Interested Article - Нардов, Владимир Леонардович

Влади́мир Леона́рдович На́рдов (настоящая фамилия Книппер ) ( 10 [22] июня 1876 , Москва 12 ноября 1942 , Москва ) — оперный певец ( тенор ) и театральный режиссёр оперного театра, Заслуженный артист РСФСР ( 1933 ). Он был вокальным педагогом Сергея Лемешева .

Семья

Творческая биография

В 1895—1902 учился на математическом и юридическом факультетах Московского университета ; одновременно занимался вокалом у своей матери. С 1893 брал уроки скрипки у профессора Московской консерватории , участвовал в детском оркестре А. Эрарского . С 1895 играл в студенческом оркестре под управлением М. Ипполитова-Иванова , одновременно работая после окончания университета два года помощником присяжного поверенного в Москве. Затем совершенствовался как певец в Берлине у А. Кайрати и Дрездене у Р. Мюллера ; в 1907—1914 выступал на сценах различных городов Германии. С началом Первой мировой воны вернувшись в Россию, в 1914 году дебютировал в Оперном театре Зимина . Затем два месяца — в театре оперетты И. Зона; с ноября 1917 вернулся вновь в театр Зимина , ставший Театром Московского Совета Рабочих Депутатов; с октября 1918 выступал в театре студии Худож.-просвет. Союза рабочих организаций (ХПСРОЗ). В 1920-36 работал в Большом театре .

Оперный репертуар включал 137 партий: Черт, 1-й исполнитель («Сын Земли»), Купфер («Клара Милич»), Дымба («Свадьба»), Пьяный («Декабристы» В. Золотарева ), Старший граф Каменский («Тупейный художник»); Дорофей («Капитанская дочка»), Лодырэ (« Вампука »); Альмавива ( «Севильский цирюльник» ), Хозе ( «Кармен» ); Оттавио ( «Дон Жуан» ), Вальтер ( «Тангейзер» ), Певец («Кавалер роз» Р. Штрауса ); Трике ( «Евгений Онегин» ), Чекалинский, Бобыль, Бомелий ( «Царская невеста» ), Стемид и Торопка ( «Аскольдова могила» ), Шуйский, Владимир Игоревич ( «Князь Игорь» ), Беппо ( «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» ), Фауст ( «Фауст» ), Рудольф ( «Богема» ), Манрико ( «Трубадур» ), Альфред ( «Травиата» ) и др.

Кроме того, пел в опереттах: Парис ( Ж. Оффенбаха ), Гренише « Корневильские колокола » Р. Планкета ).

Камерный репертуар включал романсы и другие произведения М. Глинки , Л. Бетховена , И. Брамса , Р. Шумана , Г. Берлиоза .

С 1918 занимался оперной режиссурой. Поставил: «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Обера (1923, Новый театр, Москва), «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1926, Экспериментальный театр, Москва). Всего за все время им было поставлено 30 опер. В 1923—36, будучи режиссёром Большого театра, поставил там десять опер: «Моцарт и Сальери» и «Паяцы» (1923), «Искатели жемчуга» (1924), «Валькирия» (1925), |«Иван-солдат» (1927, 1-я постановка), «Оле из Нордланда» (1928, 1-я постановка на советской сцене), «Тупейный художник» (1929, 1-я постановка), «Садко» (1930), «Царская невеста» (1931), «Травиата» (1933), « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » Римского-Корсакова (1935).

Занимался педагогической деятельностью. В 1919 г. в училище Гнесиных был открыт оперный класс под руководством В.Нардова, ставшего первым руководителем оперного класса, где ставились не только отдельные оперные фрагменты, но и оперы целиком. Его первой постановкой здесь стала — «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта . В 1923—28 руководитель оперного класса в Московской консерватории . С 1940 года — профессор Московской консерватории (в 1940—41 зав. кафедрой сценического мастерства). Среди учеников: С. Лемешев , Н. Ханаев , В. Сливинский , С. Красовский .

Член ВКП(б) с 1941 года.

Портрет певца неизвестного художника, 1934, масло (хранится в ГЦММК , ф. 16, № 2131).

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 декабря 2009. 28 декабря 2009 года.

Ссылки

  • [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-453-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия]
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2765 дней])
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/56380/Книппер-Нардов, Большая биографическая энциклопедия]
Источник —

Same as Нардов, Владимир Леонардович