Interested Article - Религиозный синкретизм

Религио́зный синкрети́зм (от др.-греч. «соединение, объединение») — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии .

Этимология

Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян , примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности. В эпоху Возрождения в положительном значении слияния различных идей (классического наследия с христианской теологией) термин воспринял Эразм Роттердамский . В XVII веке синкретизмом называли идеи Георга Каликста по объединению христианских церквей, между его сторонниками и оппонентами возник . В дальнейшем в истории слово использовалось в различных контекстах .

Понятие

Храм синкретической религии каодай во Вьетнаме: сверху Будда , справа от него Лао Цзы , слева Конфуций , под Буддой расположен Ли Бай , справа от Ли Бая — женщина-бодхисаттва Гуаньинь , слева — воин , ниже Ли Бая находится Иисус , ниже Иисуса — Цзян Цзыя

Религиозный синкретизм — соединение разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера . Понятие религиозного синкретизма аналогично понятию эклектизма в философии .

В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются дискуссионным предметом : существует точка зрения, что в какой-то степени все религии являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития испытали влияние других религий . В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по различным признакам, учитывается уровень синкретизма . Встречаются разные мнения по вопросу синонимичности терминов «религиозный синкретизм» и « двоеверие » (совмещение основной веры и элементов других верований) .

В настоящее время понятие может получать негативные или позитивные коннотации в зависимости от научной и религиозной традиции . По мнению православных богословов , религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет ясного очертания духовных основ либо не увязывается с содержанием привлекаемых фрагментов . В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в смысле религиозной всеядности .

Религиозный синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма , подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.

История

Религиозный синкретизм — общекультурное явление, известное на протяжении всей истории религии: от первобытной эпохи до современных новых религиозных движений , проявляется в сочетании разнородных вероучительных и культовых положений разных религиозных традиций, обусловливая основы вероучения .

Исторически религиозный синкретизм имел широкое распространение в и в государстве инков , когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики. В раннем Средневековье широкое распространение получило манихейство , впоследствии оказавшее влияние на средневековые синкретические ереси .

В новое и новейшее время появилось множество синкретических религий. Из недавно возникших и получивших распространение религиозных течений, для которых характерен религиозный синкретизм:

Синкретическая религиозная философия

В религиоведении к религиозно-философскому синкретизму также относят мистические , оккультные , спиритуалистические и прочие концепции , отличные от традиционных религиозных направлений. Для данных концепций характерно объединение элементов различных религий, наряду с вненаучными и научными знаниями. Примеры религиозно-философского синкретизма: александрийская философия , гностицизм , теософия , включая теософию Блаватской , антропософию Рудольфа Штейнера , Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов . На основе синкретических религиозно-философских учений могут возникать религиозные движения : например, на основе теософии Блаватской возникло свыше 100 эзотерических религиозных движений .

См. также

Примечания

  1. Религиозный синкретизм / Энциклопедия социологии, 2009
  2. — статья из Энциклопедия Британника
  3. Е. В. Беляева. от 23 декабря 2015 на Wayback Machine
  4. Hugo Meynell. // / William H. Swatos, Jr., editor ; Peter Kivisto, associate editor ; Barbara J. Denison, James McClenon, assistant editors. — Walnut Creek, Calif.: AltaMira Press, 1998. — P. 506. — xiv, 590 p. — ISBN 0-7619-8956-0 .
  5. Charles Stewart. Rosalind Shaw. Syncretism - Anti-Syncretism: The Politics of Religious Synthesis. — Routledge , 1994. — 225 с.
  6. от 5 марта 2016 на Wayback Machine / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. William A. Dyrness, Veli-Matti Kärkkäinen. Global Dictionary of Theology. — InterVarsity Press, 2009.
  9. Adam Kuper. The Social Science Encyclopedia. — Routledge , 2003. — 952 с.
  10. Erwin Fahlbusch. The Encyclopedia of Christianity. — Wm. B. Eerdmans Publishing, 2008. — 866 с.
  11. Volker Küster. Reshaping Protestantism in a Global Context. — LIT Verlag Münster, 2009. — 224 с.
  12. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 242-244. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  13. Кураев, А. В. от 4 июля 2017 на Wayback Machine / Диакон Андрей Кураев. — [3-е изд., испр. и доп.]. — Москва : Грифон, 2008. — 477, [2] с.; 22 см. ISBN 978-5-98862-046-4
  14. А. Н. Маркова. Культурология: История мировой культуры. — Wolters Kluwer Russia, 2009. — 478 с.
  15. — статья из Новой философской энциклопедии
  16. James R. Lewis , Jesper Aagaard Petersen. Controversial New Religions. — Oxford University Press , 2005. — 483 с.
  17. Панин С. А., Козлов М. В. // Религиоведение . — 2016. — № 1 . — С. 77–109 . — ISSN . 25 июня 2018 года.
  18. Религиоведение / Под редакцией А. Ю. Григоренко . — СПб. : Питер , 2013. — 510 с.
  19. В некоторых источниках относимые также к философскому мистицизму, оккультной философии и т. п.
  20. Поварнин С. И. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  21. Трефилов В. А. (Гл. XVII. § 3. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) // Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова .— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  22. Забияко А. П. Синкретизм религиозный // Религиоведение: энциклопедический словарь / А. П. Забияко , А. Н. Красников , Е. C. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006.
  23. Melton J. G. — статья из Энциклопедия Британника

Литература

  • Барцыц Р. М. .
  • Букин А. Г. . 4 января 2008 года.
  • Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность // Васильев Л. С. История религий.
  • = Доклад, прочитанный на заседании общества «Традиции Востока» 13 марта 2002 года // . 26 октября 2009 года.
  • Кравчук Л. А. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение . — 2002. — № 4 . — С. 141—145 .
  • Элиаде М. // Милый Ангел. — 2000. — № 3 .
Источник —

Same as Религиозный синкретизм