Interested Article - Бебутова, Елена Михайловна

Елена Михайловна Бебутова (1892—1970) — художница и сценограф. Наиболее известна как модель для нескольких портретов, выполненных её мужем Павлом Кузнецовым .

Биография

Елена Михайловна принадлежит к грузинскому княжескому роду армянского происхождения, некоторые представители которого были связаны с театром. Её брат Валерий Бебутов был режиссёром , . Была актрисой Московского художественного театра и другая её родственница , мать Марианны Стриженовой .

В 1907—1914 годах училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге. где она занималась у А. А. Рылова , Я. Ф. Ционглинского , И. Я. Билибина , Н. К. Рериха , В. А. Щуко .

В 1916 начала работать художницей-декоратором в Московском художественном театре , писала декорации по эскизам М. В. Добужинского . Весной 1917 года Бебутова становится секретарём Комиссии по охране памятников искусства и старины. Здесь художница и познакомилась со своим будущим мужем. , работает в секции ИЗО Накомпроса Москвы.

Хотя Бебутова старалась держаться как бы в тени мужа, у неё был совершенно оригинальный творческий путь, хотя нельзя отрицать взаимное влияние двух мастеров, работающих в одной мастерской. В 1920-х годах Бебутова работает в рамках кубизма, её привлекает аналитический подход к форме. Важной вехой в творческой жизни этой пары была совместная выставка 1923 года. Выставка, с успехом прошедшая в Москве, была при активном участии А. Луначарского отправлена в Париж . Полгода в 1923-24 годах Бебутова и Кузнецов были в Париже. Они много общались в художественной среде в частности с семьей М. Ларионова и Н. Гончаровой , с Паблом Пикассо . Елена Бебутова написала записки о этих встречах, опубликованные частично в книге А. Русаковой, посвященной П. Кузнецову. ,

В 1924 году после возвращения в СССР стала одним из членов-учредителей общества « Четыре искусства » (1924—1931), участвовала в Выставках этого общества. Кузнецов был избран председателем Общества. Бебутова принимала активное участие в выставочной и организационной работе. Авангардное русское искусство испытывало всё более сильное идеологическое давление, оформлявшееся как «социалистический реализм». Бебутова, как и многие художники, приспосабливалась к новым требованиям. В этот период она много работала над натюрмортами .

Похоронена на Введенском кладбище (7 уч.), рядом с мужем .

Театральные работы

Театральные работы Елены Бебутовой тесно связаны с режиссёрской деятельностью её брата Валерия . В 1922-23 годах она оформляет спектакли в руководимом им театре «Романеск» , затем Театре музыкальной буффонады. Последней совместной их работой называют «Гамлета», поставленного на сцене Витебского Белорусского театра имени Я. Коласа в 1946 и 1955 годах. Статья в «Театральной энциклопедии» характеризует развитие её сценографии как путь от «условной» к реалистической, живописно-объёмной декорации. Очевидно, что художница в начале пути создавала декорации в русле авангардных решений кубизма, а затем под внешним давлением эволюционировала в сторону официально признаваемого реализма.

Театр «Романеск»

Возглавляемый её братом Валерием театр просуществовал два года. Выполненное оформление ею в 1922 году оформление спектакля « Нельская башня » по пьесе Дюма-отца , советская критика характеризовала как «условное».

Театр музыкальной буффонады (Москва)

Театр также возглавлялся её братом

Московский театр оперетты

Московский театр имени Ленсовета

Белорусский театр имени Я. Коласа

Примечания

  1. А. Д. Сарабьянов. Неизвестный Русский авангард в музеях и частных коллекциях. Москва. Советский художник, 1992
  2. Театральная энциклопедия в 6 т. (под ред. С. С. Мокульского) Советская энциклопедия. Москва, 1961—1965.
  3. Е. Львова. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.
  4. . bozaboza.ru . Дата обращения: 21 апреля 2022. 21 апреля 2022 года.
Источник —

Same as Бебутова, Елена Михайловна