Interested Article - Катков, Василий Данилович

Василий Данилович Катко́в (26 апреля 1867 года, деревня Малая Николаевка , Екатеринославская губерния — после 1917) — русский правовед, публицист.

Биография

Родился в крестьянской семье в деревне Малая Николаевка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (ныне в Антрацитовском районе , Луганская область ). Образование получал в прогимназии в области Войска Донского и в Тананрогской гимназии. Затем Катков поступил на историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета , с которого впоследствии перевёлся на юридический. Университет окончил в 1899 году и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Был исключен из числа профессорских стипендиатов из-за того, что неодобрительно высказался в одном из своих отчётов о господствующем положении римского права в русских университетах. Это негативно отразилось на его научной карьере. В 1893 году он прошёл экзамен на степень магистра в Императорском Казанском университете , но степень магистра он получил лишь в 1901 году. Катков продолжил совершенствовать своё образование за границей. Он работал в крупных научных библиотеках — в королевской в Берлине , в при гамбургской бирже, в национальной и в Париже и других. Слушал лекции по юриспруденции , политической экономии и философии в Берлине, Цюрихе , Сорбонне и других европейских городах.

В 1898 году с Каткова был снят запрет на занятие университетской преподавательской деятельностью, и он приступил к пробным лекциям в Императорском Санкт-Петербургском университете . С 1901 года, находясь на должность приват-доцента Императорского Харьковского университета он читал до 1908 года курсы , конкурсного права и гражданского права прибалтийских губерний .

Трагические события Русско-японской войны и революции 1905—1907 годов побудили Василия Каткова к высказыванию своих политических убеждений, своего отношения к деятельности антимонархических сил. Но в общественности Харьковского университета он встретил непонимание и враждебное отношение к своим охранительным воззрениям со стороны либерально настроенных профессоров и революционного студенчества. Катков видел, что некоторые преподаватели оказывают разлагающее влияние на молодёжь, и понимал, чем это может обернуться. Он писал:

Можно не быть неверующим, и делать неверующим других. Можно не быть революционером и бомбометателем и воспитывать из своих питомцев героев браунинга и динамита, грабителей и убийц. Маркс не был марксистом, а Дарвин дарвинистом. Большинство профессоров наших университетов совсем не революционеры, равно как и преподаватели средних школ не анархисты, но важнейшими виновниками пережитой нашей родиной смуты, с её убийствами, грабежами и поджогами, были они. Они не только не боролись, как это они обязаны были делать, против разрушительного влияния эгоизма, распущенности, самомнения и политического невежества, но потворствовали им и даже подстрекали их. Ни для кого не тайна, что главными деятелями и душой самой нечестной, лицемерной и вредной партии кадетов, стянувшей к себе все отрицательные элементы государства, нравственности и религии, были они. Они создали ту практическую мораль, которая отрицает свободу личности, её неприкосновенность, независимость суждения и святость религиозных убеждений, мораль, которая оправдывала грабежи, убийства, преследование за мнения, глумление над религией, требовала крови и поджогов, разрушения семьи, Церкви, государства. Близорукие или ослепленные честолюбием и жаждой власти, они не понимали смысла поговорки: кто сеет ветер, жнет бурю; кто сеет бурю, пожнет ураган.

Катков В. Д. Молодёжь и её развратители // Харьковские губернские ведомости. — 1907. — № 28.

В силу своих возможностей Катков пытался противодействовать разрастанию в обществе деструктивных настроений, в газетах « Харьковские губернские ведомости » и в одесской газете « Русская речь » печатались его статьи на государственную, религиозную, национальную и образовательную тематику, в которых он отстаивал принципы русской монархии, основы национальной самобытности русского народа, традиционные религиозные и социальные ценности. Не оставлял Василий Данилович и юридические исследования, им были написаны несколько монографий на тему необходимости реформации юриспруденции. Помимо этого Катков увлекался языкознанием , применяя свои знания в изучении юридических систем разных народов.

В 1909 году Катков перешёл в Императорский Новороссийский университет , где стал читать политическую экономию, статистику и финансовое право . В 1910 году он защитил магистерскую диссертацию, а в 1910 году стал профессором.

После февральской революции 1917 года Катков был уволен из университета, и дальнейшая его судьба неизвестна. По некоторым данным, он был убит в 1919 году при нападении грабителей .

Труды

  • Берлин, 1901.
  • / [Соч.] Пр.-доц. В. Д. Каткова. — Харьков: тип. «Печ. дело», 1902. — [4], II, 229 с.
  • 1903.
  • Общее учение о векселе. 1904.
  • Нравственная и религиозная санкция русского самодержавия. Харьков, 1907.
  • Одесса, 1909.
  • Одесса, 1909.
  • М., 1909.
  • 1912.
  • О власти русского императора и её недругах. Одесса, 1912.
  • Jurisprudentiae novum organon (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Одесса, 1913.
  • Заключение договоров при посредстве электричества // Журнал С.-Петерб. юрид. о-ва. — 1896. — Кн. 7. — 108 ст. — С. 77-88.

Литература

  • Смолин М. Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. — М. : Имперская традиция, 2005. — ISBN 5-85134-078-9 .

Примечания

  1. ,
  2. [tsargrad.tv/articles/hristianskij-intellektual-i-monarhicheskij-ideolog-akademicheskij-konservator-vasilij-katkov_133018 Христианский интеллектуал и монархический идеолог: Академический консерватор Василий Катков] . Царьград ТВ (18 мая 2018). Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Катков, Василий Данилович