Interested Article - Руффо, Титта

Ти́тта Ру́ффо ( итал. Titta Ruffo ; наст. имя - Руффо Кафьеро Титта ; 9 июня 1877 , Пиза 5 июля 1953 , Флоренция ) ― итальянский оперный певец ( баритон ). Один из наиболее выдающихся певцов-баритонов XX века, обладал сильным голосом широкого диапазона с тщательно отработанной техникой дыхания и чистотой интонации. Отличительной чертой его также был особый «тёмный» тембр, идеально подходивший для драматических ролей в операх Верди . В репертуаре Руффо были все классические баритоновые партии ― Фигаро (« Севильский цирюльник »), Риголетто (считается одним из лучших исполнителей), ди Луна, Яго, Жермон, Амонасро, Тонио, Дон Карлос (« Сила судьбы »), и др. Руффо сделал ряд записей, которые в наше время доступны на компакт-дисках. В Пизанском оперном театре имени Верди хранится коллекция костюмов, в которых выступал Руффо, редкие фотографии, афиши и другие вещи, связанные с именем певца.

Родился в семье мастера по ковке железа.Настоящее имя певца – Руффо Кафиера Титта. Необычайны обстоятельства, при которых он получил свое имя. У отца Ореста Титта был превосходный охотничий пес по кличке Руффо, что по-итальянски «Рыжик». Как-то на охоте случайный выстрел смертельно ранил собаку, и когда через некоторое время в семье родился мальчик, отец, несмотря на протесты матери, назвал сына в память любимого пса. В возрасте восьми лет Руффо устроился на работу в кузнечную мастерскую. Через год отец взял его работать в свою мастерскую, где Руффо проработал шесть лет. В 13 лет самостоятельно научился читать. В 16 лет впервые услышал оперу (« Сельская честь » П. Масканьи ) и, подражая понравившемуся певцу, обнаружил у себя голос. В конце октября 1897 года Руффо закрыл свою мастерскую и уехал в Милан учиться пению, до этого семь месяцев проучившись в консерватории Санта Чечилия у маэстро Персикини и три месяца частным образом у Спарапани . Первое время пребывания в Милане было тяжело, Титто Руффо первое время ночевал на кладбище.В Милане с Руффо почти три месяца занимался Лелио Казини. Весной 1898 года Руффо дебютировал в римском театре Костанци в партии второго плана — Герольда в опере Вагнера « Лоэнгрин ». С начала 1900-х имя Руффо становится широко известным музыкальной общественности после его блестящих выступлений в Сантьяго (1900) и Буэнос-Айресе (1902). В 1903 он впервые спел в лондонском театре « Ковент-Гарден », а в следующем сезоне ― в миланском « Ла Скала » в роли Риголетто . В ноябре 1912 года, будучи солистом Чикагской оперы, впервые выступил на сцене « Метрополитен-опера » в опере А. Тома «Гамлет» . Дебютировал в «Метрополитен-опера» 19 января 1922 года в опере «Севильский цирюльник». За семь лет выступил в этом театре 55 раз.

В 1931 году Руффо выступал в Марселе. Перед началом представления на сцену прорвались фашиствующие хулиганы и избили певца. Его имя было вычеркнуто из «Книги оперных артистов Италии». Теперь он потерял право выступать даже в театрах Латинской Америки, где его особенно любили (А. Лесс). В марте 1933 года в Ницце Руффо принял участие в постановке сокращенного варианта оперы Тома «Гамлет», а через год дал два последних концерта: в Ницце и Каннах. После завершения певческой карьеры Руффо жил в Швейцарии и Франции, а в 1937 вернулся в Италию, где и провёл оставшиеся годы жизни. В том же 1937 году опубликовал автобиографию «Парабола моей жизни».

Из воспоминаний современников (из книги А. Лесса):

Сол Юрок (антрепренёр): «Впервые я услышал Руффо в Чикагской опере в 1921 году. Меня трудно чем-нибудь удивить. Но тут я был очарован не только голосом — мощным и одновременно мягким, красивым и беспредельным, но и Руффо — артистом».

Фавиа-Артсай (музыковед): "Услышала я голос Руффо только в начале 20-х годов. Его голос можно было сравнить с огромной массивной золотой чашей, наполненной до краев искрящимся вином. Однажды ко мне в гости пришел знаменитый итальянский баритон де Лука , занимавшийся одновременно с Руффо в классе Персикини. Я спросила, каково его мнение о голосе Руффо? Де Лука посмотрел на меня так, будто не понял, как это я даже могла задать такой вопрос, и отчеканивая каждое слово ответил: «Это был не голос. Это было чудо!»

Чаплицкий (польский баритон): "Я слушал его концерт (19 марта 1930 г. Руффо во второй раз приехал в Польшу), и мне показалось, что он пел ниже своих возможностей. После концерта известная в Варшаве семья меломанов устроила в честь Руффо банкет. И тут произошло чудо! Руффо пел много, охотно и блестяще! Верхние ноты были ослепительными, и впечатление от его изумительного пения передать невозможно. Я набрался смелости и спросил маэстро, почему в концерте он не показал того виртуозного блеска, какой продемонстрировал сейчас? Он ответил: «Дорогой друг. Мне хотелось чтобы вы и другие мои слушатели убедились, что голос мой в абсолютном порядке. Но иногда сдают нервишки».

Литература

  • Т. Руффо. . — М., Л., «Музыка», 1966. — 436 с.
  • А. Лесс. Титта Руффо. Жизнь и творчество. — М., «Советский композитор», 1983. — 136 с.
  • (пер. с англ. М.Малькова) - электр. изд. Источник: Titta Ruffo. An Anthology. Edited by Andrew Farkas. Greenwood Press. London. England; pp. 63–68: G. Cunelli, Titta Ruffo, Caruso and Chaliapin.

Ссылки

  • , Первый официальный сайт, посвященный итальянскому баритону.
  • (англ.)
  • (итал.)
Источник —

Same as Руффо, Титта