Дом-музей Чехова (Сумы)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом-музéй А. П. Че́хова — отдел Государственного литературного музея (Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля) , посвящённый жизни и литературной деятельности писателя Антона Павловича Чехова , располагается в Москве в доме на Садовой-Кудринской улице , где драматург проживал со своей семьёй с 1886 по 1890 год. Открытие постоянной экспозиции состоялось 14 июля 1954 года в честь пятидесятилетия со дня смерти Чехова. Коллекция музея, которая начала формироваться с 1912 года, включает личные вещи семьи Чеховых и их окружения, фотографии, предметы мебели, живописи и графики, а также прижизненные издания и архивные документы .
Антон Чехов впервые посетил Москву в 1877 году ещё будучи . К тому времени его семья уже переехала в — отец писателя разорился и, чтобы спастись от кредиторов , ему пришлось изменить место жительства . С 1877 по 1892 год Чеховы сменили около двенадцати квартир — у отца писателя часто не хватало денег на оплату жилья и владельцы выгоняли семью на улицу. Первым «московским адресом» Чехова стал подвальный этаж дома на улице Грачёвка , где семья проживала до 1879-го. Впоследствии отец арендовал квартиру в неблагополучном районе между Соболевым переулком и крупным Сухарёвским рынком — в этом помещении семейство прожило вплоть до 1885-го . В том же году Чеховы переехали в Замоскворечье на улицу Большая Якиманка , где вначале жили в доме Лебедевой, а затем заняли первый этаж усадьбы кухмистера Петра Подпорина. Он организовывал торжества, проходившие на втором этаже того же здания. В одном из своих писем Чехов так описывал жизнь в доме на Якиманке:
Надо спать. Над моей головой идёт пляс. Играет оркестр . Свадьба. В бельэтаже живёт кухмистер, отдающий помещение под свадьбы и поминки. В обед поминки, ночью свадьба... смерть и зачатие... Кто-то, стуча ногами, как лошадь, пробежал сейчас как раз над моей головой... Должно быть шафер. Оркестр гремит...
В 1886 году семья перебралась в дом № 6 на Садовой-Кудринской улице . По признанию самого писателя это была одна из самых удачных квартир за всё время проживания в Москве . Хозяином дома являлся доктор Яков Корнеев , сдававший квартиру во внутреннем флигеле за 650 рублей в год . В этой пристройке вместе с писателем проживала мать Евгения, сестра Мария и младший брат Михаил . Отец писателя Павел жил в другой квартире вместе с сыном Иваном , однако ежедневно посещал свою семью. Чеховых также навещали и родственники: брат Николай , тётушка Федосья и её сын Алексей. Во дворе жили домашние животные: кот Фёдор и собака Корбо .
Собачка без спины, которую наш Корнеев зовёт геенной , здравствует. Кот Фёдор Тимофеич изредка приходит домой пожрать, всё же остальное время гуляет по крышам и мечтательно поглядывает на небо. Очевидно, пришёл к сознанию, что жизнь бессодержательна. Из писем Антона Чехова к М. Киселёвой
В этот период Чехов заболел туберкулёзом и болезнь начала прогрессировать . Как вспоминал младший брат писателя Михаил Чехов:
Особенно сильно кашлял брат Антон когда мы жили на Кудринской-Садовой... На моей обязанности лежало зажигать в спальне у Антона на ночь лампаду , так как он часто просыпался и не любил темноты. Нас отделяла друг от друга тонкая перегородка, и мы подолгу разговаривали через неё на разные темы, когда просыпались среди ночи и не спали. Вот тут-то я и наслушался его кашля .
В доме на Садовой-Кудринской улице началась литературная карьера драматурга: в это время он написал множество повестей и рассказов, таких как: « Скучная история », « Степь », «Огни» и другие, пьесы « Иванов », «Леший» , « Медведь », « Предложение », «Свадьба», « Трагик поневоле », « Татьяна Репина » .
Здесь Чехов продолжал медицинскую практику, и вёл приём практически ежедневно: «…принимаю я ежедневно от 12 до 3 часов, для литераторов же мои двери открыты настежь день и нощь» .
21 апреля 1890 года писатель покинул Москву и отправился в путешествие на Сахалин и на Восток. 1 мая дом на Садовой-Кудринской покинула и семья, арендовавшая более дешёвую квартиру в доме Дукмасова на Малой Дмитровке . Вернувшись в Москву, драматург поселился уже на новом месте: «Мой московский адрес не корнеевский, а уже новый: Малая Дмитровка, д. Фирганг» .
Особняк возведён в 1874 году по заказу подполковника Владимира Ростовцева , нанявшего для работы над проектом архитектора Василия Афанасьева . В 1875-м усадьбу приобрёл доктор Яков Корнеев, поселившийся в центральном здании и сдававший боковые корпуса под частный наём .
К особняку примыкают два жилых флигеля: левый был перестроен Афанасьевым ещё в 1873 году из помещений соседней усадьбы Вильгельма Шуберта , а правый, полностью идентичный первому, возведён в 1891-м. Во дворе дома также располагались деревянные хозяйственные постройки: сарай, складские помещения и летняя кухня. До 1890-х годов здание украшали декоративным карнизом , невысокой балюстрадой , рельефными наличниками , а также двумя эркерами — впоследствии балюстрады и наличники были утрачены. Перед домом находился палисадник : его обрамляла деревянная изгородь , за которой росли кусты и деревья . Уже в XX веке часть здания на первом этаже разделили рустиками , а окна фасада значительно видоизменили .
Флигель, в котором в 1886 году поселились Чеховы, представлял собой двухэтажный каменный дом, построенный в шатёрном стиле и украшенный эркерами . Необычная планировка дома с ризалитами , а также красный цвет стен позволяли Чехову называть особняк «комодом» :
Живу в Кудрине, против 4-й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный , т.е. красный .
Будучи гостеприимным человеком, Чехов всегда собирал вокруг себя большое количество друзей, любивших посещать писателя в его доме на Садовой-Кудринской. «Приходи в воскресенье вечером в „комод“ — весело проведём время» — так драматург приглашал зайти к нему домой . В его квартире бывали в гостях писатели и актёры Владимир Короленко , Алексей Плещеев , Александр Ленский , Владимир Гиляровский , Иван Леонтьев-Щеглов , Александр Лазарев-Грузинский, Дмитрий Григорович , а также архитектор Фёдор Шехтель . Старшую сестру Марию навещали и гимназические учительницы. С одной из них, Лидией Мизиновой , был связан случай:
Когда Лика в первый раз зашла зачем-то ко мне, произошёл такой забавный эпизод. Мы жили тогда в доме Корнеева на Садовой-Кудринской. Войдя вместе с Ликой, я оставила её в прихожей, а сама поднялась по лестнице к себе в комнату наверх. В это время младший брат Миша стал спускаться по лестнице в кабинет Антона Павловича, расположенный в первом этаже, и увидел Лику. Лидия Стахиевна всегда была очень застенчивой. Она прижалась к вешалке и полузакрыла лицо воротником своей шубы. Но Михаил Павлович успел её разглядеть. Войдя в кабинет к брату, он сказал ему:
- Послушай, Антон, к Марье пришла такая хорошенькая! Стоит в прихожей.
- Гм... да? – ответил Антон Павлович, затем встал и пошёл через прихожую наверх.
За ним снова поднялся Михаил Павлович. Побыв минутку наверху, Антон Павлович стал возвращаться назад. Миша вскоре тоже спустился, и так это хождение они повторяли несколько раз, стараясь рассмотреть Лику. Впоследствии Лика рассказывала мне, что в тот первый раз у неё создалось впечатление, что в нашей семье страшно много мужчин, которые все ходили вверх и вниз! Из воспоминаний Марии Чеховой
Старший брат Чехова Николай был художником. В 1879-м именно он познакомил писателя с художником Исааком Левитаном , ставшим одним из самых близких друзей Чехова. В знак дружбы Левитан преподнёс драматургу в подарок картины «Река Истра» (1885) и «Дуб и берёзка» (1884). В 1893-м друг семьи Илья Репин решил познакомить Льва Толстого с Чеховым, приехав в дом на Садовой-Кудринской. Однако Репин не знал, что семья Чеховых не жила там уже три года и знакомство двух писателей не состоялось .
Первый музей памяти Антона Чехова открылся в 1912 году по инициативе родственников писателя в доме Пашкова . Руководство библиотеки Румянцевского музея выделило помещение под литературную экспозицию, названную «Чеховской комнатой» . В 1921-м по инициативе Е. Э. Лейтнеккера был организован Московский государственный музей имени А. П. Чехова. В 1934 году чеховская коллекция вошла в состав фондов Государственного литературного музея . Музей открылся в 1954-м в честь пятидесятилетия со дня смерти писателя . На торжественной церемонии присутствовали советские деятели науки и культуры, а также родственники писателя: вдова Ольга Книппер-Чехова и племянник Сергей Чехов .
В основе музейной коллекции лежат документы и материалы из личного архива писателя и его семьи. Экспозиция построена по мемориальному принципу: в большинстве комнат исторические интерьеры были восстановлены по рисункам Михаила и Марии Чеховых , а в остальных помещениях располагаются литературная экспозиция.
Напротив главного входа находится небольшая прихожая, откуда ведёт лестница на второй этаж. Слева висит деревянная вешалка, а у окна размещён глубокий подоконник, использовавшийся для хранения вещей. Деревянная лестница была украшена как в большинстве усадебных домов XIX века : закреплённая прутьями красная ковровая дорожка покрывала ступени, в то время как перила были обтянуты красным бархатом , прибитым медными гвоздями .
Из прихожей можно попасть в личные комнаты писателя, располагающиеся на первом этаже и изолированные от остальной части дома. Кабинет Чехова представляет собой большую комнату с выходящими во двор двумя окнами. Стены помещения оклеены тёмно-зелёными обоями. Двор дома был плотно засажен деревьями, так что сквозь листву в комнату проникало мало солнечного света. Использовавшаяся для отопления в зимние периоды кафельная печь стояла в левом углу, рядом — письменный стол писателя. Чехов намеренно разместил рабочее место в глубине комнаты: перед низко расположенными окнами постоянно мелькали ноги людей, что отвлекало драматурга от работы. В то же время писатель любил работать в шумной обстановке — присутствие людей помогало ему концентрироваться:
Посидите. Я скоро кончу. Потолкуем, говорил он. В кабинете открытые полки с книгами тянулись до самого потолка; возьмёшь одну из книг и уйдёшь с головой в чтение, а Чехов у письменного стола уходит с головой в письмо. Александр Лазарев-Грузинский
НВ кабинете — личные вещи драматурга: подсвечники в виде драконов , рыболовные принадлежности, а также чернильница с фигуркой лошади, подаренная писателю благодарными пациентками . Над столом висят портреты актёров Константина Варламова , Владимира Давыдова и Павла Свободина , сыгравших главные роли в постановках чеховских пьес . Посреди кабинета стоит стол с плюшевой скатертью и керосиновой лампой , а стены украшают фотографии близких друзей писателя и несколько пейзажных картин . В этом кабинете Чехов ежедневно принимал пациентов: получив звание уездного врача в 1884 году от одного из ведущих хирургов XIX века Николая Склифосовского , писатель практиковал медицину до последних дней своей жизни .
Он [Чехов] всё сидит, пишет, пишет, пишет. Нет дня, когда бы он не писал... Порой, если нет [медицинской] практики, он по целому дню носу не показывает на улицу. Ужасный архитруженик. Александр Лазарев-Грузинский
В находящейся по соседству спальне Чехова есть только одно окно, выходящее на Садовую-Кудринскую улицу. Однако, в отличие от кабинета, спальня была достаточно светлой. У стены стоит железная кровать с шерстяным одеялом и двумя большими подушками, на одной из которых надета наволочка, вышитая матерью драматурга. Над кроватью висит народная плахта , привезённая писателем из поездки по Украине , а у окна расположен второй письменный стол, за которым Чехов работал, когда в кабинете становилось слишком темно. На его поверхности стоят подсвечники, лампа и стопка книг . На стенах спальни висят картины его брата Николая, в частности детские портреты дочери знакомых Ани Маевской и крестьянского мальчика, выполненные в 1880 году . Из личных вещей писателя здесь представлены университетский значок, гобой - , портфель, жилет, верхняя рубашка, кепка, а также лента от венка с последней прижизненной постановки чеховской пьесы .
По соседству с личными комнатами писателя находилась спальня Михаила Чехова. На момент проживания в этой квартире Михаил был студентом юридического факультета Московского университета . В комнате представлены кровать, подлинный письменный стол, личные вещи М. П. Чехова, а также его акварели.
По ведущей на второй этаж лестнице посетители музея попадают в гостиную, располагающуюся слева от площадки. Здесь полностью восстановлены интерьеры чеховского времени: стены оклеены светлыми обоями, а окна украшены лиловыми ламбрекенами . Между ними висят круглые часы, а на подоконниках стоят азалии , фикусы и кактусы . У правой стены находятся диван и овальный стол с бархатной скатертью, на котором размещены фарфоровая лампа, альбом с семейными фотографиями и пепельница . Слева расположено пианино, над которым висит пейзажная картина. Полы гостиной украшают ковры с геометрическим орнаментом. Во времена Чехова в гостиной также стоял аквариум с рыбками, за которыми писатель любил наблюдать в свободное время . Как вспоминал Александр Лазарев-Грузинский:
Указав на аквариум, пианино и мебель, Чехов сказал мне: «Хорошо быть литератором... Это всё дала мне литература». Но когда я с некоторым почтением взглянул на вещи, данные литературой, Чехов рассмеялся и пояснил, что пианино взято им напрокат, а часть мебели принадлежит его брату Николаю. Кажется, это была в некотором роде литературная мебель .
Мебель в гостиной Чехова действительно принадлежала бывшей издательнице журнала « Будильник », которая, разорившись в 1883 году, выплатила гонорар своим сотрудникам собственной мебелью. В то время на неё работал старший брат писателя Николай Чехов, подаривший гарнитур своей семье. В книжных шкафах хранятся семейная библиотека, фотографии близких друзей, а также художественные портреты Антона Чехова, среди которых выделяется работа художника Валентина Серова . В экспозицию гостиной входят фотокарточки с автографами и коллекция книг, подаренная Чехову букинистом Николаем Свешниковым .
Гостиная переходит в комнату Марии Чеховой, работавшей преподавателем истории в женском учебном заведении Людмилы Ржевской . Помещение разделено на две части выступающими окнами и кафельной печью: в одной части располагался кабинет, а в другой — спальня Марии. В кабинете экспонируется письменный стол и диван, а в спальне кровать и маленькие прикроватные столики . Посередине объединённых комнат стоит мольберт , за которым Чехова рисовала наброски и пейзажи .
В столовой проходили семейные обеды и званые вечера семьи Чеховых. Стены оклеены светло-жёлтыми обоями, зрительно увеличивающими пространство, а в центре стоит большой обеденный стол с расставленными вокруг венскими стульями . В левом углу комнаты также расположены кафельная печь, используемая для обогрева помещений, и буфет с керосиновой лампой на нём. На стенах гостиной висят географическая карта России , а также художественные работы Николая Чехова . Послеобеденное время семья зачастую проводила вместе. Михаил Чехов так описывал один из вечеров:
Сейчас же после обеда, когда Машета [Мария Чехова], утомлённая разливанием супа да раскладыванием по тарелкам жаркого, разваливается на своей кушетке, а Антоша и Ваня садятся против неё у горячей печки и начинают раскуривать свои папиросы, – я хватаю милого Иваненку за бока, усаживаю его за пианино и под его аккомпанемент начинаю петь. Иваненко играет и морщится, Антон улыбается, а Машета умоляет меня перестать. «Надоел! Просто душу на части рвёт твой гадкий голос!» – кричит она из своей комнаты, а я всё пою и пою. Пою до тех пор, пока с натуги не начнут ныть глаза. «Ну, голос», – говорит Иваненко, глядя мне в глаза, и укоризненно... мотает головой .
Столовая прилегает к комнате матери писателя Евгении Чеховой. Здесь не были воссозданы исторические интерьеры ввиду отсутствия сохранившейся подлинной мебели, а также подробного описания комнат. В стенах этого помещения экспонируются прижизненные издания Чехова, а также архивные документы, связанные с его литературной деятельностью .