Interested Article - Архангельский собор (Рязань)

Архангельский собо́р ( собор Михаила Архангела ) — православный храм на территории Рязанского кремля , одно из древнейших сохранившихся сооружений на территории Рязанской области. Построен на рубеже XV—XVI веков. Образец раннемосковского зодчества. Служил домовой церковью великих рязанских князей, позже — с конца 15 в. — место захоронения рязанских архиереев.

История храма

Архангельский собор в 1912 г. Фотография Прокудина-Горского

Архангельский собор — единственное сохранившееся строение на территории Кремля, оставшееся от существовавшего на этом месте дворцового комплекса рязанских князей. В 1521 году, после присоединения Рязани к московскому княжеству храм стал составной частью резиденции главы рязанской епархии, служа одновременно усыпальницей местных православных иерархов.

По версии Д. И. Иловайского храм служил «домовой церковью» для рязанской княжеской фамилии . На протяжении последующих веков в нём были погребены 22 рязанских епископа в основном XV—XVI столетий, начиная с Феодосия в 1471 году. Последнее захоронение совершено в 1922 году

Первое документальное упоминание о храме относится к 1532 году. В нём сообщается о пожертвовании Архангельскому собору колокола, сделанное рязанским епископом Ионой II « на память своей душе » . Колокол был вылит псковскими мастерами и по смете весил 40 пудов.

За время своего существования храм несколько раз перестраивался и видоизменялся. Первая реконструкция храма пришлась на середину 17 века. В первоначальном варианте храм был сооружён с каменной колокольней, прилегающая к южной части храма. В описи 1638 года, составленной боярином Иваном Ляпуновым, рядом с храмом упоминалась каменная соборная колокольня, которая в период 1621—1637 годов была сломана по приказу архиепископа Антония и заменена на восьмистенную дубовую. Старый колокол сняли, перелили с добавлением меди и вылили большой — благовестный. Также был куплен немецкий колокол. Храм значился как каменный с двумя пределами в честь Бориса и Глеба с южной стороны и в честь святого равноапостольного князя Владимира с северной. После очередного пожара 1638 года колокольня вновь сильно пострадала, а после сильнейшего пожара 8 сентября 1647 года, затронувшего практически весь кремль, деревянная колокольня была практически уничтожена. Пострадал и сам собор — обгорели стены, рухнул свод.

На середину 17 века приходится первая значительная перестройка храма, сделанная каменных дел мастером Василием Харитоновым сыном Зубова, из Солигалича , видоизменившая его верхнюю часть («кладены на оный собор связи брусяные») . Им были заново облицованы стены изнутри и снаружи, восстановлены своды, барабан, по периметру четверика надстроен карниз, сложенный закомарами . В ноябре 1651 г при архиепископе Мисаиле к южному фасаду Архангельского собора московский подмастерье Юрий Корнильев возвёл новую колокольню, просуществовавшую до начала XIX века.

Вторая реконструкция пришлась на 1735 год, когда к западной части храма был пристроен притвор . К началу 19 века храм значительно обветшал и пришёл в аварийное состояние. С 1757 года по 1819 годы, вплоть до очередной реконструкции, богослужения в храме не проводились . На новую реконструкцию храма в 1819 году пожертвовали средства купец Михаил Афанасьевич Живаго и мещанин Василий Харин. Верхняя часть собора была разобрана и во вновь выложенной главе появились окна. Реконструкции подверглось и внутреннее убранство храма. В связи со строительством в 1789—1840 годах Соборной колокольни, обветшалую колокольню Архангельского собора окончательно разобрали. 8 ноября 1819 года при скоплении всего города архиепископ Сергий (Крылов-Платонов) торжественно освятил собор, после чего прошла первая церковная служба в восстановленном храме. Согласно описанию в Епархиальных ведомостях 1819 года в алтаре Архангельского собора были размещены иконы 17 века. На резных позолоченных дверях находились образы Божей Матери, архангела Гавриила и четырёх евангелистов, а над царскими вратами образ Тайной Вечери .

Современный вид Архангельского собора
Изображение ангелов в простенках барабана, выполненные Н. В. Шумовым

Современный облик храма во многом обязан губернскому архитектору С. А. Щёткину . Очередная реконструкция 1864—1865 годов дополнила храм парадным западный входом в собор через притвор. К стене архиерейского перехода был пристроен роскошный портал с резной каменной аркой. Вход был соединён пристройкой к трапезной. За долгие годы существования храм врос в землю, по этой причине в пристройке были сделаны спускающиеся ступени к основному уровню помещения. В 1865 году Н. В. Шумовым были расписаны стены храма. На куполе сохранилось изображение Саваофа в окружении херувимов. Ему принадлежит и роспись на барабане храма, в простенках которого изображены фигуры четырёх ангелов . Работа выполнена в академическом стиле с использованием техники клеевой живописи . По договору с протоиереем Н. А. Ильинским Н. В. Шумовым был выполнен проект иконостаса, не сохранившийся до наших дней, а также рисунок паркета храма. Рязанцы делали пожертвования на восстановление храма. Так Епархиальные ведомости писали в то время:

«Все почти возобновление Архангельского собора, как то: устроение в нем нового, прочного, художнически устроенного иконостаса, с превосходными живописными иконами, а также устроение в алтаре паркетного пола, а в храме — деревянного, простого — выкрашенного, и каменного, пристроенного к собору, наружного входа и многое другое, все это произведено на сумму, пожертвованную покойным рязанским купцом Иоанном Васильевичем Осьминниковым»

Пожертвования на реконструкцию храма сделали А. А. Анзимирова, М. А. Живаго, В. Д. Харин и другие жители Рязани.

К 800 летию основания Рязани в храме произвели очередной ремонт, на который пожертвовал средства ктитор кафедрального собора Василий Александр Постников. Храм был передан братству во имя святого Василия Рязанского и стал именоваться церковью братства Василия Рязанского. В 1899 году на непродолжительное время храм был предоставлен Нежинскому и Боховскому полку, размещённых в Рязани.

Н. В. Шумов — автор росписи Архангельского собора в 1865 г.

Революционные события 1917 года не обошли стороной и Архангельский собор. В 1919 году он был закрыт. Часть предметов была изъята в «Гохран», часть поступила в Рязанский губернский музей . В последующее советское время здание собора находилось в распоряжении множества различных организаций. С 25 августа 1931 помещение собора передано под научное краеведческое книгохранилище с читальней , которое располагалось в нём до 1945 года. В книгохранилище числилось около 20000 книг.

В 1970-е годы была проведена очередная реставрация храма по проекту И. В. Ильенко. В 1974 году были произведены обмеры здания и предпринята попытка придать храму его первоначальный облик.

С начала 1980-х годов в помещении храма расположилась одна из экспозиций Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника , а с середины 1990 г. — экспозиция «Сокровища православной культуры 12 — 19 вв.»

Древлехранилище

12 мая 2011 года Архангельский собор возвращён Рязанской епархии. 17 ноября 2011 года он стал составной частью «Древлехранилища» — епархиального музея, в который также входит и западная часть Архиерейского дома (2-3 этажи). В нём устраиваются выставки картин местных художников православной направленности, рязанская епархия проводит тематические встречи верующих Рязани и гостей города.

Первое открытие «Древлехранилища» состоялось 14 января 1914 году. В его, экспозиции, насчитывающей более 1300 предметов, кроме икон были представлены, священные сосуды, архиерейские облачения, древние антиминсы , старинные грамоты, портреты, гравюры, предметы быта . Епархиальный музей был общедоступным и принимал посетителей в воскресные дни.

В наше время в Архангельском соборе разместилось собрание древних икон. Иконы размещены в застекленных витринах, что позволяет свести к минимуму вероятность повреждения во время богослужений и экскурсий, проводимых в соборе . Всего в собрании насчитывается 66 работ иконописцев, многие из которых считаются чудотворными или особо чтимыми. Иконы продолжают находятся в составе государственного музейного фонда и переданы Церковному историко-археологическому музею Рязанской епархии — «Древлехранилищу» в безвозмездное пользование.

Самая почитаемая икона, находящаяся в Архангельском соборе — чудотворный образ Феодотьевский Божией Матери («Одигитрия Рязанская») — работа византийских мастеров , которой нет аналога в других собраниях музеев России . Она принесена на рязанскую землю со Святой горы Афон ещё в домонгольский период — до 1225 года епископом Муромским и Рязанским Ефросином Святогорцем . Согласно легенде сам святой образ избрал Рязанскую землю своим уделом . До монголо — татарского нашествия икона находилась в кафедральном Успенском соборе Старой Рязани и пережила разорение столицы Рязанского княжества. Своё название икона получила от села Федотьево (в настоящее время Спасский район), вблизи которого была чудесным образом найдена в 1487 году. По преданию икона имела серебряное свечение. Под микроскопом сохранились частички серебра и следы восстановительных работ .

Другая реликвия музея — древняя храмовая икона Архангельского собора — Архангел Михаил, с Чудом в Хонех XV—XVI вв. , которая в советское время находилась в Рязанском областном краеведческом музее . Икона является первым списком с чудотворной корсунской иконы, которую, согласно преданию Повести о Николае Зарайском в 1225 году торжественно принимал епископ Евфросин Святогорец .

В музее хранятся и другие чтимые иконы:

  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова — список с древней византийской иконы — работа начала XVI века из Свято-Иоанно-Богословского монастыря
  • иконы из Преображенского собора (Спасо-Ярской церкви), относящиеся к периоду создания храма в 1695 году, заказанные стольником И. И. Вердеревским, для иконостаса у мастеров Московской Оружейной палаты.
  • иконы работы Н. В. Шумова

Архитектура

Архангельский собор — одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный православный храм Рязанского кремля — образец раннего московского зодчества. С восточной стороны к храму примыкают три апсиды , образующих алтарный выступ . Фасад собора со всех сторон украшают плоские лопатки , разделённые на три прясла . В храме имеются три портала с белокаменным декором. В стенах здания расположены узкие оконные проёмы арочной формы. На западной стене храма сохранились до наших дней кафельные печи полукруглой формы, сооружённые вероятно в 19 веке.

Цоколь здания, как и четыре крестообразные опорных столба имеют аттическую базу . Столпы смещены к восточной стороне храма относительно центра четверика . В одну из кладок столпа вмонтирована памятная белокаменная доска, посвящённая смерти митрополита Иллариона в 1673 году. В верхней части столбы дополнены двухуровневыми карнизами в виде полочек и валика. Завершает вертикальную структуру здания аналоги капителей со сферическими полостями, на которые опирается подпружная арочная конструкция. Световой барабан храма лишён декоративных украшений. В нём расположены восемь, более узких, чем в стенах храма, проёмов четыре из которых выполнены в виде окон. За время своего существования пол храма имел разное покрытие. В ходе реставрационных работ были обнаружены керамическая плитка треугольной формы с коричневым покрытием, образующая звездчатый узор, имеющая сходство с полом Архангельского собора Московского Кремля. Также пол храм покрывали белокаменные плиты, а позднее метлахские плитки .

Галерея

Датировка

Точных сведений о дате постройки собора не сохранилось. Датировка храма определяется двумя показателями: историческими сведениями и архитектурными особенностями сооружения. Определение времени постройки храма осложнено многочисленными реконструкциями храма, существенно изменившими его первоначальный облик.

В 19 — начале 20 в. дата строительства храма определялась в широких пределах — от времени княжения Великого князя рязанского Олега Ивановича (1350—1402) , до середины 16 века. В качестве аргумента более раннего времени постройки приводилось упоминание о захоронении в Архангельском соборе в 1481 году епископа Феодосия , а в 1496 г. — епископа Симеона . В частности архимандрит Макарий в 1863, ссылаясь на эти сведения, высказал первое обоснованное предположение о времени постройки храма определив его в промежутке от конца 15 века до 1517 года, то есть во время Великих Рязанских князей.

Первое документально подтверждённое сведение о храме относится к 1532 г. , уже упомянутое ранее дарение колокола епископом Ионом. Этому периоду постройки не противоречит и сама архитектурная конструкция. Четырёхстолпные трёхапсидные одноглавые храмы со столпами, смещёнными к восточной части здания строились в России в 15 — 19 столетиях. Со временем сформировалось две основных точки зрения на время создания Архангельского собора Рязанского кремля: по одной это конец 15 века, по другой — первая половина 16 века.

Сторонником первой точки зрения в частности является М. А. Ильин , который в 1950-е годы утверждал, что сохранившиеся первоначальные формы собора подражают раннемосковской архитектуре рубежа XIV—XV веков. По его мнению сдвинутые к востоку столпы собора характерны для русских построек XV века, а в качестве аналога внешнего оформления он приводил примеры Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, созданного в 1422 году и собора Андроникова монастыря, построенного в 1427 году. В качестве аргумента приводился и политический мотив, определявший внешний облик храма. М. А. Ильин писал:

«В этом проявлялось своего рода оппозиционное настроение заказчика, не желавшего, по-видимому, принимать новых архитектурных форм Москвы. В противовес этому соборы, возводившиеся на средства московского Великого князя и митрополита во вновь присоединенных к Москве землях, нарочито строились в типично московском духе… Постройка в Переславле Рязанском каменного Архангельского собора в конце XV века (что он был каменным, можно не сомневаться), по-видимому, также должна быть отнесена к проявлению в архитектуре определенных политических взглядов рязанских Великих князей»

Ильин М.А. К изучению древнейших памятников... С. 81-84; Ильин М. Рязань. Историко-архитектурный очерк. М., 1954. Ч. 1. С. 47-48

.

Этой же точки зрения первоначально придерживался и искусствовед Вагнер Г. К. , а также реставратор памятников архитектуры Е. Михайловский. Более того, даже назывался наиболее вероятный год постройки — 1475 год.

В пользу датировки храма концом 15 века служит и политическая ситуация в Рязанском княжестве. Начало 16 века — трудное и неспокойное время княжения малолетнего князя Ивана Ивановича . Рязань не располагала средствами для строительства столь значимого сооружения. Последовавшая затем борьба за сохранение независимости, тюремное заключение князя и утрата самостоятельности также позволяет усомниться в строительстве храма в этот период. Другое дело конец 15 века — время последнего расцвета Рязанского княжества .

Второй точки зрения придерживался российский историк А. Г. Мельник , определявший первую четверть 16 века наиболее вероятным временем постройки храма. Его сравнение Рязанского храма с наиболее схожими по архитектуре строениями среди которых Борисоглебский собор Ростовского Борисоглебского монастыря (1522—1523), Троицкий собор Данилова монастыря (1530—1532), храм Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря (1531—1534) указывает на первую половину 16 века .

Этому же времени постройки храма соответствует и наличие элементов декора, носящих следы итальянского влияния. Речь идёт о наружном цоколе , в виде аттической базы , с декоративным поясом в основании закомар в виде антаблемента . Данный ренессансный элемент декора никогда не применялся в русском зодчестве. По утверждению А. Г. Мельника он был привнесен в русскую архитектуру итальянскими архитекторами, работавшими в России на рубеже XV—XVI веков и впервые появляется у московского Архангельского собора (1505—1508), построенного итальянцем Алевизом Новым . По мнению А. Г. Мельника интервал с 1520—1530 г. является наиболее вероятным временем постройки храма.

Таким образом, с большой долей вероятности, Архангельский собор был построен в период между 1475—1530 гг. В качестве компромисса между различными точками зрения, может быть принято итоговое высказывание Г. К. Вагнера, касающееся эпохи создания собора: .

«Это было последнее архитектурное произведение великокняжеской Рязани»

Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971. С. 17.

Некрополь Архангельского собора

Стефан Яворский — митрополит Рязанский и Муромский, блюститель патриаршего престола, захороненный в храме.
Мисаил (архиепископ Рязанский и Муромский) , священномученик, погибший от рук язычников, захороненный в храме.

Архангельский собор со времени своего создания был выбран местом захоронения высших рязанских иерархов . Захоронения располагались по правую и левую сторону храма относительно входа, а также вблизи алтаря и в районе правого клироса — места расположения певчих. Место упоения самого почитаемого из рязанских владык — митрополита Стефана Яворского (1658—1722) находилось на правой стороне храма вблизи алтаря. Тело умершего в Москве митрополита было перенесено в Рязань и захоронено сначала в Успенском соборе, а позже — в 1761 году в Архангельском соборе.

В правой стороне собора, вблизи южного входа, находилась гробница архимандрита Мисаила , убитого в 1655 году мордовскими язычниками. В футляре над гробницей хранилась святыня — мантия убитого архиепископа с тремя отверстиями и следами крови. Мантия священномученика долгое время была в собственности семьи бояр Куабицких, пока в 1734 году при архиепископе Алексии не была перенесена в Архангельский собор .

До 1865 года захоронения размещались в каменных саркофагах. Однако они стали занимать значительную часть помещения храма и, по решению Священного Синода их убрали, сделав исключение для гробниц архиепископ Мисаила , архиепископа Алексия Титова и архиепископа Феодорита . Над местом захоронения митрополита Иллариона была размещена каменная памятная доска, сохранившаяся до настоящего времени на юго-западной колонне собора.

Над могилой митрополита Яворского находилась икона Ахтырской Богоматери , признанной чудотворная в 1739 г. Там же были размещены два стеклянных реликвария. В одном из них в частности находились мощи апостола Варфоломея , святителя Иоанна Златоуста , святого Василия Рязанского , мученика Христофора , часть руки святителя Иона Московского , частица святого благоверного князя Константин Святославича Муромского.

Во втором реликварии находились частичка Неопалимой купины , частичка маврийского дуба , древа, указанного богом Моисею, чтобы усладить воду, фрагмент ступени Фаворской горы , камня, на котором стоял Христос с учениками на Фаворе , камень на котором Христос постился 40 дней и 40 ночей, свеча от гроба господня, перст святого Василия Рязанского, Гвоздь Креста Господня и др. христианские святыни.

В ходе реконструкции храма в 1978 −1979 годах потребовалось укрепление фундамента здания, в том числе и южной его части. Фундамент подводился изнутри храма, а значит возникла необходимость затронуть захоронения. С 25 июня по 12 октября 1978 г. под руководством московского археолога Елены Хворостовой и под наблюдением комиссии Управления Культуры Рязанского исполкома проходило вскрытие полов и склепов. 16 ноября 1978 останки рязанских иерархов были собраны и заново перезахоронены в соборе в едином месте .

Доподлинно известно о погребении в храме 22 рязанских православных иерархов — епископов, архиепископов и митрополитов:

Интересные сведения

  • Поэт Жуковский , находясь в Рязани (вероятно летом 1837 года), сделал зарисовки Кремля, в том числе и Архангельского собора .
  • В 1904 году, находящийся в Рязани император Николай II посетил Архангельский собор. 8 мая он поклонился и помолился праху высших рязанских церковных иерархов, захороненных в храме .
  • В 1913 году к 300-летию Дома Романовых в соборе, у захоронения архиепископа Феодорита , был поставлен фарфоровый киот, пожертвованный императором Николаем II .
  • 8 дек 1914 года царская семья — Николай II , Александра Федоровна , великие княжны Ольга и Татьяна посетили Архангельский собор , поклонились мощам рязанских владык и осмотрели старинные реликвии, принесённые из Древлехранилища.

Литература

  • «Рязань — исторический путеводитель» — Н. Аграмаков под редакцией ТСРК «Рязань. Церкви и монастыри.» 2008 г.
  • . rusneb.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  • rusneb.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.

Ссылки

  • 62info.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  • . portal-logos.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  • svodokn.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  • . www.blagovesti.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  • . www.youtube.com . Дата обращения: 5 июня 2020.

Примечания

  1. Иловайский Д. И. Рязанское княжество. М., 1997. С. 129.
  2. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). М. 2016. стр. 395
  3. svodokn.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  4. Макарий, архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 109—110.
  5. Опись соборных церквей 1632 г.
  6. . nasledie-rus.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 23 ноября 2019 года.
  7. «Рязань — исторический путеводитель» — Н. Аграмаков под редакцией ТСРК «Рязань. Церкви и монастыри.» 2008 г.
  8. Епархиальные ведомостях 1819 г.
  9. svodokn.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  10. . 62info.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  11. . www.blagovesti.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 19 сентября 2019 года.
  12. Соглашение между Рязанским бюро краеведения и Рязанским отделением московского областного архивного бюро
  13. . regnum.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  14. . sobory.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 31 октября 2019 года.
  15. . www.youtube.com . Дата обращения: 5 июня 2020.
  16. cfo.gov.ru . Дата обращения: 5 июня 2020.
  17. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, инв. № 9. 122 X 86.
  18. . rg62.info . Дата обращения: 5 июня 2020.
  19. www.icon-art.info . Дата обращения: 5 июня 2020. 14 февраля 2017 года.
  20. Рязань 1985. [8983] Рязань. Памятники архитектуры и искусства = Ryazan. Monuments of architecture and fine arts: (Альбом). — М.: Советская Россия, 1985. — № 23 (в разделе «Архитектура и искусство XV—XVI веков»), стр. 135.
  21. «Повесть о Николае Зарайском»
  22. rusarch.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 29 марта 2016 года.
  23. Солодовников Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922. С. 59.
  24. Михайловский Е., Ильенко И. Рязань. Касимов. М., 1969. С. 71.
  25. Вагнер Г. К. Ильин М. Рязань // Советская археология. М., 1958. № 3. С. 275.
  26. Е. В. Михайловский Рязань. Памятники архитектуры и искусства. Москва, 1985.
  27. Мельник А. Г. Об интерьерах некоторых храмов Белозерья конца XV — первой половины XVI вв. // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 97-98.
  28. Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов; Ярославль, 1995. С. 125—126, 131.
  29. Вагнер Г. К. Рязань. М., 1971. С. 17.
  30. . lubovbezusl.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 21 ноября 2019 года.
  31. elib.shpl.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 20 июля 2019 года.
  32. Воспоминания Степана Дмитриевича Яхонтова. Государственный Архив Рязанской области
  33. . portal-logos.ru . Дата обращения: 5 июня 2020. 27 сентября 2018 года.
  34. Епархиальные ведомости. 1914 г.
Источник —

Same as Архангельский собор (Рязань)