Interested Article - Марш Лейб-гвардии Преображенского полка

Марш Лейб-гвардии Преображенского полка ( Преображенский марш, Марш преображенцев, Марш Петра Великого, Петровский марш ) — один из самых старинных (и известных, наравне с « Прощанием славянки ») русских военных маршей .

Музыка

Преображенский полк , основанный в 1691 году Петром I — один из старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш был создан ещё при жизни Петра неизвестным композитором. Строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что он действительно был сочинён в первой четверти XVIII века . В. И. Тутунов отмечает сходство этого марша с петровскими кантами «Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием, велегласно рцем» .

«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал .

В некоторых английских источниках автором называют некого русского композитора Donajowsky , однако на самом деле музыкант Эрнест Донаёвский (родившийся во французском Кале сын эмигранта из тогда прусского, а ныне польского Новогарда ) издал марш в Великобритании в конце XIX — начале XX века .

В Германии долго бытовало мнение , что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase; 1788—1851, главный капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830—1850 годах). Однако в 1816—1817 годах Хаазе после русского плена находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший музыкой элитного полка, представляется очень маловероятной . Вероятно, произошла путаница, связанная с авторством «Второго марша Преображенского полка» (см. ниже).

Версию о петровском времени поддерживает (Deutsche Gesellschaft für Militärmusik / DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш» .

В каталоге «Маршей российской императорской гвардии», который с 1809 года составлял первый главный капельмейстер русской гвардии А. И. Дерфельдт-отец , данный марш фигурирует (т.1, № 55), причем его автор уже не указан. Интересно также отметить, что в этом источнике начала XIX века данный марш представлен с трио .

Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы», а возможно, изначально появился марш, а эти тексты — позже. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения .

Текст

Сергей Марин на портрете кисти Кипренского

В начале марш не имел слов, однако позже возникло несколько вариантов текста:

  1. « » (1805). Автор: Сергей Марин , прошедший от подпрапорщика Преображенского полка до флигель-адъютанта Императора Александра I.
  2. « » («Славны были наши деды» — более поздний текст) (вторая половина XIX века). Автор неизвестен. Более распространенный вариант.

Использование

В России, помимо Преображенского полка, он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка , 147-го Самарского пехотного полка и , что подтверждает «Сборник полковых (встречных) и исторических маршей Российской армии», изданный в 1901 году русским генералом О. Фрейманом .

Марш «стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне , в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I . Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах (…) К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Кураторами [шефами] полка были все российские императоры, поэтому он всегда исполнялся в таких торжественных случаях, как, например, открытие памятника императору, других воинских церемониях в течение всего XIX — начала XX в.»

Эту мелодию вызванивали и куранты московского Кремля с 1856 по 1917 год — в 12 и 6 часов. После ремонта часов Николай I велел использовать две мелодии, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром — Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером — молитву „ Коль славен наш Господь в Сионе “, обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки».

После февральской революции его стали исполнять как гимн вместо « Боже, Царя храни! ». После Октября 1917 года его в качестве «гимна» упразднили, но в Добровольческой армии «Преображенский марш» продолжал оставаться «российским гимном» . «Таковым он и остается на долгие годы в русском зарубежье, когда его вместе с гимнами многих европейских стран исполняли в эмиграции при поднятии флага или на церемониях памяти павших» .

Марш не исполнялся в советское время официально из-за своего «царского» прошлого, но его можно было услышать, в частности, в исторических фильмах (например, « Бумбараш ») и радиопостановках , а в советской армии — в видоизмененном варианте Чернецкого — марш «Встречный» (см. ниже) .

В современной России «этот марш до 2012 года исполнялся на параде 9 мая при выносе Знамени Победы . Музыка, олицетворяющая победы русской императорской армии становится фоном к символу нашей великой Победы» .

За рубежом

  • Германия : В 1816 году марш был включен в русский Императорский каталог маршей (kaiserlich russische Marsch-Sammlung) за номером I, 54, который стал основой для знаменитого прусского (позднее германского) каталога маршей — Koniglich-Preussische Armeemarschsammlung (AMS), учрежденного декретом короля Фридриха-Вильгельма III в 1817 году. Туда он вошёл за номером AM I, 30 . В Германии марш стал Präsentiermarsch ( ) в прусских частях — Пехотном графа Шверина полку № 14 (3-й Померанский) ( ) ( Бромберг , Провинция Позен ) и Саперном батальоне князя Радзивилла № 1 (Восточнопрусский) ( ) ( Кёнигсберг , Восточная Пруссия ), где он исполнялся до 1914 г. После Второй мировой войны марш играли в ГДР и ФРГ .
  • Испания : король Альфонс XIII , познакомившись с маршем во время визита в Россию, попросил разрешение Николая II использовать марш для Королевского корпуса алебардеров ( исп. de ) .
  • Великобритания : марш использовался в качестве музыкального приветствия в исполнении духового оркестра вместо сигналов, подаваемых рожком, при встрече и проводах августейших особ и офицеров высшего ранга в ВМФ Великобритании и в морской пехоте . В 1909 было утверждено, что генерала нужно приветствовать первыми 8 тактами «Преображенского марша», но сыгранными в быстром темпе. Марш существовал в Школе музыки королевского флота под названием Russian Parade. Также он фигурировал в качестве фрагмента — в музыкальной фантазии «Слава России» ( The Glory of Russia , изд. Hawkes and Sons , 1917), откуда он попал в одну из киноверсий « Анны Карениной », что придало ему популярность .
Лорд Маунтбеттен
    • Preobrajensky Regimental March. Позже лорд Луис Маунтбеттен (последний вице-король Индии, дядя Филиппа Эдинбургского ), двоюродный брат жены Альфонса XIII , по некоторым указаниям, познакомился с маршем в Испании в 1928 году. На лорда марш произвел столь сильное впечатление, что он сказал испанскому королю, что он хотел бы использовать этот марш для английской королевской морской пехоты, на что получил согласие . (По другим указаниям, лорд говорил, что этот марш он унаследовал от своих немецких предков). Он предлагал использовать «Преображенский марш» в аранжировке в морской пехоте как встречный марш ( англ. slow march ), однако долгое время безуспешно.
      • В итоге в 1942 году лорд Маунтбеттен приказал оркестру Штаба межвойсковых операций играть «Преображенский марш» как марш для проведения инспекции почетного караула. С тех пор его играли все оркестры при появлении лорда Маунтбеттена как Первого лорда Адмиралтейства , причем не только как музыку для инспекции, но и как марш для торжественного прохождения на парадах, и на церемонии («Сигнал к отбою» — парад конной гвардии и военных оркестров) (до этого он уже так использовался в 1930 года ). Также Оркестр морской пехоты США играл этот марш, если их инспектировал лорд Маунтбеттен.
      • При 300-летнем юбилее морской пехоты в 1964 г. он, уже являясь главнокомандующим Британскими Вооруженными Силами, приписал марш к морской пехоте, где марш был срочно утвержден как полковой встречный марш. Официальный сайт оркестра гласит, что марш используется c 10 июня 1964 . Он продолжает исполняться как «медленный» марш, в то время как традиционный английский «Жизнь на океанской волне» ( англ. ) продолжает использоваться как быстрый.
      • Будучи почетным полковником в английской лейб-гвардии , с 1970 года лорд стремился чтобы «Преображенский марш» также игрался на дне рождения королевы во время церемонии «Выноса знамени» ( англ. ) оркестром лейб-гвардии. Дирижёр её оркестра майор Энтони Дж. Ричардс ( англ. Antony J. Richards ) говорил об этой музыке: «Это хороший марш и он очень хорош для конных подразделений, если он играется особым образом, если начинать со второго такта и играть только 2 первых темы „da capo“ и делать на третьей четверти в восьмом такте акцент на долю». Именно так марш и был Ричардсом аранжирован. Его продолжают исполнять на этой церемонии морские пехотинцы в знак уважения к лорду, погибшему в 1979 году от ирландской бомбы; лейб-гвардейцы также используют «Преображенский марш», в частности, марш был исполнен на параде «Выноса знамени» 17 июня 2017 года, под него вступил на парадный плац отряд Его Величества королевской конной артиллерии .
      • Идея фикс лорда увековечена в посвященном ему документальном телесериале «Лорд Маунтбэттен: человек века» ( англ. Lord Mountbatten: A Man for the Century ): главная музыкальная тема — «Преображенский марш» в исполнении оркестра морской пехоты , там же он рассказывает о своей любви к маршу .

Переработки

  • Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с глубочайшим уважением к Её Величеству Императрице Марии Александровне », дочери великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой «L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в Павловском вокзале . Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал Эстергази .
  • Дирижёр Эдуард Направник в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
  • В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н. В. Рузскому , под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни» .
  • The Glory of Russia. Fantasia on Russian Melodies … Arranged by A. Lotter. Piano solo. 1916. Автор Yakov Krein. Изд. Hawkes and Sons, 1917.
  • По некоторым указаниям, советский композитор Семён Чернецкий в одном из своих многочисленных «встречных» маршей (возможно, речь идет о «Юбилейный встречный марш 25 лет РККА»), использовал видоизмененную мелодию «Преображенского марша» .
  • Вивиан Дунн сочинил « » в 1970 году, построив его начало на 4 тактах «Преображенского марша» (см. раздел выше) .
  • Гимн Всероссийской фашистской партии исполнялся на мотив Преображенского марша.

Записи

Старейшей известной записью марша является запись оркестра Гвардейского экипажа под управлением Войцеха Ивановича Главача (1849—1911) .

Существует запись оркестра НКО под управлением Семена Александровича Чернецкого. Марш неоднократно записывался Первым отдельным показательным оркестром МО СССР, МО РФ, оркестром штаба ЛенВО, Адмиралтейским оркестром ЛВМБ, оркестром Санкт-Петербургского Суворовского училища и другими.

Второй марш

У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment») .

"Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова « Боже, Царя храни! », принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио . Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Иоахим Тёхе-Миттлер ( нем. Joachim Toeche-Mittler ) писал об AM I, 30: «в трио Львовская песня» ( нем. im Trio das Lemberger Lied ) , однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»" .

Ссылки

варианты:

Примечания

  1. . Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано из 11 января 2010 года.
  2. Тутунов В. И. История военной музыки России /Под общ. ред. Е. С. Аксенова. — М: Музыка, 2005. — 496 с.
  3. . Дата обращения: 17 июля 2013. 2 апреля 2015 года.
  4. 3 декабря 2013 года.
  5. (недоступная ссылка)
  6. LP Historische Armeemarsche Folge 19
  7. Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка. Н. Агафонов, Ф. Петров, 2012
  8. Краснов П. Н. Всевеликое Войско Донское // Архив Русской Революции. Т. V. — Берлин, 1922 — С. 191—321
  9. . Дата обращения: 17 июля 2013. 22 января 2019 года.
  10. . Дата обращения: 17 июля 2013. 2 апреля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 17 июля 2013. 21 января 2014 года.
  12. . Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано из 4 декабря 2013 года.
  13. . Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано из 22 мая 2013 года.
  14. 1-й канал BBC, 17/06/2017
  15. (недоступная ссылка)
  16. Вступление во Львов (Народный гимн и Преображенский марш): Для фп. М.: Ю. Щ.: Склад Ю. Циммермана, б.г.
  17. Toeche-Mittler J. Deutsche Armeemärsche
Источник —

Same as Марш Лейб-гвардии Преображенского полка