCD 15420, 1989
  21. (неопр.) . Дата обращения: 14 декабря 2012. 19 марта 2012 года.
  22. .
  23. (неопр.) . 1950's. Дата обращения: 20 января 2018. 21 января 2018 года.
  24. (порт.) . www.ccbeusorocaba.com.br. Дата обращения: 20 января 2018. 21 января 2018 года.

Литература

  • Усманов, О. В. Герои рок-н-ролла. — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — 288 p. — ISBN 5-2240-4606-8 .
  • Jandrow, Richard. E. . — Worcester, Mass.: Boxcar Publishing, 1995. — 296 p. — ISBN 1-8867-9101-5 .
  • Poore, Billy. Rockabilly: A Forty-Year Journey. — Milwaukee, WI: Hal Leonard Corp., 1998. — 295 p. — ISBN 0-7935-9142-2 .
  • Homer, Sheree. . — Jefferson, N.C.: McFarland & Co., 2010. — 255 p. — ISBN 0-7864-3841-X .
  • Marcus, Greil; Guralnick, Peter; et al. . — Minneapolis, MN: Voyageur Press, 2011. — 231 p. — ISBN 0-7603-4062-5 .
  • Naylor, Jerry; Halliday, Steve. Rockabilly Legends: They Called It Rockabilly Long Before It Was Called Rock 'n' Roll. — Milwaukee, WI: Hal Leonard, 2007. — 285 p. — ISBN 1-4234-2042-X .
  • Escott, Colin; Hawkins, Martin. . — New York: St. Martin's Press, 1991. — 276 p. — ISBN 0-3120-5439-4 .
  • Morrison, Craig. Go cat Go! Rockabilly Music and Its Makers. — Urbana: University of Illinois Press, 1996. — 326 p. — ISBN 0-2520-6538-7 .
  • McNutt, Randy. . — Hamilton, Ohio: HHP Books, 1988. — 285 p. — ISBN 0-9401-5205-3 .

Ссылки

Same as Рок-н-ролл