Мистер Бин на отдыхе
- 1 year ago
- 0
- 0
«На отдыхе» — художественный фильм режиссёра Эдуарда Иогансона , снятый на киностудии « Ленфильм » в 1936 году .
Официальная дата выпуска на экраны — 27 января 1937 года . Однако первые рецензии на картину вышли раньше, в ноябре-декабре 1936 года . Фильм сохранился не полностью (без финальной 6-й части) .
В один из южных санаториев приезжает на отдых известный полярный исследователь Лебедев. Желая избежать утомительного внимания окружающих, он скрывает свою фамилию. В санатории Лебедев встречает своего друга, лётчика-орденоносца Лаврова, который по тем же причинам сохраняет инкогнито . Однако такое их поведение некоторым из отдыхающих кажется подозрительным. Добровольный « следователь », сопоставив факты исчезновения часов в санатории и с тем, что из чемодана , случайно уроненного Лебедевым, вывалилась целая груда часовых механизмов (нужными ему для конструирования арктического хронометра ), приходит к выводу, что этот человек — вор . Однако адресованная Лебедеву телеграмма , извещающая его о назначении начальником новой арктической станции , раскрывает инкогнито друзей.
Вместе с любимыми девушками они вылетают на самолёте в район сбора экспедиции .
Этот «редкий образец ОБЭРИУтского кинематографа» был негативно воспринят критикой.
В первой же рецензии, написанной в жанре фельетона с красноречивым названием «Протокол бреда», которую газета « Известия » напечатала 17 ноября 1936 г., Братья Тур задавали тон: «Рассказать сюжет этого полнометражного труда представляет непреодолимую трудность <…> Комедия, претендующая быть весёлой, вызывает неподдельную грусть. Грусть за талантливых актёров Толубеева, Альтуса и Гурецкую, которым выпала печальная участь играть в этом фильме» .
В газете « Ленинградская правда » фильм был назван «плохой, несмешной картиной». Рецензент Сократ Кара писал: «… ни красивые пейзажи, … ни весёлая атмосфера дома отдыха, ни чудачества завхоза и культработника — ничто не может спасти и не спасает фильм» . назвала картину бездарной .
В газете « » (11 декабря 1936 г.) Георгий Гайдовский утверждал, что «вовсе невозможно понять, что происходит на протяжении фильма, который поистине является рекордом неудачи» .
Тогдашний руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий резкие выступления прессы счёл несправедливыми. Это побудило его поставить вопрос о «о дезориентации читателей в результате ряда выступлений нашей прессы по вопросам кинокомедии» и подать докладную записку в Центральный комитет ВКП(б) с просьбой осудить травлю фильма «На отдыхе» .
Рассмотрев докладную Шумяцкого, ЦК ВКП(б) издало Постановление, в котором было сказано: «Считать фельетон братьев Тур неправильно оценивающим фильм „На отдыхе“ <…> предложить Культпросветотделу и Отделу печати ЦК ВКП(б) своевременно давать печати ориентировку особенно по фильмам комедийного жанра…»
Однако репутация «неудачного» прочно закрепилась за фильмом и на будущее время.
Так, киновед Георгий Капралов отзывался о картине: «События фильма, поступки героя лишены элементарной человеческой логики и психологического оправдания. Появление этого произведения на экранах было встречено как поразительно глупый анекдот » .
Историк кино Евгений Марголит писал, что в картине «водевильное безумие начинает ощущаться как безумие настоящее». Он заметил, что в фильме «бдительные отдыхающие плетут друг против друга интриги и едва не объявляют знаменитого полярника врагом народа » .
Кинокритик Пётр Багров считал, что сценарий фильма был «по-своему смел» и «ни в одной советской комедии 30-х годов не было такого восхитительно-бессмысленного текста» . «Обычные комедийные штампы в этой картине, — писал П. Багров, — утрированы и принимают формы откровенного гротеска ». Режиссёру, по мнению кинокритика, удалось «передать эту атмосферу само собой разумеющегося сумасшествия» . Багров отмечал «светлую фотографию» оператора Г. Филатова, которая «служит общей, издевательской атмосфере», а также «эстетично-„безвкусные“ декорации » художника П. Зальцмана. Критик также указывал, что «совершенно немыслимой для 1936-го года кажется откровенная пародия на тему бдительности» .
Асса Новикова в журнале « Сеанс » (2015) дала следующую оценку: «… это не комедия, это просто какой-то бардак. Коммунизм как советская власть плюс абсурдизация всей страны» .