Тцайрагуйн вардапет
- 1 year ago
- 0
- 0
Анастас Вардапет ( арм. Անաստաս վարդապետ ) — армянский историк, автор известного сочинения об армянских монастырях в Иерусалиме .
Сочинение является письмом вардапета Анастаса князю Амазаспу Пахлавуни Камсаракану и озаглавлен «О монастырях в святом городе Иерусалиме» ( арм. «Վասն վանորէից, որ ի սուրբ քաղաքն Յերուսաղէմ» ). Как передает автор в начале труда, письмо является перечнем монастырей, построенных « армянскими князями со времен царствования Трдата Великого и правления Григора Просветителя ». Дошел до нас в пяти рукописных вариантах. В письме числятся семьдесят (в двух вариантах семьдесят два) армянских монастырей и их местоположение в Иерусалиме. Уже в XIX веке существовали десять изданий сочинения Анастаса, в том числе переводы на русский, английский и французский языки .
Достоверность и датировка труда стали вопросом изучения историков уже с конца XIX века. Первым этим вопросом занялся
Г. Алишан
, который и датирует сочинение Анастаса началом VII века. Некоторые исследователи давали также датировку VI веком, другие идентифицировали Анастаса вардапета с
католикосом
Анастасом I Акореци (661—667 гг)
. Самые ранние дошедшие до нас рукописи датируются XVI веком. Единственное упоминание Анастаса вардапета и его сочинения в древней
армянской историографии
встречается у
Мовсеса Каганкатваци
. Глава 52 второй книги «
Истории страны Алуанк
» полностью заимствована у Анастаса, о чём сообщает и сам Каганкатваци. При чём Каганкатваци говорит об Анастасе как о покойном человеке. Неопределённость даты написания данной главы второй книги «Истории страны Алуанк» (VII или X век) не позволяет, однако, с уверенностью датировать сочинение Анастаса на основе этой информации. Не объясняется также то, что, согласно Каганкатваци, Анастас вардапет писал письмо Вагану (в некоторых вариантах Ваграму)
Мамиконяну
, однако во всех рукописях Анастаса упоминается только Амазасп Пахлавуни Камсаракан (некоторые исследователи предположили наличие двух списков составленных Анастасом вардапетом
, однако этот тезис не нашёл поддержку). В литературе отмечается также, что некоторые
анахронизмы
в труде могли попасть в дошедшие варианты рукописей только в X—XI вв
. Спор касательно датировки окончательно не решён, но обычно жизнь и деятельность Анастаса вардапета датируют между VI и VIII вв.
Сомнению подвергалась также достоверность сообщения о семидесяти армянских церквях в Иерусалиме. Важнейший вклад в дело изучения аутентичности труда Анастаса вардапета вложил Аведис Санджян
, по мнению которого данное сочинение имеет сомнительный или преувеличенный характер
. Однако археологические раскопки в Иерусалиме конца XX—начала XXI вв. и найденные многочисленные армянские надписи, руины монастырей и мозаики, датированные VI—VII вв., частично изменили данную точку зрения и снова подняли вопрос об аутентичности сочинения
.