Interested Article - Шель, Генрих

Генрих Карл Шель ( нем. Heinrich Karl Scheel , латыш. Heinrihs Kārlis Šēls ; 17 мая 1829 , Гамбург 13 апреля 1909 , Рига , Лифляндская губерния , Российская империя ) — рижский архитектор конца XIX — начала XX века, академик российской Императорской Академии художеств , совладелец строительной компании «Шель и Шеффель». Построил более 40 зданий в Риге и других городах Латвии.

Биография

Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1847—1852). Получил медали Академии художеств: малую серебряную (1850) за «проект рисовальной школы» , большую серебряную (1852) за «проект дома для известного живописца» и звание классного художника с правом на чин XIV класса (1852). Был признан « назначенным в академики » (1858). Избран в академики (1861) за «проект станции железной дороги» .

После окончания обучения в Академии художеств работал у профессора архитектуры Людвига Бонштедта . В 1853 году участвовал в реконструкции здания Большой гильдии в Риге (архитектор ). С 1860 по 1862 год под руководством Л. Бонштедта выполнил свой первый проект — здание Немецкого театра (ныне Национальная опера ).

Первым независимым проектом был дом врача Берента на бульваре Бастея д. 16 (1860) в стиле эклектики , построенный на освобожденной после срытия городского вала территории города. Со строительством этого дома для Шеля и исполнителя каменных работ Кригера была связана неприятная история, когда на обоих наложили денежные штрафы по 25 рублей в пользу городской казны и приютов для бедных за недостаточно толстый брандмауэр на уровне мансарды , который Кригер ещё и был обязан перестроить за собственный счет как главный виновник .

В 1861 году Шель получил в Императорской академии художеств звание академика .

В этом качестве он выполнил ряд проектов на бульварном кольце Риги.

В стиле ренессанса :

В стиле неоготики :

  • 1867 — здание на бульваре Наследника, 13 (ныне бульвар Райниса). Здание для своего посольства в 1920-е годы приобрела Германия , и во время ремонта были снесены богатые украшения башенок в стиле эклектики. Владелец убедил городские власти, что так будет только лучше для архитектуры. Это было типичное проявление уничижительного отношения к архитектуре XIX века в начале века ХХ .

В византийском стиле :

В 1880-е годы Шель обращается к строительству общественных зданий.

Он перестроил здание вокзала в Риге (1884—1885), добавив к нему два крыла, обращённых к ул. Гоголя , и на ул. Слокас (1887, построена И. Фельско в 1851 году); построил немецкую баптистскую церковь на улице Виландес , д. 9 и здание Биржевого банка на улице Пилс , д. 23 (1887), ряд зданий других зданий на улице Дунтес , д. 12/22 (1888) и др.

В конце века Шель снова строил жилые дома. Из наиболее красивых можно упомянуть здания на ул. Авоту , 71 (1887), Элизабетес , 17 (1898), 31 (1897) и 31a (1896). Все они спроектированы академично, в безупречном сочетании объёма и деталей, как настоящие дворцы .

С 1899 года сотрудничал с архитектором Фридрихом Шеффелем . Вместе они создали проект дома Детмана на улице Тиргоню , д. 4 — одного из первых образчиков знаменитого рижского модерна , а в 1899 году построили главное здание электротехнической фабрики « Унион » (затем ВЭФ) .

Похоронен на Большом кладбище в Риге.

Лебединый домик на берегу Городского канала (1893)

Известные работы

Примечания

  1. Heinrich Carl Scheel // (нем.) — 2012.
  2. , с. 411.
  3. . Югендстиль в Риге . www.jugendstils.riga.lv. Дата обращения: 17 апреля 2019. 23 апреля 2019 года.

Литература

  • Кондаков С. Н. . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 411. — 454 с.
  • .

Ссылки

  • . Российская Академия художеств . Дата обращения: 19 июня 2019. 22 октября 2020 года.
  • от 2 января 2018 на Wayback Machine (латыш.)
Источник —

Same as Шель, Генрих