Interested Article - Лохрасп

Лохрасп ( авест . Арватаспа, Аурватаспа; фарси Лохрасп, Лухрасп) — в иранской мифологии легендарный царь, преемник Кей-Хосрова и отец Виштаспа .

Его имя отсутствует в перечне Кавиев в «Замйад-яште» и «Фравардин-яште» « Авесты » , а отец Виштаспы в «Ардвисур-яште» носит имя Арватаспы . Однако утраченный « Чихрдад-наск » «Авесты» уже называл имя Кай-Лохараспа .

В пехлевийских текстах

« » имя отца Виштаспа не упоминает.

По « Бундахишну », Лохрасп был сыном Узава, сына Мануша, сына Кай-Пишина, сына Кай-Апивеха, сына Кай-Кавата ; его детьми были Виштасп, Зарир и другие братья . Власть ему передал Кай-Хосров ; правление Кай Лохраспа длилось 120 лет .

Согласно сочинению « », Кай Лохрасп хорошо правил, почитал богов, разрушил Иерусалим , разбил и рассеял иудеев и породил Кай Виштаспа . В « Денкарде » и в «Истории» Табари также упоминается, что Лохрасп отправил своего полководца Бахтенарсию на завоевание Иерусалима, где почитали идолов .

Образ в « Шахнаме »

В поэме Фирдоуси Лохрасп назван сыном Авзерда (Эрвенда), сына Кей-Пешина, сына Кей-Кобада . Его предшественник Кей-Хосров , когда решил удалиться от мира, передал ему царскую власть, несмотря на возражения . Лохрасп восходит на трон в месяце мехре, в день мехр . Его правление длилось 120 лет. Взойдя на престол, Лохрасп построил в Балхе ряд храмов, включая храм огня.

Сыновьями Лохраспа были Гоштасп и Зерир . То, что Лохрасп возвысил двух сыновей Кей-Кавуса, вызвало недовольство Гоштаспа, который попросил у отца передать ему венец, но получил отказ и отправился с дружиной в Хинд, однако Зерир настиг брата и уговорил его вернуться. Тем не менее вскоре Гоштасп вновь покинул родину, и поиски его, предпринятые по приказу Лохраспа, не дали результатов.

Через некоторое время прибывший к Лохраспу с требованием дани румийский посол рассказал ему о новом герое, объявившемся в Руме и совершившем ряд подвигов. Лохрасп догадался, что речь идёт о его сыне, и отправил Зерира послом. Тот уговорил Гоштаспа вернуться, и тогда отец возвёл его на трон и короновал.

Отказавшись от власти, Лохрасп поселился в Балхе , в святыне . Принятие Гоштаспом новой веры Зердешта вызвало войну с Тураном. Пока основные силы иранцев находились в Систане вместе с царём, туранское войско под командованием царевича Кохрема напало на практически беззащитный Балх. Престарелый Лохрасп вышел на бой с врагом, поразил многих туранцев, но был изрублен в куски. разорил Балх, сжёг храм и Авесту и перебил всех жрецов .

Позднее за гибель Лохраспа отомстил его внук Исфендиар .

У Алишера Навои

Алишер Навои описывает закон ( қонун ) Лухраспа ( Луҳросб ), который был отменен после победы Искандера над Дарием .

Примечания

  1. Яшт XIII 132; XIX 71
  2. Яшт V. 105 (Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.194)
  3. Денкард VIII 13, 15
  4. Большой Бундахишн XXXV 34
  5. Большой Бундахишн XXXIII 11
  6. Большой Бундахишн XXXVI 7; Малый Бундахишн, гл.34 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С.311)
  7. Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102, см. примечание 56 (с.125-126) о позднем происхождении упоминания Иерусалима
  8. Денкард V 1, 4
  9. Шахнаме. Том III, строки 17055-17168
  10. Шахнаме. Том III, строки 17477-17480
  11. Шахнаме. Том IV, строка 1863
  12. Шахнаме. Том IV, строки 3957-3968; ср. том VI, строки 11305-11308 (о Балхе), 25433-25434 (о гибели Лохраспа)
  13. Стена Искандара , XXVII

Источники и исследования

Источники:

  • Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.194.
  • Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102, 311.
  • Денкард V 1, 4
  • Фирдоуси . Шахнаме . Т.4. М., 1969. С.7-14 (строки 1-258), 53-65 (строки 1487—1880), 127—129 (строки 3855-3968)

Исследования:

  • Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.419
Источник —

Same as Лохрасп