Interested Article - Скандал вокруг танцевального номера «Пчёлки и Винни-Пух»

Скандал вокруг танцевального номера «Пчёлки и Винни-Пух» — разгоревшаяся в середине апреля 2015 года трансграничная гендерная моральная паника вокруг постановки оренбургской танцевальной школы «Кредо», во время которой юные участницы исполняли танец в стиле тверкинг . Всего за несколько дней событие стало активно обсуждаться во множестве российских, а затем и международных СМИ .

Видеозапись выступления была замечена СМИ 13 апреля 2015 года, когда она уже имела почти 4 млн просмотров и вызвала большой ажиотаж среди пользователей русского сегмента интернета , некоторые из которых посчитали, что телодвижения в подобном танце являются слишком откровенными для возраста исполнительниц (из 22 танцовщиц 9 являлись несовершеннолетними) .

Уже 14 апреля Следственный комитет Российской Федерации начал проверку видеозаписи на предмет нарушения российского законодательства постановщиками танца .

После экстренного совещания в мэрии Оренбурга было принято решение приостановить работу танцевальной школы на время проведения проверки . Также была приостановлена работа сайта школы .

18 мая 2015 года Следственный комитет официально заявил об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления . В тот же день танцевальная школа «Кредо» объявила о возобновлении своей работы .

Содержание видео

Под мелодию из советского мультфильма « Винни-Пух », участник номера, переодетый в костюм медведя, поднимает с середины сцены горшок с надписью «Мёд» и демонстрирует зрителям в зале его пустоту . Отойдя вглубь сцены, медведь оглядывается по сторонам. Музыка сменяется на песню «Lady Bee — Punani», под которую из-за кулис выходят девушки в полосатых чёрно-оранжевых костюмах , окружая медведя . Далее исполнительницы занимают свои места в три ряда на сцене и начинается сам танец . Поначалу на танцовщицах надеты чёрные плиссированные мини-юбки , но в процессе выступления все девушки одновременно сбрасывают их, оставаясь только в полосатых спортивных купальниках . В конце номера ещё раз проигрывается часть песни из советского мультфильма.

Ход событий

12 апреля 2015 года пользователь YouTube под никнеймом vitamen72 разместил у себя на странице видеозапись внутреннего отчётного концерта танцевальной школы «Кредо», на которой девушки в костюмах пчёл исполняли на сцене оренбургского ДК «Молодёжный» перед аудиторией из своих родственников и близких друзей танец в стиле тверкинг . Съемка была проведена в январе 2015 года . Бурное обсуждение интернет-зрителей, посмотревших утекшую в сеть видеозапись, вызвал тот факт, что предположительно несовершеннолетние участницы не только выполняют энергичные движения тазом и бёдрами, но также сбрасывают в процессе выступления юбки и продолжают танцевать в костюмах, раскраска которых вызвала у некоторых людей цветовые ассоциации с георгиевской ленточкой .

Органы прокуратуры Оренбурга приняли решение организовать проверку танцевальной школы на соответствие её деятельности российскому законодательству . Также к проверке подключился Следственный комитет РФ , усмотрев в действиях танцевальной школы, администрации танцевальной площадки и местных чиновников признаки состава преступлений по статьям « халатность » и « развратные действия » ., поскольку в постановке участвовали несовершеннолетние девушки. Кроме того, представитель Следственного комитета выразил необходимость изучить документы танцевальной школы . За оказание юридической помощи танцевальной школе, а также исполнительницам номера и их родителям взялся известный московский адвокат Евгений Черноусов .

Участницы скандального концерта, по собственным словам, были шокированы тем, какое впечатление на общество произвело их выступление , и организовали флешмоб в поддержку своей танцевальной школы . Родители девушек направили уполномоченному по правам человека в Оренбургской области Анатолию Чадову письмо за подписью 162 человек с просьбой дать танцевальной школе возможность нормально работать дальше, так как их дочери хотят продолжать там заниматься . Также было подготовлено коллективное обращение к руководителю фракции «Единая Россия» Владимиру Васильеву с указанием на незаконность проводимых в отношении танцевальной школы следственных действий . Множество людей открыто выразили родителям девушек свою поддержку . Кроме того, детский омбудсмен от Оренбургской области Ольга Ковыльская опровергла слова Павла Астахова , что родители танцовщиц якобы писали ей жалобы, что были не в курсе, чем на самом деле занимаются их дочери .

Руководитель танцевальной школы «Кредо» Виктория Яковенко заявила, что не понимает возникшего вокруг концерта шума, поскольку тверкинг в России известен уже не первый год, а все ученицы посещают занятия с письменного согласия родителей , которые присутствовали на репетициях и положительно отзывались о танцах дочерей . Кроме того, было отмечено, что инициатива по обучению тверкингу принадлежала самим девушкам , а занятия по этому направлению были прекращены в феврале 2015 года . И несмотря на то, что постановка носила экспериментальный характер, находившиеся в зале родители исполнительниц аплодировали им стоя и открыто выражали благодарность школе . С целью ограждения девушек от повышенного внимания журналистов и общественности, по рекомендации региональных чиновников было принято решение временно приостановить работу танцевальной школы , а также создать комиссию для проверки других аналогичных учреждений .

18 мая 2015 года Следственный комитет объявил, что доследственная проверка не выявила фактов халатности в работе руководства танцевальной школы и развратных действий в отношении несовершеннолетних . Согласно экспертному заключению специалистов в области хореографии, все телодвижения в танцевальном номере соответствуют заявленному стилю «тверкинг», а также не содержат элементов эротики и порнографии. На основании этого в возбуждении уголовного дела было отказано .

Анализ

С 13 по 30 апреля 2015 года на тему «Тверка оренбургских пчелок» было сделано 81910 постов (из них в « Facebook » — 44857, в « ВКонтакте » — 37053) и , что стало первичным этапом конструирования моральной паники в Интернете при помощи форумов и социальных сетей, распространивших непроверенную информацию , тем самым создавая в массовом сознании представление о якобы приближающейся социальной катастрофе. Вторичный этап конструирования происходил посредством телевидения, имеющего высокий уровень популярности у старшей зрительской аудитории , наиболее подверженной аффективным реакциям . При этом использовалась манипулятивная техника эмотивно -морализаторского дискурса и привлечение в качестве экспертов акторов политического поля , высказывавшихся с позиций политической , правовой , культурологической , психологической и медицинской точек зрения . В дискурсивных стратегиях экспертов применялись риторика бедствия с акцентом на угрозу нравственного разложения современной молодежи, а также прием стигматизации , которой подверглись организаторы скандального танца .

Мнения интернет-зрителей, ознакомившихся с видеозаписью, разделились . Социологический опрос , проведённый газетой « Собеседник », показал, что более половины интервьюируемых не видят ничего предосудительного в танцевальном номере «Пчёлки и Винни-Пух» . Примерно поровну разделились мнения читателей « Российской газеты » и « Московского комсомольца » . В стратегиях освещения данного события со стороны федеральных телеканалов также имеются различия. « Первый канал » и « Россия-1 » в своих информационных программах сначала использовали только констатацию в виде обозначения самого факта танца без комментариев уполномоченных экспертов и без применения технологии эмотивно-морализаторского дискурса . В то же время 14 апреля 2015 года в программе « Вечерний Ургант » была использована ироничная риторика. В свою очередь, на канале «Россия-1» в вечерний прайм-тайм в ток-шоу « Прямой эфир » происходило конституирование моральной паники .

Исходя из результатов контент-анализа информационных полей телевидения и Интернета следует, что сама по себе моральная паника вокруг танцевального номера была краткосрочной. С одной стороны, это связано с отсутствием в повестке дня новых деталей и подробностей, поддерживающих интерес аудитории, а с другой — с быстрым развенчанием мифа о якобы социальной опасности тверкинга, чему способствовали отказ в возбуждении уголовного дела , весомая общественная и адвокатская поддержка , а также появление ряда публикаций, авторы которых прямо указывали на явную искусственность скандала. Так политтехнолог Марина Юденич и журналист Максим Шевченко высказали предположение, что скандал вокруг танцевальной постановки может являться медийной провокацией, в которой юным исполнительницам выпала роль стать пешками в чужой нечестной игре . Ряд журналистов отметили тот факт, что пользователь YouTube vitamen72 занимает открытую антироссийскую позицию и умышленно указал в названии ролика ложную информацию , а первыми о танцевальной постановке написали украинские СМИ . Публицист Максим Калашников и некоторые другие журналисты выдвинули версию, что скандал вокруг танцевальной школы искусственно подогревается для отвлечение внимания населения России от более серьёзных проблем. Ряд российских СМИ обратили внимание общественности на то, что в разные периоды отечественной истории также преследовались такие танцевальные направления, как танго , вальс и фокстрот , которые впоследствии были реабилитированы и стали классическими.

Отличительной чертой событий вокруг танцевального номера стало то, что в данном случае моральная паника развивалась одновременно как в региональном, так и в федеральном медиапространстве , став образцом трансграничной моральной паники , охватившей аудиторию в общероссийском контексте . В дальнейшем, в книге «Russian Culture in the Age of Globalization» доктор философии Саара Ратилайнен из Хельсинкского университета применила к событиям в Оренбурге термин гендерная моральная паника , вызванная репрезентацией женской подростковой сексуальности . Схожую позицию ранее занял кандидат социологических наук Александр Щекотуров из Института экономики и предпринимательства , который объяснил резонанс вокруг танцевального номера тем, что это событие напомнило людям о наличии у подростков сексуальности и фактически бросило вызов складывающемуся в российском обществе традиционализму .

Влияние

В декабре 2015 года Google признала запись выступления самым популярным российским роликом на YouTube за год .

После возникновения скандала вокруг номера, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов инициировал разработку поправок в закон « », согласно которым все танцевальные школы должны будут согласовывать свои программы с районными отделами образования . Также художественный руководитель оренбургского городского театра музыки и танца «Щелкунчик» Алла Строилова предложила создать межведомственную комиссию по танцам, которая должна будет заняться оценкой номеров частных танцевальных школ перед их публичными концертами . Ни одна из этих инициатив не была реализована.

Широкое обсуждение множеством СМИ танцевального номера привлекло внимание общественности к ещё нескольким последовавшим в других городах скандальным выступлениям в стиле «тверкинг», которые ряд изданий связали именно с постановкой «Пчёлки и Винни-Пух» . В мае 2015 года американский журнал Newsweek опубликовал статью о 10 случаях конфликта россиян с законодательством по «странным причинам», из которых на первом месте стоит скандал вокруг танцевального номера . Ряд российских изданий назвали оренбургский скандал одним из главных событий 2015 года .

Скандальный танцевальный номер вызвал профессиональный интерес среди исполнителей российской эстрады. В первые же дни после возникновения общественного резонанса народный артист России Вячеслав Добрынин исполнил элемент тверкинга во время своего интервью журналистам, которые связали это именно с событиями в Оренбурге . На премии RU.TV 2015 выступление народного артиста России Николая Баскова было специально стилизовано под номер «Пчёлки и Винни-Пух» . 24 ноября 2015 года танцевальный номер получил премию « Серебряная калоша » .

См. также

Комментарии

  1. Как впоследствии выяснилось, видеозапись выступления была скопирована с личной страницы социальной сети ВКонтакте одной из оренбургских школьниц .

Примечания

  1. // Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва : Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Научный руководитель: д-р социол. наук , профессор К. В. Фофанова. — Саранск , 2016. 29 сентября 2020 года.
  2. Saara Ratilainen. // (англ.) / Vlad Strukov, Sarah Hudspith. — London : Routledge , 2019. — P. 240—263. — 25 p. — ISBN 978-1-138-64810-4 . 16 мая 2020 года. от 25 ноября 2020 на Wayback Machine
  3. Ефанов А.А. // : Научный журнал . — Челябинск : ООО Центр интеллектуальных услуг "Энциклопедия", 2017. — Вып. 24 , № 2 . — С. 176—181 . — ISSN . 26 января 2020 года.
  4. Sarah Rainsford. (англ.) . « BBC News » (14 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 30 июня 2021 года.
  5. Karoun Demirjian. (англ.) . « The Washington Post » (14 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 8 мая 2015 года.
  6. Blake Neff. (англ.) . « » (14 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 29 апреля 2015 года.
  7. Lizzie Dearden. (англ.) . « The Independent » (15 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 14 мая 2022 года.
  8. (англ.) . « » (14 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 8 февраля 2016 года.
  9. Anna Dolgov, Gabrielle Tétrault-Farber. (англ.) . « The Moscow Times » (14 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 18 мая 2015 года.
  10. (англ.) . « » (14 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 19 мая 2015 года.
  11. . « Интерфакс » (13 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  12. . « РБК » (18 мая 2015). Дата обращения: 18 мая 2015. 28 ноября 2018 года.
  13. Евгений Несын. . « Комсомольская правда » (14 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  14. . Прокуратура оренбургской области (14 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  15. . Интерфакс (14 апреля 2015). Дата обращения: 3 октября 2020. 14 апреля 2015 года.
  16. Андрей Варкентин. . Ура.ру (27 апреля 2015). Дата обращения: 28 апреля 2015. 18 мая 2015 года.
  17. Ирина Селиверстова. . « Московский комсомолец » (14 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  18. Никита Лихачёв. . «TJournal» (15 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 3 мая 2015 года.
  19. А.К. Headline.kz (23 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 27 мая 2020 года.
  20. Юрий Маракулин. . « Взгляд » (17 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  21. Дмитрий Урбанович. «Новости Оренбурга» (17 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 22 июня 2016 года.
  22. Дмитрий Петрицкий. . « Росбалт » (23 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  23. Логотип YouTube (рус.) . « LifeNews » (14 апреля 2015). Проверено 10 декабря 2015.
  24. . РИА «Оренбуржье» (15 апреля 2015). Дата обращения: 1 мая 2015. 20 июня 2015 года.
  25. . NEWSru.com (15 апреля 2015). Дата обращения: 2 октября 2020. 17 апреля 2015 года.
  26. Екатерина Падалко. . « Комсомольская правда » (14 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  27. Валентина Зотикова. . « Российская газета » (18 мая 2015). Дата обращения: 18 мая 2015. 28 января 2020 года.
  28. . « Forbes » (18 мая 2015). Дата обращения: 18 мая 2015. 28 января 2020 года.
  29. . AdIndex (21 сентября 2017). Дата обращения: 29 сентября 2020. 25 августа 2018 года.
  30. Дженнингз Брайант, Сузан Томпсон. . — М. : Издательский дом "Вильяме", 2004. — С. 62. — 432 с. — ISBN 5-8459-0597-4 . 10 января 2020 года. от 29 сентября 2020 на Wayback Machine
  31. . Национальная социологическая энциклопедия. Дата обращения: 29 сентября 2020. 29 сентября 2020 года.
  32. Ефанов А.А. // : Научный журнал . — Нижний Новгород : Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2017. — 24 июля ( вып. 47 , № 3 ). — С. 62 . — ISSN . 29 сентября 2020 года.
  33. . « Полит.ру » (14 апреля 2015). Дата обращения: 2 октября 2020. 16 апреля 2015 года.
  34. . « РБК » (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  35. . « Росбалт » (14 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  36. Иван Медведев. . BFM.ru (16 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  37. . « Росбалт » (14 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  38. . НТВ (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  39. . Дни.ру (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  40. . Правда.Ру (14 апреля 2015). Дата обращения: 17 мая 2015. 28 апреля 2016 года.
  41. Эдуард Лимонов . . « Взгляд » (14 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  42. . « Русская служба новостей » (16 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
  43. Татьяна Владыкина. . « Российская газета » (14 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  44. . ИА «Диалог» (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  45. Максим Митченков. . « Коммерсантъ FM » (14 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  46. Роксана Аветисян. . « Известия » (15 апреля 2015). Дата обращения: 17 мая 2015. 20 мая 2017 года.
  47. И. Дулебова, П. Ткач. // : Научный журнал . — Караганда : Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова , 2018. — ISSN . 3 августа 2020 года.
  48. Ним Е.Г. // : Научный журнал . — М. : Высшая школа экономики , 2010. — Т. 8 , № 1 . — С. 20 . — ISSN . 29 сентября 2020 года.
  49. . « Собеседник » (17 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  50. Валентина Зотикова. . « Российская газета » (14 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  51. « Московский комсомолец » (16 апреля 2015). Дата обращения: 25 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  52. Ефанов А.А. // Научно-практическая конференция «Стратегические коммуникации в современном мире» : . — Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского : Издательство «Саратовский источник», 2018. — С. 487—490 . — ISBN 978-5-91879-820-1 . 29 октября 2017 года.
  53. Логотип YouTube (рус.) . Телепрограмма « Прямой эфир » (22 апреля 2015). Проверено 29 сентября 2020
  54. Георгий Ванунц. . Furfur (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  55. Марина Юденич . . Блог Марины Юденич (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 23 августа 2015 года.
  56. Алексей Усов. . РИА «Новый День — Новый Регион» (22 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  57. Татьяна Ковынева, Татьяна Тельпис, Екатерина Падалко. . « Комсомольская правда » (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  58. Оксана Демидова. . Ура.ру (14 апреля 2015). Дата обращения: 28 апреля 2015. 24 июля 2016 года.
  59. Логотип YouTube (рус.) . Пятый канал (15 апреля 2015). Проверено 10 декабря 2015 .
  60. Максим Калашников . . « Живой Журнал » (15 апреля 2015). Дата обращения: 30 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  61. Леонид Смелов. «Инфокам» (17 апреля 2015). Дата обращения: 30 апреля 2015. 28 января 2020 года.
  62. Стас Елисеев. . «MediaLeaks» (14 апреля 2015). Дата обращения: 30 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
  63. Антон Орех. . «AV» (16 апреля 2015). Дата обращения: 30 апреля 2015. 30 апреля 2015 года.
  64. . Lenta.ru (21 апреля 2015). Дата обращения: 28 апреля 2015. 27 мая 2020 года.
  65. Екатерина Балаева, Злата Алексеева, Рафаєль В. Макаров, Андрей Матвеев. . «SmartNews» (1 марта 2014). Дата обращения: 8 мая 2015. 5 марта 2014 года.
  66. . Посольство Российской Федерации в Аргентинской Республике . Дата обращения: 8 мая 2015. 18 мая 2015 года.
  67. Алексей Мачехин. . «Ассоциация Исторического Танца» (1 марта 2014). Дата обращения: 8 мая 2015. 8 мая 2015 года.
  68. Ирина Сироткина. . Высшая школа экономики (13 февраля 2014). Дата обращения: 8 мая 2015. 28 марта 2014 года.
  69. (англ.) . University of Helsinki Research Portal. Дата обращения: 29 сентября 2020. 1 октября 2020 года.
  70. . Институт экономики и предпринимательства ННГУ . Дата обращения: 22 мая 2015. 21 июня 2015 года.
  71. Георгий Ванунц. . Furfur (24 апреля 2015). Дата обращения: 22 мая 2015. 20 февраля 2020 года.
  72. . « Euronews » (23 декабря 2015). Дата обращения: 2 октября 2020. 8 января 2016 года.
  73. Вера Черенева. . « Российская газета » (14 апреля 2015). Дата обращения: 23 мая 2015. 23 мая 2015 года.
  74. . Театр музыки и танцев «Щелкунчик». Дата обращения: 23 мая 2015. 10 февраля 2020 года.
  75. . « Взгляд » (28 апреля 2015). Дата обращения: 18 мая 2015. 28 января 2020 года.
  76. . РЕН ТВ (18 мая 2015). Дата обращения: 18 мая 2015. 13 июля 2017 года.
  77. Ирина Непорядкина. . MediaLeaks (7 мая 2015). Дата обращения: 18 мая 2015. 4 сентября 2015 года.
  78. . Комсомольская правда (26 ноября 2018). Дата обращения: 29 сентября 2020. 29 сентября 2020 года.
  79. . Газета.Ru (22 мая 2015). Дата обращения: 22 мая 2015. 26 февраля 2022 года.
  80. . « РИА Новости » (31 декабря 2015). Дата обращения: 17 января 2016. 5 марта 2016 года.
  81. Виктория Меметова. . «Главные новости Ульяновска» (5 января 2016). Дата обращения: 17 января 2016. 28 января 2020 года.
  82. . Lenta.ru (8 января 2016). Дата обращения: 17 января 2016. 8 января 2016 года.
  83. Иван Медведев. . BFM.ru (10 января 2016). Дата обращения: 17 января 2016. 25 января 2016 года.
  84. . MR7.ru (31 декабря 2015). Дата обращения: 17 января 2016. 3 января 2016 года.
  85. Ольга Еленская. . Дни.ру (16 апреля 2015). Дата обращения: 28 мая 2015. 28 января 2020 года.
  86. Нина Калинина. . Ура.ру (26 мая 2015). Дата обращения: 28 мая 2015. 26 ноября 2015 года.
  87. Ержан Утегулов. . « Комсомольская правда » (25 ноября 2015). Дата обращения: 25 ноября 2015. 28 января 2020 года.

Литература

Ссылки

Видеосюжеты

  • Сергей Савин. . Телепрограмма « Сегодня » (15 апреля 2015). Дата обращения: 26 апреля 2015.
  • Логотип YouTube (рус.) . Телепрограмма «Право голоса» (22 апреля 2015). Проверено 26 апреля 2015 .
  • Логотип YouTube (рус.) . Телепрограмма « Прямой эфир » (22 апреля 2015). Проверено 29 сентября 2020 .

Радиопередачи

  • Александра Писарева. Радиостанция « Вести ФМ » (14 апреля 2015). Дата обращения: 6 мая 2015.
Источник —

Same as Скандал вокруг танцевального номера «Пчёлки и Винни-Пух»