Interested Article - Задача-шутка (шахматы)

Зада́ча-шу́тка шахматная задача , в которой юмор является первичным или вторичным элементом. Как правило, в начальной позиции такой задачи или в её решении нарушены шахматные правила .

Правила

Для решения задачи-шутки возможно, например:

  • пешку превратить в фигуру соперника,
  • поставить на доску отсутствующего короля,
  • снять любую из 9 пешек одной из сторон, находившихся на доске,
  • развернуть доску на 180°,
  • закончить рокировку («мат в полхода»),
  • вернуть ход обратно.

Примеры

Без нарушения правил

Неизбежный мат

В этой композиции, в отличие от многих других задач-шуток, нет нарушения шахматных правил. Юмор заключается в том, что мат неизбежен: все ходы белых и чёрных единственно возможные.

Vilhelm Røpke , Skakbladet , 1942

[Event "Import"] [Site " "] [Date "2020.07.20"] [White "?"] [Black "?"] [Result "1-0"] [UTCDate "2020.07.20"] [UTCTime "13:58:14"] [WhiteElo "?"] [BlackElo "?"] [Variant "From Position"] [TimeControl "-"] [ECO "?"] [Opening "?"] [Termination "Normal"] [FEN "K1k5/P1Pp4/1p1P4/8/p7/P2P4/8/8 w - - 0 1"] [SetUp "1"]

{ Мат в 6 ходов. Может ли он быть остановлен? } 1. d4 b5 2. d5 b4 3. axb4 a3 4. b5 a2 5. b6 a1=Q 6. b7# 1-0

Мат в полхода

a b c d e f g h
8
b2 белая ладья
a1 белая ладья
c1 белый король
g1 чёрный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Мат в полхода.

В шахматной терминологии нет понятия «полхода», однако, шуточно его можно применить к ходам, которые осуществляются в два этапа: превращение пешки, взятие (в том числе взятие на проходе) и рокировка. В последнем случае это:

  1. пойти королём на два поля в сторону ладьи,
  2. затем переставить ладью на поле, которое пересёк король.

Зная это, легко осуществить примерный «мат в полхода» на диаграмме. Делая длинную рокировку, белые уже пошли королём на с1 (сделали первые «полхода»). Осталось передвинуть ладью с а1 на d1 и объявить мат.

Мат в четверть хода

a b c d e f g h
8
a8 чёрный король
c7 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Мат в четверть хода.

Решение: поставить белого ферзя на b8#

Полный ход: 1.ab8Ф# состоит из четырёх частей. Сначала был снят чёрный ферзь, конь или ладья с b8 (1/4), затем пешка а7 переставлена на b8 (2/4), затем с доски убрана превращающаяся белая пешка (3/4). Таким образом получилась начальная позиция задачи с белым королём с7 и чёрным королём а8. Наконец, вместо пешки на b8 появляется белый ферзь и объявляет мат чёрному королю.

Особая интерпретация правил

Превращение пешки

Леонид Куббель , 1941
a b c d e f g h
8
e7 белая пешка
g7 белый ферзь
c6 белая пешка
g3 белая пешка
h3 чёрный король
f2 белая пешка
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Мат в 2 хода.

В ранних шахматных кодексах правило превращения пешки , достигшей последней горизонтали, формулировалось нечётко. Пешка могла быть заменена любой фигурой, в том числе противоположного цвета.

На диаграмме чёрный король находится в патовом положении. Чтобы поставить ему мат в 2 хода, необходимо или выпустить его, или поставить на доску новую чёрную фигуру.

1.е8чКр!

У чёрных появляется новый король и возможность сделать ход.

1…Kpd8 2.Фd7##

Ферзь белых даёт мат одновременно обоим королям. При этом оба мата правильные .

Рокировка

Тим Краббе , 1972
a b c d e f g h
8
e6 белая пешка
d5 чёрная пешка
c4 чёрная пешка
g4 чёрная пешка
b3 чёрная пешка
c3 белая пешка
e3 чёрный король
f3 белая пешка
g3 белая пешка
h3 чёрная пешка
b2 белая пешка
h2 белая пешка
a1 белая ладья
e1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Мат в 3 хода.

Особую интерпретацию правила рокировки использовал Тим Краббе .

1.e7
(1…Kpd3 2.e8Ф gxf3 3.0-0-0#)
1…Kpxf3 2.е8Л! Kpg2 (2…d4 3.0-0#)
Белые согласно условиям задачи должны следующим ходом поставить мат.
3.0-0-0-0#

И они это делают! Производится вертикальная рокировка с превращённой ладьей. Король становится на е3, а ладья е8 перемещается на е2 с матом. Формально для правил того времени такое возможно: в них не была указана необходимость именно горизонтальной рокировки. Остальные условия рокировки, в том числе то, что король и превращённая ладья не должны были двигаться, соблюдены. Позже FIDE внесла изменение в правила, требующее делать рокировку по горизонтали.

С нарушением правил

Невозможный мат

Сэмюэль Лойд
c7 d7 e7 f7 g7
c6 d6 e6 f6 g6
c5 белый конь d5 белая ладья e5 чёрный король f5 белая ладья g5
c4 d4 e4 f4 g4
c3 d3 e3 f3 g3
Мат двумя ладьями и конём в центре доски


Нахождение матовой конструкции, невозможной в шахматной игре — одна из разновидностей тематики задач-шуток. Ярким примером служит творчество Сэмюэля Лойда . Однажды в одной из шахматных колонок он объявил, что нашёл способ, с помощью которого конь и две ладьи могут поставить мат одинокому королю в центре доски . Поначалу читатели не поверили в это и были переубеждены, увидев его решение (см. диаграмму).

В шахматной игре такой мат не может иметь место, так как две ладьи за один ход не могут объявить одновременно два шаха королю с двух противоположных сторон.

Возвращение хода назад

a b c d e f g h
8
g8 белый конь
h8 чёрный король
g6 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Белые берут ход назад и ставят мат в 1 ход.

Конь и король одинокому королю мат поставить не могут. Задачу возможно решить, если предыдущим был ход со взятием чёрной фигуры. Итак, белые берут назад ход Kh6:Кg8 и объявляют мат:

1. Kf7#

Задачи такого типа называются и принадлежат к жанру ретроанализа .

Сказочные шахматы

a b c d e f g h
8
h8 чёрный король
f6 белый конь
a1 белый слон
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Мат в 1 ход.

В жанре сказочных шахмат у фигур появляются новые возможности. Так и в этой позиции на диаграмме требуется что-то экстраординарное, чтобы поставить мат в один ход.

Для этого сказочный белый конь «встаёт на дыбы», приподнимаясь над полем f6 и продолжая контролировать поля g8 и h7, а слон, чья ударная сила тем самым удлиняется на всю диагональ а1—h8, ставит вскрытый мат.

См. также

Примечания

  1. Панов В. П. Рокировка // Шахматы — интересная игра. М.: Молодая гвардия, 1963 С. 28 — 31 — пример того, что в старой шахматной литературе не указано обязательство делать рокировку горизонтально.
  2. Лойд С. Самые знаменитые головоломки мира. — М., 1999.— С. 9

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Задача-шутка (шахматы)