Interested Article - Менины (балет)

«Мени́ны» ( исп. Las Meninas ), кроме того «Сады́ Аранхуэ́са » ( фр. Les jardins d'Aranjuez ; англ. The gardens of Aranjuez ) — одноактный балет в постановке Л. Ф. Мясина на музыку Л. Обера , Г. Форе , М. Равеля и Э. Шабрие ; сценография К. Сократе и Х. М. Серта . Первый показ 21 августа 1916 года силами труппы Русский балет Дягилева в Театре Эухении-Виктории, Сан-Себастьян .

История создания

Во время первых американских гастролей Русского балета Дягилева в начале 1916 года имя Леонида Мясина на афишах стало обозначаться на французский манер — Léonide , а написание фамилии было упрощено из-за отсутствия в английском языке аналога буквы «я»: Miassine > Massine . После возвращения в Европу труппа начала выступления в Мадриде в Театро Реал по приглашению испанского короля Альфонсо XIII . Королевская чета любила балет. Биографы Леонида Мясина, Лесли Нортон ( Leslie Norton ) и Е. Я. Суриц , отмечали, что при отсутствии финансовой поддержки испанского короля труппа Дягилева могла бы не выжить в годы Первой мировой войны . Во время первых испанских гастролей труппа выступила в Мадриде, Севилье , Гранаде и Кордове после чего переехала в Сан-Себастьян, где монархическая чета проводила летнее время. С. Л. Григорьев писал, что С. П. Дягилев «чувствовал себя обязанным королю за помощь в освобождении Нижинского » , интернированного во время войны в Австро-Венгрии , поэтому в качестве благодарности за гостеприимство и поддержку решил поставить балет на испанскую тему и посвятить его монарху, формально объявившем себя покровителем антрепренёра .

«Менины» стали первым балетом Мясина на материале испанских танцев и испанского искусства и первым испанским балетом труппы Русский балет Дягилева . Ранние работы, равно как и последующие, показывают широкий диапазон интересов Мясина. Первый неосуществлённый замысел « Литургии » (1915) относился к религиозной тематике, а первый поставленный балет « Полуночное солнце » ( 1915 ) — к русскому фольклору. В 1916 году в Сан-Себастьяне были представлены два балета: первый испанский («Менины») и очередной русский (« Кикимора ») , за которыми вскоре последовал первый итальянский балет « Женщины в хорошем настроении » ( 1917 ). Дягилев отводил много времени повышению культурного и профессионального уровня Мясина, пытаясь воспитать альтер эго , или идеального балетмейстера , который бы осуществлял его собственные замыслы согласно его представлениям того, каким должен быть музыкальный театр. Сперва в 1914 году Дягилев открыл для Мясина богатство итальянского искусства.

В 1916 году Дягилев и Мясин впервые попали в Испанию и были восхищены особенностями испанского искусства. Мясин с интересом наблюдал за исполнителями фламенко: «Меня очаровали их интуитивное чувство ритма, непринуждённая элегантность, темперамент. Казалось, они сочетают абсолютное владение телом с безупречной синхронностью движений и природным благородством. Я не видел ничего подобного ранее в каком-либо народном танце» . В Прадо Мясин изучал полотна Риберы , Мурильо , Сурбарана , Эль Греко и Веласкеса , относящихся к различным школам живописи золотого века Испании . Особенно впечатлили хореографа картины Веласкеса, открывавшие для него широкий простор воображению . Дягилев также был воодушевлён своим первым визитом в Испанию и предложил Мясину поставить испанский балет на музыку «Паваны» Форе «с её подражанием испанскому золотому веку» .

Диего Веласкес . « Менины », 1656

Хореография создавалась под вдохновением от картин Диего Веласкеса. Мясин особенно восхищался его полотном « Менины » (1656), современное название которого исп. Las Meninas дословно переводится как «Девочки»: «Я чувствовал в душе глубокую меланхолию, когда видел его элегантно позирующих инфант с их непогрешимым благородством, странным сочетанием надменности и обаяния. Это были грустные маленькие дети, наряженные в неудобные атласные платья и вынужденные играть свои королевские роли. <…> Работая над разнообразными па-де-де , я не пытался воссоздать пышность и великолепие испанского золотого века. Просто это было, с одной стороны, моё собственное ощущение упорядоченности дворцового этикета и, с другой — скрытая печаль, которую я уловил в работах Веласкеса и во многих испанских полотнах XVII века . Всё это выражалось плавными движениями, гармонировавшими с меланхолической музыкой Форе» . Декорация Карло Сократе изображала видимый с балкона сад, в котором встречались и расставались две фрейлины (менины) и два их придворных кавалера. Костюм для Соколовой Серт выполнил в пурпурном с золотом цветах, для Хохловой — в розовом с серебром. В своих пышных платьях танцовщицы походили на огромных зависших в воздухе бабочек .

Несмотря на распространённое обозначение « павана », выступающее у Суриц в качестве второго названия балета («Павана» ), имеется также альтернативное наименование «Сады Аранхуэса» ( фр. Les jardins d'Aranjuez ; англ. The gardens of Aranjuez ), обозначенное в программе лондонского сезона труппы Дягилева 1919 года в Альгамбре .

«Менины» стали первым испанским балетом труппы Русский балет Дягилева, «король и королева были восхищены им» . Балет «имел огромный успех, и особенно понравился королю Альфонсо» .

Сюжет

Несмотря на точный перевод испанского названия «Девочки», в балете действуют повзрослевшие и уже имеющие любовников фрейлины . Они тайно встречаются со своими кавалерами в саду, где исполняют павану. Карлица узнаёт о свидании и намеревается поднять скандал, предав огласке их скрываемую любовь. В качестве доказательства нарушения придворного этикета карлица похищает шляпу одного из кавалеров . Серия па-де-де выполнена в манере обстановки двора испанского короля Филиппа IV .

Части

Хореография содержит три старинных танца эпохи Филиппа IV . Состоящему из 3 сцен балету предшествовала Прелюдия Л. Обера ( Prélude, de Louis Aubert ) :

Премьера

Датировка первого показа вызывает сомнения. Наиболее ранние вероятные даты привела Е. Я. Суриц — 12 августа , или 19 августа ; самую позднюю — 25 августа — обозначила Л. Нортон .

  • 1916, 21 августа (?) — «Менинас» (павана), одноактный балет. Первый показ в Театре Эухении-Виктории ( Teatro Eugenia Victoria носит имя супруги Альфонсо XIII Евгении Виктории ), Сан-Себастьян, Испания . Музыка Габриэля Форе, хореография Леонида Мясина; декорации Карло Сократе, костюмы Хосе Марии Серта в стиле Диего Веласкеса . Дирижёр Эрнест Ансерме, режиссёр Сергей Григорьев

Основные исполнители :

18 и 21 апреля 1917 года балет был представлен в Неаполе , затем в Риме . Критик газеты Il Giorno отозвался о представлении, как о «неудачной шутке» . После первого парижского показа в Шатле в 25 мая 1917 года французским критикам балет показался слабым по сравнению с новыми работами труппы, особенно относительно скандальной премьеры сенсационного « Парада » .

Возобновления

Балет исполнялся труппой Дягилева не очень часто, но был дважды возобновлён:

Последний раз Русский балет Дягилева представил «Менины» в июле 1929 года в Ковент-Гардене , Лондон .

См. также

Примечания

  1. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 348.
  2. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 327.
  3. , с. 408.
  4. , p. 13.
  5. , p. 16.
  6. , Суриц. Комментирий 86, с. 238.
  7. , Глава 8. 1916, с. 101.
  8. , с. 47.
  9. , Глава 5, с. 75.
  10. , Суриц. Вступительная статья, с. 218.
  11. , Глава 5, с. 74.
  12. , p. 24.
  13. .
  14. .
  15. , Глава 8. 1916, с. 102.
  16. , p. 17.
  17. , Суриц. Комментирий 34, с. 232.
  18. , Суриц. Комментирий 87, с. 238.
  19. , p. 266.
  20. , p. 268.
  21. , p. 26: «a bad joke».
  22. , p. 269.
  23. , p. 26: «the ballet seemed pale to French critics».
  24. , p. 280.
  25. , Глава 16. 1924, с. 158.
  26. , Конаева. Комментирий 16, с. 574.
  27. , p. 292.
  28. , Глава 20. 1928, с. 199.
  29. , p. 294.

Литература

  • Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. ISBN 5-87334-002-1 .
  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • Мясин Л. Ф. / Публикация, вступ. ст. и ком. Е. Я. Суриц // Мнемозина : Документы и факты из истории отечественного театра XX века : Альманах / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Индрик, 2014. — Вып. 6. — С. 286. — 904 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-330-2 .
  • Суриц Е. Я. / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
  • Norton L. Léonid Massine and 20th Century Ballet / Leslie Norton. — McFarland & Company, 2004. — 380 p. — ISBN 0-7864-1752-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Менины (балет)