Interested Article - Бернштейн-Коган, Мирьям

Ми́рьям (Мириам) Бернште́йн-Ко́ган (первоначально Мария (Марьем) Яковлевна Бернштейн-Коган ; 14 декабря 1895 , Кишинёв , Бессарабская губерния 4 апреля 1991 , Тель-Авив , Израиль ) — еврейская театральная и киноактриса, пионер ивритского театра в Палестине , художественный руководитель первой профессиональной театральной труппы в стране, литератор. Лауреат Государственной премии Израиля (1975).

Биография

Мария (с 1907 года Мириам) Бернштейн-Коган родилась в Кишинёве в семье видного российского сионистского деятеля Я. М. Бернштейн-Когана и его жены Леи-Доротеи Бернштейн-Коган. В детстве (1901—1907) жила с семьёй в Харькове (посещала гимназию и участвовала в гимназических театральных представлениях), с 1907 по 1910 годы в Палестине (училась в ивритской гимназии «Герцлия» в Яффе ), с 1911 года — вновь в Кишинёве . Во время Кишинёвского погрома 1903 года находилась в городе; дом Бернштейн-Коганов подвергся нападению толпы погромщиков.

Окончив немецкую гимназию в Кишинёве, для получения медицинского образования вновь переехала в Харьков, где с 1910 года функционировал Женский медицинский институт Харьковского медицинского общества под руководством профессора В. Я. Данилевского . Одновременно посещала театральную студию Синельникова. Во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия во фронтовом госпитале.

В 1917 году вышла замуж за адвоката. В том же году Женский медицинский институт влился в медицинский факультет Харьковского университета , после окончания которого М. Я. Бернштейн-Коган работала врачом в Киеве (1918), откуда во время беспорядков Гражданской войны бежала в Москву , где продолжила обучение в школе-студии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко при МХТ . После окончания театральной студии окончательно бросила медицину и начала театральную карьеру под сценическим псевдонимом Мария Александрова. Вышла замуж за актёра Арона Гирша (Киппера).

В мае 1921 года поселилась в подмандатной Палестине, где тотчас присоединилась к первой в стране профессиональной театральной труппе «hаТеатрон hаИври» ( Еврейский театр ), организованной несколькими месяцами ранее ( 10 ноября 1920 года ) актёром театра на идише Давидом Давидовым (1890—1980).

Сразу же была занята в главных ролях в постановках пьес Генрика Ибсена « Нора », Августа Стриндберга «Отец», С. Ф. Пшибышевского «В поисках счастья», в переведённых с идиша пьесах «Пустая корчма» Переца Гиршбейна, «Мирэлэ Эфрос» и «Сиротка Хася» Янкева Гордина , «Знамёна победы» Довида Пинского.

В конце 1921 года после неожиданного отъезда Давидова из страны Бернштейн-Коган возглавила труппу, теперь переименованную в «Театрон драмати» ( Драматический театр ). С этого времени она выступала и как ведущая актриса театра и как режиссёр-постановщик. Уже в 1922 году ею были поставлены «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайлда , «Доктор Коген» Макса Нордау , «Ангел» Семёна Юшкевича и классические произведения из репертуара театра того времени на идише — «Бог возмездия» Шолома Аша , «Дибук» ( Меж двух миров ) Шлоймэ Ан-ского и «Трудно быть евреем» Шолом-Алейхема . На европейских гастролях театра (теперь под названием «Театрон Эрэц-Исраэли» — Театр Земли Израиля ) в Берлине в 1923 году труппа привлекла внимание Менахема Гнесина (1882—1952), который взял на себя руководство театром. В 1924 году им был поставлен «Валтасар» (собственная адаптация пьесы Х. Раше), а в 1925 году театр во главе с М. Бернштейн-Коган и М. Гнесиным вернулся в Палестину. В этом году Бернштейн-Коган был поставлен «Мнимый больной» Мольера , а через год труппа прекратила своё существование. В 1925 году основала и редактировала журнал «Театрон ве-Оманут» ( театр и искусство , 1925—1928) — первое периодическое издание в подмандатной Палестине, посвящённое театру.

В 1928 году выступала в различных восточно-европейских городах, Южной Африке , затем поселилась в Риге , где месте с мужем — актёром Михаилом Гуром — до 1933 года играла в театре на идише, затем со всей семьёй вернулась в Палестину.

М. Я. Бернштейн-Коган присоединилась к труппе театра «Камери» ( Камерный театр ) в Тель-Авиве , в котором особенный успех ей принесла постановка в 1935 году классической комедии театра на идише «Колдунья» Аврума Гольдфадена . На протяжении 1930-х годов выступала с сольными концертами бессарабской еврейской песни на идише и других народных песен на нескольких языках в разных странах Европы. В 1925—1931 годах была членом кнессета представителей (еврейского парламента страны). Выступала также и как переводчица литературы на иврит, оставила воспоминания о еврейской жизни Кишинёва, а после образования Израиля начала сниматься в кино. Исполнила главную роль в кинокартине «История с такси» ( Маасэ бэМонит , 1956) режиссёра Ларри Фриша (с Рафаэлем Клячкиным и Шмуэлем Роденским в ролях), сыграла в «Королеве автострады» ( Малкат hаКвиш , 1971) Менахема Голана (Глобуса), «Ни днём ни ночью» ( Ло бэЙом вэ ло бэЛайла , 1972) Стивена Хилларда Стерна, «Деревянная лошадка» ( Сус Эц , 1976) Йоша Яки по книге Йорама Канюка .

М. Бернштейн-Коган — автор ряда книг прозы и поэзии на иврите, нескольких романов и мемуаров, а также переводов на иврит произведений мировой литературы («Полтава» А. С. Пушкина , 1945; «Патриот» Перл Бак , 1952; новеллы Ги де Мопассана , 1953). Среди книг —" В стране Офира" (1930), «Мефисто» (1938), «Пожар» (1947), «Тишина» (стихи, 1961), «Изо дня в день» (рассказы, 1967), «Корни в воде» (1976), «Как капля в море» (мемуары, 1971). Стихотворение М. Бернштейн-Коган «Мы, матери» в авторском переводе на русский язык вошло в сборник «Поэты Израиля» (Москва: Издательство иностранной литературы, 1963).

Последние годы жила в киббуце Пальмахим с сыном, а после его переезда в США — в Рамат Эфале.

Семья

Примечания

  1. В свидетельстве о рождении, выданном кишинёвским раввинатом , указан 1894 год рождения.
  2. . Дата обращения: 12 августа 2010. Архивировано из 12 июня 2011 года.
  3. . Дата обращения: 17 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 6 июня 2010. 26 февраля 2021 года.
  5. . Дата обращения: 6 июня 2010. 26 февраля 2021 года.
  6. . Дата обращения: 6 июня 2010. 26 февраля 2021 года.
  7. . Дата обращения: 12 августа 2010. 17 августа 2010 года.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Бернштейн-Коган, Мирьям