Interested Article - Филипович, Мирослав

Мирослав Филипович ( хорв. Miroslav Filipović ), известный также как Томислав Филипович-Майсторович ( хорв. Tomislav Filipović-Majstorović ; 5 июня 1915 , Яйце 1946 , Загреб ) — хорватский католический монах- францисканец , военный капеллан , усташский и нацистский военный преступник, комендант лагерей смерти Ясеновац и Стара-Градишка . В годы Второй мировой войны он сотрудничал с властями Независимого государства Хорватия и стал известен как организатор массовых убийств сербов и евреев, получивший от местных прозвище « Дьявол из Ясеноваца» . Незадолго до Второй мировой войны Филипович был изгнан из ордена францисканцев , но не был отлучён от церкви . В годы войны его привлекал к уголовной ответственности немецкий военный суд, а уже после войны Филипович был осуждён военным судом Югославии и приговорён к смерти через повешение.

Ранние годы

О молодости Филиповича известно мало, кроме даты его рождения — 5 июня 1915 . В 1938 году Филипович принял монашеский постриг и имя Томислав , а затем вступил в орден францисканцев в монастыре Петричеваца . В 1941 году, после становления Независимого государства Хорватия, Филипович был направлен на северо-запад Герцеговины в Раму . В январе 1942 года, сдав последние богословские экзамены в Сараево , он был пожалован в военные капелланы армии усташей .

Капеллан усташей

Резня в Дракуличе

Томислав Филипович нёс службу во 2-м батальоне личной охраны Анте Павелича . По свидетельствам двух рядовых солдат и одного немецкого генерала, 7 февраля 1942 Филипович участвовал в массовой этнической чистке в селениях Дракулич, Мотике и Шарговац (север Боснии, окрестности Баня-Луки). Батальон усташей, вооружённый топорами, ножами и сербомолотами , убил 2315 мирных жителей (цифра в некоторых отчётах колеблется от 2287 до 2302 ). Жертвами стали по большей части женщины, дети и старики. Свидетели говорили, что Томислав приказал уничтожить детей в первую очередь: большинство детей были расстреляны или зарезаны ножами, оставшихся в живых Томислав и ещё один монах, , добивали, перерезав всем шеи . Отчёты от 9 и 11 февраля 1942 , доставленные Дидо Кватернику , возглавлявшему службу безопасности Независимого государства Хорватия, гласят, что в Шарговаце были убиты 52 школьника. Всего от рук усташей за эти дни погиб 551 человек.

Резня в Шарговаце

Свидетелями резни в Шарговаце были две учительницы: Добрила Мартинович и Мара Шуньич. Мара Шуньич (или Туньич по некоторым документам) пережила войну и на суде давала показания против Филиповича, который лично добивал детей . Добрила Мартинович, которую усташи заставляли смотреть на умирающих детей, потеряла рассудок, но к 1955 году прошла курс лечения и вернулась на работу в Шипраге (к юго-востоку от Баня-Луки). В те годы она поделилась своими воспоминаниями о совершённой бойне с профессором Йово Йовановичем, которые были опубликованы в 1968 году.

Как рассказывала Добрила, Филипович не выделялся ничем и часто появлялся около школы в Шарговаце, поскольку от монастыря Пребичеваца было довольно недалеко до Шарговаца, поэтому в тот день появление Филиповича не стало удивительным. Однако в тот день Филипович, который был обычно дружелюбным, вёл себя грубо. Когда усташи вошли в класс, дети на них смотрели с удивлением, но не подавали страха. Однако Филипович схватил девочку по имени Василия Гламочанин и на глазах у детей зарезал её ножом, после чего приказал усташам добить всех детей, пообещав взять на себя совершённые грехи . Подробно это описал в своей книге « Магнум Кримен », добавив, что усташи якобы вырывали глаза и запихивали их в разрезанный живот детям. 12 февраля 1942 в соседних селах Пискавица и Иваньска усташи расстреляли 520 сербов (в том числе 77 детей), однако прямых доказательств причастности Филиповича к этим событиям не было предоставлено .

От жестокости усташей в шоке пребывали даже немцы, которые отдали Филиповича под военный трибунал по запросу итальянцев . Филипович отрицал свою вину, утверждая, что не совершал никаких убийств 7 февраля 1942 : по его словам, в ту ночь он был в какой-то православной деревне и искал четников, и только утром увидел усташских солдат в крови . На невиновности Филиповича в 1981 году настаивал и один из священников из Баня-Луки . Однако все показания в пользу Томислава Филиповича противоречили словам генерала , который подтвердил, что застал Филиповича в разгар расправы над детьми: в школьной бойне участвовали комендант Баня-Луки Виктор Гутич и верховный судья города доктор Стилинович . 4 апреля 1942 Филиповича лишили звания капеллана по распоряжению папского легата Загреба и бросили в тюрьму в Хорватии .

Служба в Ясеноваце

Появление

Казнь узников Ясеноваца

Филиповича удалось освободить из тюрьмы стараниями Векослава Лубурича , главы Третьего отдела Усташской народной службы безопасности , который ещё и направил опального монаха в концлагерь Ясеновац . Томислав сначала находился там на правах заключённого с особыми условиями обращения, затем был принят официально в усташи, а затем и вовсе был освобождён, возглавив небольшой перевалочный лагерь около Ясеноваца в начале 1942 года. Одним из его первых преступлений после освобождения стало убийство узника, укравшего буханку хлеба . Филипович продвинулся дальше по служебной лестнице, став начальником охраны вместо Любо Милоша , а с 10 июня 1942 и комендантом лагеря III . По инициативе Лубурича монах получил новую фамилию Филипович-Майсторович , которая появилась и в официальных документах. Жестокость Томислава проявилась во время соревнования против Маринко Полича и Ерко Маричича на самого сильного карателя: по свидетельству Йосипа Риболи, все трое должны были убить как можно больше узников, стоявших на коленях, выстрелами из револьверов в затылок (при случае каратель имел право добить умиравшего ножом) . Эгон Бергер, пострадавший во время Холокоста, в своей книге «44 месяца в Ясеноваце» писал, что Майсторович обманом забирал детей у матерей якобы для крещения по католическому обряду, а на самом деле издевался над ними самым разнообразным образом. Одним из таких «развлечений» было подбрасывание детей в воздух: трижды Майсторович бросал избитого ребёнка вверх, а на четвёртый раз подставлял под падающего кол и протыкал его насквозь. На крики детей сбегались матери, которых усташи расстреливали на месте. Майсторович устраивал неоднократно такие «развлечения» в компании Милоша и Матковича и часто делал пари на то, кто первым убьёт очередную жертву .

Комендант Ясеноваца

На послевоенном суде Филипович сознался в непосредственном убийстве около ста узников Ясеноваца, а также соучастии в казнях многих людей. Под его руководством были казнены от 20 до 30 тысяч: большинство из них были забиты огромными молотами . С особой жестокостью он расправлялся с узниками V лагеря системы Ясеноваца, где содержались женщины. С октября 1942 по 27 марта 1943 Филипович находился в Старе-Градишке и отвечал за отправку автомобилей на массовые казни. Ежедневно от 2 до 3 тысяч трупов перевозились на этих автомобилях. Сам Филипович, однако, заверял, что участвовал лишь в эксгумации трупов узников (в том числе и жертв концлагеря Градина ).

Свидетельства 62 выживших узников Ясеноваца подтвердили, что Филипович оказался в числе тринадцати особо опасных усташских карателей, участвовавших в массовых убийствах. Как гласили показания, даже жестокий Любо Милош, который обманом заводил в тюремную больницу узников и избивал их там до смерти, уступал по своему садизму монаху Филиповичу. Томо Кркац, один из свидетелей убийств, подтвердил, что Филипович участвовал в показательных расстрелах узников и даже забивал кого-то до смерти молотом .

В первых послевоенных мемуарах о жизни в Ясеноваце врач, доктор медицинских наук , которого держали в III лагере, описал свои впечатления от первой встречи с Филиповичем: «Его голос был похож на женский, что противоречило его физическому строению и грубому лицу». Николич неоднократно был свидетелем массовых казней: Филипович сравнивал расстрелы заключённых с операциями, выполняемыми без наркоза, и требовал присутствия Николича при казнях. Обычно Филипович расстреливал одного или двух узников, а затем приказывал сослуживцам добить остальных .

По свидетельствам Йосипа Риболи, внешне Филипович-Майсторович казался всегда приветливым, но только не во время казней. Он руководил казнями в Градине и каждую ночь после очередной карательной операции возвращался, будучи в крови . Тот же Риболи подтверждал вместе с другими узниками, что Майсторович продолжал службу в качестве капеллана при концлагере , за что и получил прозвище «Брат Сатана» ( хорв. Fra Sotona ). По одним данным, он был исключён из ордена францисканцев 10 июля 1942 года, лишившись права на монашеское имя Томислав ; по другим данным, это произошло 22 октября 1942 года, когда он переходил в Стару-Градишку . При этом Филиповича не отлучили от церкви .

В сентябре 1944 года Филипович вместе с и другими присутствовал на суде над узниками, которые попытались сбежать к партизанам. 31 человек подвергался пыткам: у многих были констатированы ослепление, переломы пальцев и ожоги от ламп. Все пострадавшие после пыток были повешены, однако формально какого-либо суда над ними не проводилось. После войны на суде никто из надзирателей не смог ответить на вопрос, почему всех казнили без суда и следствия: Филипович в своей манере отрицал какую-либо причастность и доказывал, что лишь подписывал приговор. Один из свидетелей, Дервис Сарач, утверждал, что Филипович мог приказать казнить узника по любому поводу: трёх цыган позвали перед ним сыграть музыку, и недовольный музыкой Филипович застрелил одного из цыган и приказал казнить двух других . По свидетельству другого узника, Филипович застрелил одного из людей, которые отвлекали его от обеда, и продолжил трапезу как ни в чём не бывало .

Комендант Стары-Градишки

Возглавляя Стару-Градишку , Мирослав Филипович-Майсторович прославился и там своей жестокостью. Эгон Бергер подтверждал, что Филипович продолжал свою «забаву» в виде подбрасывания детей в воздух и протыкания их колом и в другом концлагере . Часто Филипович носил с собой небольшую трубку: когда он убивал одного из заключённых-коммунистов, то подносил трубку к смертельной ране и пил оттуда кровь, поскольку желал насытиться кровью коммунистов. Антисемитизм Филиповича был не менее сильным, чем его сербофобия и антикоммунизм: по свидетельствам Шимо Кляича и Драгутина Шкргатича, на Рождество 1942 года во время мессы он зарезал четверых человек на глазах у сараевского еврея Алкалая и заставил того петь, а потом внезапно ударил его в грудь и перерезал ему глотку. В тот же день Томислав расправился над другими боснийскими евреями, бросив 56 человек прямо на колючую проволоку и зарубив их топором, а затем расстрелял 42 крестьянина . Шкргатич подтвердил, что как минимум 40 человек были убиты выстрелами в затылок, после чего Томислав объявил о свершившемся правосудии . В тот же день, по словам Иосипа Эрлиха и Ивана Палцеца, Филипович застрелил восемь или девять человек, попытавшихся сбежать из лагеря .

После войны

Филипович предстал перед судом в 1946 году и, чтобы смягчить своё наказание, активно сотрудничал со следствием. Несмотря на это, суд признал его виновным и приговорил к смертной казни через повешение. На приведение приговора Филиповича привели в рясе францисканца .

Образ в культуре

В сербском фильме « Дара из Ясеноваца » роль Филиповича сыграл Вук Костич .

Примечания

  1. , p. 34.
  2. . Дата обращения: 27 февраля 2014. 21 июня 2014 года.
  3. , p. 223.
  4. , p. 237.
  5. . Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 5 июля 2008 года.
  6. , s. 114.
  7. . Дата обращения: 27 февраля 2014. 18 декабря 2013 года.
  8. Sukob simbola: politika, vjere i ideologije u Nezavisnoj Državi Hrvatskoj by Jure G. Kristo, Nakladni zavod Globus, 2001, ISBN 953-167-133-8 ; pg. 105
  9. . Дата обращения: 25 сентября 2008. 2 декабря 2008 года.
  10. . Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 30 сентября 2011 года.
  11. BiH Supreme Court Archive, B.I.I.k171-13/15-1
  12. Lazar Lukajić: Fratri i ustaše kolju , Belgrade: 2005.
  13. (англ.) . Magnum Crimen (неопр.) . — Zagreb: Nakladni zavod Hrvatske, 1948. — С. 647.
  14. Dušan Lukac. Banja Luka u ratu i revoluciji . Banja Luka: 1968, pg. 192
  15. New-Age Drakulas by Jovan Babić (Banja Luka: 2000), epilogue to the second edition.
  16. . Дата обращения: 27 февраля 2014. 17 февраля 2009 года.
  17. Essays on Hitler's Europe by István Deák (University of Nebraska Press: 2002), pg. 203
  18. SCC (op. cit) Section D-XXVI: "One night I went into action with II Poglavnik Bodyguard, only to search surrounding Orthodox villages that we suspected were hosting Četniks. I emphasise that I was a priest in that area before the ISC [was established]. I saw how Ustaše soldiers returned bloody from the slaughter. Later I heard stories that on that occasion 2,000 people were killed."
  19. . Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 23 января 2014 года.
  20. Archive of the Supreme Court of Bosnia-Hercegovina, B.I.I.k171-13/15-1
  21. Sakić trail, Gabrijel Winter testimony, 12 April 1999.
  22. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine , State Commission investigation of crimes of the occupiers and their collaborators in Croatia, Zagreb, 1946, p.31
  23. Review of International Affairs: Politics, Economics, Law, Science, Culture by Savez novinara Jugoslavije, Socijalistički savez radnog naroda Jugoslavije, Jugoslovenska stvarnost (Firm), Institut za međunarodnu politiku i privredu (Belgrade, Serbia); Federation of Yugoslav Journalists: 1950, pg. 22
  24. , p. 57.
  25. SCC (op cit) Section D-XXVI
  26. SCC (op cit), Section C-III
  27. Nikola Nikolić. (сербохорв.) . — Zagreb: Nakladni zavod Hrvatske, 1948. — С. 285—289.
  28. "Ustaški zločini genocida i suđenje Andriji Artukoviću 1986. godine" by Milan Bulajić, Izdavačka radna organizacija "Rad", 1988, pg. 832
  29. . Дата обращения: 27 февраля 2014. 22 октября 2013 года.
  30. See Sakić indictment, overview of the witnesses' testimonies & Vladimir Cvija testimony от 27 марта 2013 на Wayback Machine
  31. . Дата обращения: 27 февраля 2014. 7 апреля 2005 года.
  32. Šakić trial, Škrgatić testimony dated 14 April 1999 found от 29 сентября 2008 на Wayback Machine
  33. Šakić trial, Ibidem, Josip Erlih testimony, 5 May 1999
  34. Šakić trial, Ivan Palcec testimony, 19 April 1999.
  35. , p. 190.

Литература

  • Darko Stuparić. Tko je tko u NDH: Hrvatska 1941-1945. — Zagreb: Minerva, 1997.
  • Egon Berger. 44 mjeseca u Jasenovcu (хорв.) . — Zagreb: Nakladni zavod Hrvatske, 1966.
  • Jure Krišto. Katolička crkva i Nezavisna Država Hrvatska 1941-1945. — Zagreb, 1998.
  • Jure G. Krišto. Sukob simbola: politika, vjere i ideologije u Nezavisnoj Državi Hrvatskoj. — Nakladni zavod Globus, 2001. — ISBN 953-167-133-8 .
  • . . — Chicago: American Institute for Balkan Affairs, 1961.
  • . . — Bloomington: Indiana University Press , 2000. — ISBN 0-253-21471-8 .
  • . . — Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2008. — ISBN 9780253349309 .
  • . . — Jagodina: Gambit, 2011. — Vol. 1. — ISBN 9788676240494 .
  • . . — Jagodina: Gambit, 2011. — Vol. 2. — ISBN 9788676240494 .
  • Goran Latinović, Nikola Ožegović. (англ.) // Balcanica LI. — 2020. — P. 207—234 .

Ссылки

  • (англ.) . JUSP Jasenovac. Дата обращения: 20 июня 2015.
Источник —

Same as Филипович, Мирослав