Interested Article - Хрущ, Валентин Дмитриевич

Валентин Дмитриевич Хрущ ( 24 января 1943 , Одесса 24 октября 2005 , Кимры , Тверская область ) — украинский художник , один из основоположников одесской школы неофициального искусства . Картины Валентина Хруща находятся во многих коллекциях мира .

Биография

Родился 24 января 1943 года в микрорайоне Пересыпь оккупированной Одессы . Его отец был капитаном траулера , мать умерла, когда Валентину было семь месяцев. С детства его воспитывала бабушка, которая и привила любовь к искусству. Она водила его по квартирам своих друзей, где будущий художник впервые познакомился с работами одесских классиков, таких как Теофил Фраерман , Петр Нилус , Кириак Костанди , Тит Дворников , — в то время они находились в частных собраниях, а не в музеях .

Начальное художественное образование получил в Одесской художественной школе . В 1950-х годах учился в Одесском художественном училище (учителя Зайцев, Егоров , Павлюк , Фраерман ) , позже был исключён за « левые » взгляды . С 1958 года ежегодно выставлялся на областных выставках в Одессе .

В 1967 году состоялась знаменитая выставка «Сычик+Хрущик», организованная художниками Валентином Хрущом и Станиславом Сычёвым на заборе одесского Оперного театра , ставшая точкой отсчёта « одесского нонконформизма » и получившая впоследствии название « Заборная выставка ». Акция продолжалась всего три часа . Информация о данном проекте вышла далеко за пределы Одессы, несомненно, послужив примером московским выставкам, в частности, « Бульдозерной выставке » в Москве, состоявшейся в 1974 году . Сохранилась фотографии Михаила Рыбака . Художников поддерживала редакция газеты «Комсомольская искра», на выставке у Оперного театра присутствовали редактор Игорь Беленьков, писатель Аркадий Львов , журналисты Алексей Иванов и Евгений Голубовский , который организовал 1968 году первую персональную выставку художника в зале газеты «Комсомольская искра» .

С 1970-х Валентин Хрущ принимает активное участие в организации первых «квартирных выставок» в Одессе , которые проходили каждую неделю в квартирах-мастерских художников Олега Соколова , Александра Ануфриева и Маргариты Жарковой, Виктора Маринюка и , а также в квартире коллекционера Владимира Асриева, находившейся между офисами КГБ и МВД . В этот период имя Валентина Хруща, равно как и его коллег по «одесскому нонконформизму» А. Ануфриева , В. Стрельникова , Л. Ястреб , В. Маринюка , С. Сычёва , стали появляться в иностранных каталогах и выставочных экспозициях . В 1979 году участвовал в неофициальной выставке «Современное искусство из Украины» (Мюнхен-Лондон-Париж-Нью-Йорк) .

Валентин Хрущ всегда находился в авангарде художественных течений, тесно общался с молодым поколением одесских художников-концептуалистов и организовывал акции, хотя сам никогда их так не называл и не документировал. Среди самых известных — «выставка для птиц», представляющая собой картины, вывешенные художником на деревьях, в качестве зрителей подразумевались птицы. Вторая подобная — «Выставка для моря», в которой художник разместил свою абстрактную картину на стене пляжа, сфотографировал и ушёл .

В 1982 году Валентин Хрущ переехал из Одессы в Москву . В 1991 году состоялась его персональная выставка в Центральном Доме Художника .

Последние годы Валентин Хрущ провёл в городке Кимры Тверской области , где умер от рака 24 января 2005 года . Похоронен там же в ограде Никольского храма .

Творчество

Для художественной манеры Валентина Хруща характерны лёгкость и динамика . Он свободно владел всеми стилями живописи, техникой коллажа, скульптурой и резьбой по дереву. Среди широкого спектра жанров живописи, в которых работал художник, — натюрморт , абстракции , ню , пейзажи . Визитной карточкой Валентина Хруща стали натюрморты с рыбками .

Воспоминания о художнике

По мнению журналиста Феликс Кохрихт — «один из самых самобытных и утончённых художников — продолжателей высоких традиций южнорусской школы , мирового и отечественного Авангарда » . Так он вспоминал о нём :

…в этом лёгком, чуть легкомысленном прозвище не содержалось ни малейшей частицы иронии или недооценки таланта и своеобразия как личности художника, так и его творчества. Даже тогдашние руководители Союза художников , не допустившие ни одной работы Хруща на официальные выставки (его в 60-70-е годы относили к так называемым “ абстракционистам ”), признавали за ним высокие профессиональные достоинства. Высокая репутация подлинного Мастера сопутствовала Валентину всю жизнь, в каком проявлении своего дарования он бы ни представал — живописи, графике, деревянной скульптуре, фотографии, в какой бы манере ни работал — фигуративной или абстрактной.

Художник после приезда в Одессу и знакомства с Валентином Хрущом, вспоминает его «Странным человеком с жёлтым портфелем. Странно одет и живой очень, подвижный.» в интервью Евгения Голубовского и Евгения Деменока, опубликованном в альмнахе «Смутная алчба — 3» .

Художник Сергей Ануфриев , вспоминая детство Валентина Дмитриевича, описывает район Пересыпи как «район, целиком огороженный колючей проволокой. Там жила только уголовщина , только блатные . Хрущ в этом вырос. Он учился в местной школе, из которой его выгнали в другую школу ещё хуже, потом в третью, а из третьей уже не выгоняли — некуда было, только в колонию» .

Художник Александр Ройтбурд :

Хрущ всячески избегал какой-либо ответственности. Он никогда не держал данное слово, да и вообще не брал на себя никаких обязательств. С ним невозможно было договориться о встрече. Эту встречу он обязательно «сквозил». В Одессе говорили: «Если ты точно хочешь знать где не будет Хруща, договорись с ним о встрече». Два определения были применительно к нему аксиоматичны: «Хрущ — это гений» и «Хрущик — как воздух». «Воздух» — потому и «сквозил». Но этот воздух органично перетекал из поведенческой сферы в его живопись. Она была лёгкой, непринуждённой и спонтанной. Он исповедовал восточный принцип «вслед за кистью»

Художник Василий Рябченко :

Сейчас я начинаю понимать, чем для Хрущика — художника была фотография, выполненная добротной, педантичной немецкой оптикой, которая передавала звенящую плоть фотографируемого. Это был дополнительный инструмент тщательного созерцания, изучения интересующего его объекта. Почти всё, что он фотографировал: коробки из-под чая, курительные трубки, книги, стеклянная и фарфоровая посуда, рыбы, яблоки и т. п. , — он изображал в живописных и графических работах, в которых нет и намёка на натурализм, и имитацию вещественности. Фотография Хруща требует изучения и популяризации, как полноценная составляющая его творчества и я намерен этому способствовать.

Выставки, музеи, коллекции

Выставки

Музейные коллекции

Частные коллекции

Примечания

  1. . K.E.K.C. (24 января 2020). Дата обращения: 3 июля 2020. 5 июля 2020 года.
  2. , Aleksa Tomic (lector), Valjevska Stamparija (fotoliti). «Валентин Хрущ» // = «Deset ruskih slikara» (серб.) / Ред. Zivorad Jankovic; пер. Jelena Tomic (eng), Brankica Babic (ru). — Книга 7. — Valjevo : Internacionalni umetnicki studio «Radovan Trnavac Mica» (International Art Studio), Radio Valjevo, 2000. — С. 8, 12. — 32 с. — 1000 экз. 6 июля 2020 года.
  3. Анастасия Холдаковская. . — Litres , 2018. — 73 с. — ISBN 978-5-04-101936-5 .
  4. Малеонюк Константин. . (19 апреля 2019). Дата обращения: 10 июля 2020. 8 мая 2019 года.
  5. . Художественная Интернет-галерея «Окна Одессы». Дата обращения: 3 июля 2020. 6 июля 2020 года.
  6. . msio.com.ua . Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано из 4 июля 2020 года.
  7. . Вікна Одеси . Дата обращения: 6 июля 2020. 6 июля 2020 года.
  8. Феликс Кохрихт. // Одесский альманах. — 2018. — № 72 . — С. 265 . 4 июля 2020 года.
  9. Князев С. В. . Liveinternet (5 февраля 2009). — Антиквар. Дата обращения: 6 июля 2020. 25 февраля 2014 года.
  10. . msio.com.ua . Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано из 9 июля 2020 года.
  11. . msio.com.ua . Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано из 6 июля 2020 года.
  12. Евгений Голубовский . // Литературно-художественный, историко-краеведческий иллюстрированный альманах «Дерибасовская — Ришельевская» : альманах. — 2013. — С. 274—278 . 7 июля 2020 года.
  13. . amnesia.in.ua . Дата обращения: 6 июля 2020. 8 мая 2019 года.
  14. Гуляева О. В. (ua) = Художньо-стилістичні домінанти культурних процесів на Півдні України в 1960—1980-х роках // Одесский национальный политехнический университет : автореф. , дис. . — К. , 2017. — С. 256 . 5 июля 2020 года.
  15. . msio.com.ua . Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано из 14 июня 2020 года.
  16. . МіТЄЦ (20 июня 2018). Дата обращения: 3 июля 2020. 13 августа 2020 года.
  17. Каминская Е. . . Odessa Daily (12 июля 2009). Дата обращения: 6 июля 2020. 26 октября 2020 года.
  18. . msio.com.ua . Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано из 15 июня 2020 года.
  19. Маркелова Г. . Вечерняя Одесса (27 октября 2005). — № 162. Дата обращения: 7 июля 2020. 7 июля 2020 года.
  20. . «Худкомбинат». Дата обращения: 3 июля 2020. 14 апреля 2021 года.
  21. . msio.com.ua. Дата обращения: 6 декабря 2021. 20 августа 2013 года.
  22. . . Одесский биографический справочник «Они оставили след в истории Одессы». Дата обращения: 10 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  23. Евгений Голубовский , Евгений Деменок. Серафим Чаркин // . — Сборник интервью (альманах). — Одесса : «Колодрук», 2012. — С. 142. — 220 с. — 300 экз. ISBN 978-966-2405-18-7 .
  24. . «Худкомбинат». Дата обращения: 8 июля 2020. 15 июля 2020 года.
  25. . nt-art.net. Дата обращения: 6 ноября 2017. 15 июня 2020 года.
  26. . Cultobzor.ru (14 октября 2016). Дата обращения: 3 июля 2020. 24 октября 2019 года.
  27. . Одесский сайт о культурно-общественной жизни города (19 марта 2015). Дата обращения: 3 июля 2020. 3 февраля 2016 года.
  28. Александр Соловьёв. . Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано из 17 ноября 2004 года.
  29. . www.guelman.ru. Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  30. (укр.) . . ТзОВ «НЮ АРТ». Дата обращения: 5 июля 2020. 15 июня 2020 года.
  31. . Artchive . Дата обращения: 3 июля 2020. 14 июня 2020 года.
  32. (англ.) . Issuu . Дата обращения: 3 июля 2020.
  33. . msio.com.ua . Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано из 4 июля 2020 года.
  34. (укр.) . modern-museum.org.ua . Дата обращения: 3 июля 2020. 4 июля 2020 года.
  35. (англ.) . nt-art.net . Дата обращения: 3 июля 2020. 15 июня 2020 года.
  36. (укр.) . . Дата обращения: 14 июня 2020. 15 июня 2020 года.
  37. (англ.) . . Дата обращения: 10 июля 2020. 12 июня 2020 года.

Ссылки

  • . . ПрАТ АРТК «ГЛАС» (25 января 2016). Дата обращения: 5 июля 2020.
  • Анна Литман. . . «Худкомбинат» (10 марта 2016). Дата обращения: 5 июля 2020.
  • Феликс Кохрихт . . . Проект «Они оставили след в истории Одессы». Дата обращения: 6 июля 2020.
  • Ануфриев С. А. . Сергей Ануфриев о Валентине Хруще . (23 августа 2011). — Статья из « » № 3(22) май-июнь. Рубрика «IN MEMORIAM». Дата обращения: 1 июля 2020.
Источник —

Same as Хрущ, Валентин Дмитриевич