Interested Article - Янагита, Кунио

Кунио Янагита ( яп. 柳田國男 Янагита Кунио , 31 июля 1875 года 8 августа 1962 года ) японский научный и образовательный деятель, философ, краевед , фольклорист . Выпускник Токийского университета . Работал в Министерстве сельского хозяйства и торговли Японии, Палате пэров японского Парламента , газете « Асахи симбун ». Занимался собранием и изучением японского фольклора . За заслуги в развитии японской науки получил прозвище «отец японской фольклористики». Награждён Орденом культуры . Автор пионерских работ в области японской этнографии и краеведения: «Тоно-моногатари», «Диалоги о каменных божествах», «Теория фольклора», «Морской путь».

Биография

Братья Мацуока. Кунио Янагита справа вверху.

Молодые годы

Кунио Янагита родился 31 июля 1875 года в селе Хара уезда Канто префектуры Хёго , в самурайской семье Мацуока. Его отец был врачом и учёным- конфуцианцем местного уезда Химэдзи .

В 1887 году Кунио отправился на учёбу в Токио , где познакомился с писателем Мори Огаем . Под его влиянием он начал литературную деятельность, печатая свои стихи в журнале « Бунгакукай » и других изданиях под именем Кунио Мацуока.

В июле 1900 года Кунио окончил юридический факультет Токийского университета и поступил на службу в отделение управления сельским хозяйством Министерства сельского хозяйства и торговли. Заинтересовавшись управлением аграрным сектором, он стал вынашивать планы осуществления карьеры в этой области. По роду своей служебной деятельности он много разъезжал по японским сёлам для изучения методов управления, а обобщение своего опыта представлял в лекциях в Университете Васэда , читаемых им в рамках курса «Аграрная политика» .

В мае 1901 года Кунио стал названным сыном Янагиты Наохиры, судьи Верховного суда Японии, в семью которого он был принят с женитьбой на дочери Янагиты. В феврале 1902 года, благодаря помощи названного отца, он был назначен советником Законодательного отдела Парламента Японии. В январе 1908 года после четырёхлетней работы Янагита получил назначение на должность секретаря Министерства Императорского дома, а в июне 1910 года — должность главы архивов канцелярии Кабинета министров Японии .

Параллельно со службой Янагита продолжал заниматься литературой. Он был членом литературных объединений Субботний кружок и Кружок Рюдо . В 1907 году Янагита основал Ибсеновский кружок вместе с поэтом Камбара Ариакэ, драматургом Каору Осанаи и писателем Симадзаки Тосон . Впоследствии к литературе Янагита охладел, особенно критически относясь к японскому натурализму и исповедальной прозе сисёсэцу .

Развитие фольклористики

«Тоно-моногатари» («Рассказы из Тоно»)

В 1910 году выходит книга «Рассказы из Тоно», в которой был представлен фольклор северо-восточной части страны: 119 легенд и преданий. Рассказчиком выступил Сасаки Кидзэн, выходец из деревни Тоно ( префектура Иватэ ) . Кунио же их оформил в печатном виде, причем на выходившем из употребления бунго .

Обитателями данного района являлись потомками пограничников, живущих на пересечении с айнами , которых японцы вытеснили на север. Основными занятиями являлись не сельское хозяйство, а охота, добыча руды и выращивание лошадей. Суровый климат, обилие лесов и гор оставили свой отпечаток на сюжетных линиях собранных рассказов. Сам метод совместного составления сборника восходит ещё к эпохи Нара, когда авторами « Записей о делах древности » ( кодзики ) выступили рассказчик Хиэда-но Арэ, а их оформителем — чиновник Оно Ясумаро. Структура напоминает средневековую традицию литературных устных рассказов (« Сэцува бунгаку »). Произведение описывает «встречи» реальных людей с горной нечистью (животные и ёкаи ), во время которых происходят различные необъяснимые, порой даже сказочные события . Однако, в отличие от сэцува в них нет прямого морализаторства, герои не задумываются о поступках. Сам Кунио писал, что адресовал этот сборник преимущественно для жителей городской среды. Произведение зачастую производило отталкивающее впечатление к жителям похожих «глубинок» .

Краеведение

В 1913 году Кунио Янагита стал соредактором журнала «Краеведческие исследования» ( яп. 郷土研究 кё:до кэнкю: ) , одного из подведомственных органов Краеведческого общества. Начинающий этнолог смог напечатать там ряд своих статей, посвященных народным верованиям (вплоть до неизданных в «Рассказах из Тоно»). Работа общества, во главе которого стоял Нитобэ Инадзо , ориентировалась на изучении социально-экономической сферы, что противоречило интересам Кунио Янагита, считавшего, что следует двигаться в сторону исследования этнологии. В своих работах Кунио пишет об объединяющей роли синтоизма: несмотря на сильное влиянием буддизма, в деревнях сохраняется почитание родового божества- удзигами , а сами японцы являются его потомками-удзико. Сам автор имел огромное количество псевдонимов (около 19), под которыми он писал в том числе в «Краеведческих исследованиях». Количество читателей журнала составляло порядка 600 человек .

Последующая деятельность

Кунио Янагита в 1951 году

В 1935 году к торжествам по случаю празднования 60-летия Янагиты была приурочена конференция о японской фольклористике. Организаторы, в числе которых был и сам именинник, создали Общество исследования фольклора, начали издавать газету «Фольклор» и заложили основы формирования фольклористических научных отделений в регионах. Янагита лично популяризировал новую науку во время своих путешествий по стране. Члены его Общества ездили на полевые исследования в отдалённые сёла и на острова, где собирали этнографические материалы. В 1940 году за развитие фольклористики Кунио получил премию Асахи .

В ходе Второй мировой войны акцент исследований Янагиты сместился в сферу религиоведения. Его заинтересовала проблема первичных верований японцев, так называемого регионального негосударственного синтоизма . В августе 1945 года Янагита завершил работу «Рассказ о предках» и занялся написанием трилогии «Беседы о новом страноведении». В этих работах ученый систематизировал японские праздники и религиозные божества удзигами , исследовал историю японского культа почитания предков, а также проанализировал основные типы локальных верований в Японии .

После Второй мировой войны Янагита активно пытался ввести изучение фольклористики в школьную программу. В 1947 году он превратил своё рабочее помещение в Институт фольклористики, стал членом Японской академии искусств, а в марте 1949 года — членом Академии наук Японии. В апреле этого же года Янагита реорганизовал Общество исследования фольклора в Общество фольклористики Японии и был избран его первым главой. В 1951 году за заслуги в развитии науки японское правительство наградило его Орденом культуры .

В конце жизни Янагита занимался вопросами этногенеза у японцев, происхождением рисоводства и японской культуры. Свои исследования по этой теме он опубликовывал в фундаментальной работе «Морской путь», которая вышла за год до его смерти .

Кунио Янагита умер 8 августа 1962 года в возрасте 87 лет. Похоронен в городе Кавасаки префектуры Канагава. Научное наследие учёного, осуществившего попытку проникновения в истоки японского мировоззрения через фольклор, составляет фундамент современного японоведения. Памяти Янагиты посвящены два музея в Фукусаки и Нагано, построенные в домах, где он жил. Библиотека учёного хранится в одном из токийских университетов . В сильном влияние работ Янагиты на своё творчество признавался японский мангака Сигэру Мидзуки .

Семья

  • Сидзуо Мацуока (младший брат Кунио Янагита)
    Названный отец : Наохира Янагита — судья Верховного суда Японии.
  • Отец : Катацугу Мацуока — доктор.
  • Мать : Такэ
  • Старшие братья
Канаэ Мацуока — врач.
Дзюндзи Мацуока — умер в детстве.
Ясудзо Мацуока — писатель, поэт, врач.
Ёсиэ Мацуока — умер в детстве.
Томохару Мацуока — умер в детстве.
  • Младшие братья
Сидзуо Мацуока — офицер флота, языковед, этнолог.
Тэруо Мацуока (Эйкю Мацуока) — художник.
  • Жена : Така Янагита — четвёртая дочь Наохиры Янагиты.



Слева и справа дом семьи в префектуре Хёго .
В центре - Мемориальный зал чествования семьи Янагита и Мацуока (город Фукусаки , префектура Хёго )

Примечания

  1. 柳田國男 // (англ.) — 1995.
  2. Kunio Yanagita // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Современный район Нисида-Хара городка Фукусаки префектуры Хёго
  4. Янагита Кунио // Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. — Токио 1994—1997.
  5. яп. 文学界, ぶんがくかい , бунгаку-кай .
  6. яп. 土曜会, どようかい , доё-кай .
  7. яп. 竜土会, りゅうどかい , рюдо-кай .
  8. 水野葉舟 『遠野物語の周辺』(国書刊行会、2001年)の解題、横山茂雄 「怪談への位相」より。
  9. Мещеряков А. Н. Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда. Этнология как форма существования японского народа. М.: Лингвистика, 2020. стр. 90-95
  10. Yanagita, Kunio. The Legends of Tono / Kunio Yanagita, Translated by Ronald A. Morse. — Lexington Books, 2008. — ISBN 978-0-7391-2767-4 .

Литература

  • Мещеряков А. Н. Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда. Этнология как форма существования японского народа. М.: Лингвистика, 2020. 352 с.
  • 牧田茂 『柳田国男』 中公新書、1972年
  • 和歌森太郎 『柳田国男と歴史学』 日本放送出版協会〈NHKブックス〉、1975年
  • Yanagita, Kunio; Translated by Ronald A. Morse (2008). The Legends of Tono . Lexington Books. ISBN 978-0-7391-2767-4 .
  • Mori, Koichi (1980). Yanagita Kunio: An Interpretive Study . Nanzan University: Japanese Journal of Religious Studies.

Ссылки

  • (яп.)
  • (яп.)
  • (яп.)
Источник —

Same as Янагита, Кунио