Interested Article - Тауберт, Вильгельм

Карл Готфрид Вильгельм Тауберт ( нем. Carl Gottfried Wilhelm Taubert ; 23 марта 1811 , Берлин 7 января 1891 , Берлин ) — германский пианист, композитор и дирижёр, отец филолога и писателя .

Биография

Родился в семье чиновника прусского военного министерства, ранее игравшего в военном оркестре на гобое. Первые уроки музыки получил у , также военного музыканта, но уровень подготовки юного музыканта оказался посредственным, и он не был принят в школу инструменталистов под руководством Карла Фридриха Цельтера . Изучал философию в берлинском университете Фридриха Вильгельма , одновременно продолжая занятия музыкой у Людвига Бергера (фортепиано) и Бернхарда Кляйна (композиция). От Бергера Тауберт унаследовал, по мнению Роберта Айтнера , классическую пианистическую манеру, восходящую к Вольфгангу Амадею Моцарту и противоположную романтической школе пианизма, связанной с именами Муцио Клементи и Ференца Листа .

Покровительство близкого к королевскому двору генерала Иоба фон Вицлебена принесло Тауберту быстрый карьерный рост. С 1831 года ассистент дирижёра и аккомпаниатор на придворных концертах, в 1845—1869 гг. придворный капельмейстер (с 1849 года вместе с Генрихом Дорном ), до 1848 года также руководитель Берлинской королевской оперы ; в репертуаре оперы преобладали сочинения самих Дорна и Тауберта (а также некоторое время занимавшего над ними должность художественного руководителя Жака Мейербера ). С 1865 года преподавал музыку в Королевской академии искусств; среди его учеников были Теодор Куллак , , Луи Шлотман , Густав Шуман . В 1870 году Дорн и Тауберт были отправлены в отставку с сохранением жалованья, им на смену был приглашён Карл Экерт , что должно было знаменовать умеренные перемены в сторону более прогрессивного лагеря; Тауберт продолжал выступать с придворными музыкантами как дирижёр до 1883 года. С 1834 года был членом музыкального отдела Берлинской академии искусств , с 1875 года его председатель. Как замечает Айтнер, успешной придворной карьере Тауберта способствовали его консервативные вкусы, совпадавшие с музыкальными предпочтениями августейших слушателей .

Творчество

На оперной сцене Тауберт дебютировал одноактной комической оперой «Престольный праздник» ( нем. Die Kirmes ; 1832) на либретто Эдуарда Девриента . За нею последовали «Цыган» ( нем. Der Zigeuner ; 1834, также с текстом Девриента), «Маркиз и вор» ( нем. Marquis und Dieb ; 1842), «Йоггели» ( нем. Joggeli ; 1853), «Макбет» (1857, по одноимённой трагедии Шекспира ) и «Цезарио» ( нем. Cesario ; 1874), для последней либретто по мотивам комедии Шекспира « Двенадцатая ночь » написал его сын Эмиль. Кроме того, Тауберт сочинял музыку к разнообразным пьесам, от « Медеи » Еврипида до «Рыцаря Синяя борода» Людвига Тика .

Тауберту принадлежат четыре симфонии, первой из которых он сам продирижировал в Берлине 31 марта 1831 года, спустя 20 дней после своего двадцатилетия. Два фортепианных концерта Тауберта разделяет 45 лет (1833 и 1878), оба в 2009 году записал для лейбла Hyperion Records (серия «Романтический фортепианный концерт») с Тасманийским симфоническим оркестром (пианист выступил одновременно в роли дирижёра); первый из концертов получил высокую оценку Роберта Шумана , отмечавшего в 1836 году, что, хотя конструктивно произведение Тауберта несёт на себе очевидное влияние Первого концерта Феликса Мендельсона , конкретные мелодические решения и приёмы инструментовки делают сочинение Тауберта одним из наиболее ярких концертных сочинений 1830-х годов . С Мендельсоном у Тауберта был общий учитель (Бергер), они переписывались и высоко ценили друг друга, Мендельсон посвятил Тауберту гимн « Услышь молитву мою! » (1844)..

Для камерного ансамбля Таубертом написаны четыре струнных квартета и два фортепианных трио; среди его многочисленных фортепианных пьес выделяется ранний цикл «Любовные песни» ( нем. Minnelieder ), который сравнивали с мендельсоновскими « Песнями без слов ». Собственно песен Тауберт сочинил около 300, наибольший успех имели циклы под общим названием «Детские песни» ( нем. Kinderlieder ; 13 опусов, датированных 1843—1878 гг. ), входившие, в частности, в репертуар Йенни Линд .

Примечания

  1. Eitner R. (нем.) // — Leipzig: 1894. — Vol. 37. — S. 430–433.
  2. Carl Gottfried Wilhelm Taubert // — 1696.
  3. (англ.) OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  4. Rob. Eitner . // Allgemeine Deutsche Biographie , Bd. 37 (1894), S. 430—433.
  5. от 24 июня 2023 на Wayback Machine // Signale für die musikalische Welt , 1862, Nr. 13 (13 марта), S. 179.
  6. от 24 июня 2023 на Wayback Machine / Taubert & Rosenhain: Piano Concertos // Hyperion Records , 2010.
  7. от 24 октября 2014 на Wayback Machine // Nordisk familjebok . — Stockholm, 1919. — Bd. 28. — Kol. 530. (швед.)
  8. Susan Youens. Schubert, Müller, and Die Schöne Müllerin . — Cambridge University Press, 1997. — P. 152.
Источник —

Same as Тауберт, Вильгельм