Interested Article - Малкин, Борис Евсеевич

Борис Евсеевич Малкин ( 26 января 1908 , Прилуки , Полтавская губерния , Российская империя 20 ноября 1972 , Минск , СССР ) — советский график, живописец и театральный художник.

Биография

Родился в Прилуках Полтавской губернии в семье полиграфиста, что повлияло на выбор профессии. После окончания в 1929 году Киевского художественного института переехал в Минск. Работал в Государственном издательстве БССР (1929—1936). Находясь под влиянием мастеров графики, представителей витебской художественной школы, стал заниматься станковой графикой, ксилографией и линогравюрой . Принимал участие в художественных выставках с 1929 года. Четыре из 20 выставок — персональные.

В 1941 году, в первые дни войны , ушёл на фронт. В звании капитана танковых войск участвовал в боях под Смоленском и Москвой, где был ранен. После освобождения Минска , в 1944 году, вернулся к работе в театре. В послевоенные годы был подвергнут общественной травле через газету « Известия », априорно обвинялся в формализме и космополитизме. Не было издано ни одной монографии о творчестве художника, его фотография была сорвана со стенда, посвящённого художникам-фронтовикам. Самовольно ушёл из жизни в 64 года, 20 ноября 1972 года.

Творчество

Работал в сценографии, книжной и станковой графике. В одном из ранних циклов разрабатывал тему городов и местечек Беларуси: «Минск», «Местечко», «Старые города». Занимался еврейской тематикой: «Голова старика», «Дед и Внук», «Еврейская улочка», «Молитва». Графические листы бытового жанра отличались чёткостью композиций, чуть заметными сарказмом и глубоким лиризмом: «Сваха», «Девушка», «Сватовство».

Оформил ряд книжных изданий: поэму Янки Купалы «Над рекой Аресой», поэму А. С. Пушкина «Евгений Онегин», сборник стихов Алоизы Пашкевич . Постепенно стал одним из самых заметных графиков республики. Был назначен руководителем отдела художественного оформления Государственного издательства БССР, оформлял журнал «Чырвоная Беларусь». Много работ Бориса Малкина этого периода находятся в Национальном Художественном музее Беларуси . Являлся членом Белорусского Союза художников с 1940 года.

С 1937 года стал заниматься сценографией. Оформил спектакли:

С 1964 по 1972 годы создавал новые циклы монотипий в лаковой технике: « Король Лир », «Корделия», чёрно-белые циклы «Жестокий Век» и «Клоуны», цикл в золотых тонах «Цирк». Впечатления о своей единственной заграничной поездке художник отразил в монотипиях «Набережная Сены», «Стамбул», «Итальянский дворик» и других.

В этот период Борис Малкин увлёкся резьбой по дереву. По его эскизам на предприятиях белорусской промышленности были выполнены настенные блюда и подсвечники в металле и керамике.

Являлся автором эмблемы Белорусского Художественного Фонда, первым директором которого он был в послевоенные годы. Автор этикетки водки «Кристалл», эмблем Минского тракторного завода , минского велозавода. Разрабатывал интерьеры минской гостиницы «Спутник» и салона-магазина «Павлинка».

Личная жизнь

Первая жена Бориса Малкина умерла, когда его дочери Ляле (Лидии) было 1,5 года. В Купаловском театре художник познакомился с ведущей актрисой — Верой Полло , которая вскоре стала его женой, а также хорошей матерью девочке.

Память

Посмертная выставка произведений Бориса Малкина состоялась в 1974 году в Минске, в здании Союза художников БССР на Центральной площади. Куратором выставки была белорусский искусствовед Лариса Финкельштейн .

Из воспоминаний Ларисы Финкельштейн:

Имя Бориса Малкина было окутано тайной и восхищением коллег. Оно не сходило с уст искусствоведов, художников, актёров и режиссёров театра. Он был ярким и интересным художником театра, работал в области плаката, уникальной графики, но особое место в его творчестве и в истории белорусского искусства занимала его монотипия . Эта и без того редкая и сложная техника эстампной графики у Малкина имела совершенно особую, свою специфику. Он работал не обычными красками для монотипии, а лаками собственного изготовления. Их секрет до сих пор не разгадан. Лаки давали матовый благородный блеск, гладкую, рельефную, как в энкаустике , фактуру . Его монотипии отличались также нетрадиционными для этого вида графики большими размерами. Поверхность их не потеряла своего качества и спустя годы. Вдова художника, выдающаяся белорусская актриса, народная артистка БССР Вера Николаевна Полло , игравшая ведущие роли в Театре имени Янки Купалы, где Борис Малкин был художником-постановщиком ряда спектаклей, являлась инициатором этой выставки. Она вместе с дочкой Лялей привезла большое количество работ — рисунков, монотипий, плакатов, жанровых композиций, портретов, натюрмортов. Приблизительно четвёртую часть всего этого удалось вместить в два маленьких выставочных зала. Однако, по оценкам коллег и родных Бориса Малкина, пришедших на вернисаж, выставка вполне давала представление о творчестве мастера.

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 июля 2014. 29 декабря 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Малкин, Борис Евсеевич