Interested Article - Лавренчук, Евгений Викторович

Евге́ний Ви́кторович Лавренчу́к ( укр. Лавренчук Євген Вікторович ; польск. Eugeniusz Ławreńczuk ) (род. 24 июня 1982 , Львов , Украинская ССР ) – украинский театральный режиссёр , педагог . Соучредитель (2002) и художественный руководитель «Польского театра в Москве» (до 2014) и «Школы актёрского мастерства и режиссуры» . Главный режиссёр Одесского национального академического театра оперы и балета (2018-2021) . Ректор «Первой украинской школы театра и кино» (2018) , основатель и председатель экспертного совета Всеукраинского оперного форума . Поставил более 30 спектаклей . Лауреат международных конкурсов и фестивалей в Европе. Осуществляет постановки, а также ведет активную педагогическую деятельность в Украине , Польше , Германии , Литве , России и Израиле . Автор методики преподавания актёрского мастерства и режиссуры . Заслуженный артист Украины (2021) .

Биография

Школа с польским языком обучения во Львове (в прошлом — польская гимназия Святой Магдалены)

Родился 24 июня 1982 года в городе Львове .

Первые впечатления от театра приходятся на шестой класс, когда бабушка привела его за кулисы Львовского театра им. Марии Заньковецкой во время репетиционного процесса – режиссёр Алла Бабенко работала над спектаклем «Медея» по пьесе Жана Ануя .

В июле 2013 года Европейским Монархическим Движением Евгению Лавренчуку присвоен (возвращен) титул Графа (род Вышиньских) с внесением соответствующей записи в Единый Европейский Геральдический реестр.

Свободно владеет украинским , английским , польским , ивритом , русским и французским языками . Является дальтоником и веганом , активно популяризирует веганство и вегетарианство .

Образование

Окончил польскую школу им. Марии Магдалены во Львове .

В 2003 году окончил Российскую академию театрального искусства (мастерская Романа Виктюка ) по специальности «оперный режиссёр», затем – высшие курсы хореографии в Университете им. Марии Кюри-Склодовской ( Люблин , Польша ), Высшие курсы режиссёров игрового кино ( Москва ) .

Польский театр в Москве

В апреле 2003 года на сцене московского театра « Et cetera » на Новом Арбате состоялась премьера спектакля «Снег» по пьесе польского драматурга Станислава Пшибышевского — дипломная работа выпускника режиссёрского факультета театрального училища Евгения Лавренчука . На одной сцене вместе с профессиональной актрисой Еленой Болдиной сыграли московские поляки Роман Ядзинский (Бронька), Антоний Фонтанов (Тадеуш), Владимир Терпугов (Казимеж) . Спектакль одновременно рассматривался и в качестве экзамена – среди зрителей присутствовала председатель экзаменационной комиссии народная артистка СССР Елена Образцова , которая и подписала режиссёрский диплом Евгения Лавренчука . «Польский театр в Москве» ведет свой отсчет со спектакля «Снег» .

Юридическая регистрация «Польского театра в Москве Евгения Лавренчука» состоялась в 2004 году. Концепция создания декларировала, что театр не играет спектакли каждый день, у него отсутствуют планы по количеству постановок в год, и они «не склонны вульгаризировать творчество и проверять гармонию рыночной алгеброй». Язык постановок заявлялся как «польский, русский и любой доступный исполнителям». Среди источников финансирования театра отмечались крупные международные фонды, правительства и министерства Польши и России , гранты из бюджета Москвы , Варшавы и европейских программ, что позволили бы проектам театра носить принципиально некоммерческий характер .

После спектакля «Снег» Пшибышевского, в репертуаре появились спектакли «Maria Stuart» Юлиуша Словацкого на музыку Гаэтано Доницетти , «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе Витольда Гомбровича , «Танго» по Славомиру Мрожеку , «Похищение Европы» по собственному сценарию в постановке Евгения Лавренчука. Кроме того выходили постановки других режиссёров: «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира , «Закат Европы», «Эдип спящий» .

Спектакли театра были показаны на сценах Москвы , российских городов Вологда , Томск , в литовском Вильнюсе , польских Варшаве , Щецине , Кракове , Ряшеве , Свиноуйсьце , Вроцлаве , Сопоте и других. Театр активно участвовал в международных театральных фестивалях .

Участие Польского театра в фестивалях:

В 2010 году в Варшаве был учрежден Международный фонд Евгения Лавренчука (Eugene Lavrenchuk International Foundation) .

Весомым направлением работы театра были образовательные программы и актёрские тренинги для актёров театров Москвы и студентов театральных вузов. При театре работала Школа актёрского мастерства и режиссуры, проводился регулярный авторский тренинг личностного роста, работали курсы польского языка и театральная студия для детей.

В связи с событиями 2014 года ( Российское вооруженное вторжением в Крым и Война на востоке Украины ) Евгений Лавренчук покинул Россию в знак несогласия с политикой государства, которую назвал преступной. Деятельность театра прекращена в 2015 году .

Евровидение 2017

В мае 2017 по приглашению Первого общественного телеканала Украины выступил креативным директором Евроклуба и режиссёром фанзоны на песенном конкурсе « Евровидение-2017 », который проходил в Киеве .

Накануне финала « Евровидение-2022 » выступил экспертом в прямом эфире проекта «Stozhary.ua» с ведущими оперной звездой Марией Максаковой и арт-критиком Константином Дорошенко .

Образовательная деятельность

Ведет активную педагогическую деятельность в Украине и Европе .

С января 2015 года является преподавателем Королевской академии бизнеса и дипломатии ( польск. Krolewska Akademia Biznesu i Dyplomacji we Wrocławiu ); г. Вроцлав , Польша ) .

С 2018 года – ректор Первой украинской школы театра и кино. Школа носит открытый характер, учащимися могут стать представители разных возрастных категорий с разной степенью подготовленности (от начального к профессиональному) . Регулярно учащиеся школы выходят на профессиональные сцены, где демонстрируют публике свои достижения . Ежегодно Школа Евгения Лавренчука проводит сезонные выездные мастер-классы в крупнейших городах Украины (Львов), Польши ( Варшава , Краков , Закопане , Гданьск , Сопот , Вроцлав , Свиноуйсьце и др.), куда рядом с учащимися съезжаются заинтересованные студенты Польши и других европейских стран .

В основе программы обучения и тренингов школы лежит собственная методика преподавания, использующая новые интерпретации идей Михаила Чехова , Ежи Гротовского , Антонена Арто и Константина Станиславского , разработал авторский курс «Все о характере. Типология личности» .

Главный режиссёр Одесской оперы

Одесский театр оперы и балета
Становление

2 марта 2018 победил в конкурсе на замещение вакантной должности главного режиссёра Одесского национального академического театра оперы и балета . Пост главного режиссёра оперного театра занял в возрасте 36 лет . Возглавил Фонд Одесской национальной оперы .

Свою работу в должности режиссёра начал с проведения тренингов для артистов: не только для солистов, но и для артистов хора. Поставил обучение как неотъемлемую составляющую жизни профессионального театрального организма .

В Одесской опере времен руководства Лавренчука появляются практические шаги в сторону театрального маркетинга и менеджмента , берётся вектор на оперную режиссуру через музыкальное образование и умение читать партитуру . Этот тезис Лавренчук иллюстрирует парадоксом Верди в дуэте « Libiamo ne’ lieti calici » со второй сцены первого акта оперы « Травиата »: «Там речь идет о публичном выражении, когда люди говорят банальные слова и поют про радость, но Верди ставит два пиано и очень осторожные интонации. Это единственный момент, когда главный герой признаётся главной героине в любви. Они остаются наедине, но между ними существует неправда: звучит фальшивый оркестр, фаготы и кларнеты , то есть музыкальные инструменты от ума, а не сердца. Парадокс, что люди остались сами, но вместо того, чтобы искренне признаться в любви, они говорят клишированные заготовки. Когда звучит хор, все поднимают бокалы с шампанским, герою удается тихонько сказать героини «Я тебя люблю» так, чтобы она это услышала. Поэтому культурный процесс – это сочетание интимного процесса художника и открытого публичного хайпа. Смысл и состоит в том, чтобы создать такую многослойную структуру» .

Среди воплощенных постановок: «Последний романтик» по оперным произведениям Рихарда Штрауса (2018), «La Traviata» Джузеппе Верди (2019). К постановке готовилась и состоялась презентация проекта оперы «Дракон» по одноименной пьесе советского драматурга Евгения Шварца , на тему тоталитаризма в оперном формате (перевод и либретто – Павел Арье , композитор — Антон Байбаков, художник — Наталья Лейкина) .

«La Traviata»

Наиболее резонансной и выдающейся работой Евгения Лавренчука в Одесской опере стала постановка «La Traviata» – оперы Джузеппе Верди . Из музыкальной части были убраны все существующие дополнения – звучит исключительно итальянский язык и строго соблюдается партитура Верди . Премьерный показ состоялся в рамках 210-го театрального сезона Одесской оперы, 9 ноября 2019 . На премьеру в Одессу собрался «десант оперной элиты мира»: критики ведущих профильных и общественно-политических изданий (Online Merker, Klassik begeistert, Die Bühne, L'Opera – International magazine, Neue Zürcher Zeitung, Salzburger Nachrichten, Il Tempo), руководство театров, интенданты со всей Украины , из Рима , Венеции , Гамбурга , Тарту . Дирижёр-постановщик – Вячеслав Чернуха-Волич. Ефим Руах работал над воплощением художественного решения основной темы спектакля – стихии ветра – «вечное внесение всего и вся в никуда. Все декорации будут трансформироваться и улетать. Всё будет кружиться, и в третьем действии поднимется такая вьюга, что над хором появится хоровод их платьев, которые будут летать» . Партию Виолетты Валери исполнила сопрано Алина Ворох, Альфреда – тенор Олег Злакоман. Афиша спектакля выполнена таким образом, что зритель наблюдает рентгеновский снимок «дамы с камелиями» Виолетты Валери, где камелии «расцветают» на её лёгких. Само же действо наполнено движением и сценическими трансформациями, в ткань спектакля вплетен миф о Миносе , Посейдоне и Пасифае , метаморфозе влюбленного Зевса .

«La Traviata» собрала прессу, которая с одной стороны восторгалась новаторской режиссёрской работой, с другой – упрекала в доминировании визуальных образов над музыкальной составляющей оперы . По мотивам постановки была сделана видеоверсия: отдельно записана аудиоверсия, под которую отсняли видеоряд с использованием дронов и крана. Проанонсирован выход книги о спектакле «La Traviata», название которого восходит к главной арии Виолетты «Addio, del passato» .

Работа получила профессиональное признание в виде премии им. Леся Курбаса (2020) , победы в номинации «Музыкальный спектакль в жанре оперы/операции/мюзикла» всеукраинского театрального фестиваля-премии «GRA» (2020) , Евгений Лавренчук вошел в короткий список номинантов Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко (театральное искусство) .

Завершение каденции

Резонанс «La Traviata» и полученные награды открыли путь к новым планам и задумкам. На 2021 год была проанонсирована постановка современной, инновационной оперы « Запорожец за Дунаем » в стилистике комикса, ряд других проектов . Но уже 10 февраля 2021 Евгения Лавренчука официальным письмом было предупреждено о непродлении контракта с 15 марта текущего года . В день 1 марта 2021 года Евгений Лавренчук сообщил о совершенном нападении в Одессе в декабре 2020-го. Неизвестные избивали его по лицу и голове, в результате чего было нанесено резаное ранение . Одесская опера опубликовала собственную трактовку этой истории с проведением аналогий подробностей прошлогоднего избиения . В тот же день Комитет Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко обнародовал заявление о получении писем (анонимных и за подписями уважаемых художников) «с призывами ни в коем случае не награждать Евгения Лавренчука, главного режиссёра Одесского национального академического театра оперы и балета, за его постановку «Травиаты» Дж. Верди и обращением внимания на то, что «обвинения по разным, якобы не связанным между собой адресам содержат более или менее одинаковые аргументы местами одинаковыми словами» . С поддержкой Евгения Лавренчука выступили деятели искусств Украины и зарубежья (в частности директор Польского театра в г. Познань , руководитель Института Театра им. Збигнева Рашевского Мацей Новак и другие).

Подводя итоги своей работы в Одесской опере, среди ключевых решений за три года работы, качественно изменивших ситуацию в театре, Лавренчук назвал «налаживание внешней политики с экспертной средой, медиа и целевой аудиторией» . Тем не менее, продления контракта на позицию главного режиссёра театра не произошло: Лавренчук подал свою кандидатуру на конкурс генерального директора-художественного руководителя Одесской оперы , однако накануне конкурса, 21 июля, официальным видеообращением снял свою кандидатуру .

Всеукраинский оперный форум

Евгений Лавренчук является основателем и председателем экспертного совета Всеукраинского оперного форума, который является центральным событием в области оперной индустрии Украины . Форум проводится с участием руководителей основных украинских оперных театров, представителей академического сообщества, украинских и зарубежных музыкальных критиков, депутатов и лидеров мнений. В его рамках проводятся лаборатории критиков (куратор – профессор Юрий Чекан ), оперные премьеры, презентации оперных стартапов (куратор – Евгений Лавренчук).

Место проведения совмещается со знаковой оперной премьерой. Так, в 2019 году форум прошёл в Одессе , и был подведен к опере «La Traviata» Джузеппе Верди в постановке Евгения Лавренчука в Одесском национальном академическом театре оперы и балета ; в 2021-м – в Харькове , и сочетался с премьерою оперы «Вышиваный. Король Украины» Аллы Загайкевич в постановке Ростислава Держипольского в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Николая Лысенко .

Задержание в Италии

Задержание Евгения Лавренчука произошло в итальянском аэропорту Неаполь 17 декабря 2021 года по запросу России об экстрадиции – якобы он, восемь лет назад, работая в РФ, совершил финансовое правонарушение (якобы Таганским районным судом Москвы обвинён в мошенничестве, различных финансовых махинациях на сумму 4 млн рублей, и осуждён к 10 годам заключения) . По запросу доказательной базы и документов сторона запроса не смогла ничего предоставить, аргументируя предварительным следствием и запросом экстрадиции .

В начале января 2022 года инициативной группой была создана петиция в поддержку художника. Более 1200 деятелей искусства выступили с призывом «Free Eugene Lavrenchuk» . Заявление в поддержку обнародовал ПЕН-клуб с подписями более 50 членов , Национальный союз театральных деятелей Украины . С персональными заявлениями выступили председатель Львовской городской общины Андрей Садовой , политический деятель Ирина Подоляк , общественный активист и писатель Олег Сенцов , журналист Юрий Макаров и многие другие. Решением суда от 21 января Лавренчук был отправлен под домашний арест (украинское консульство выделило квартиру и обеспечило необходимым ). Интерпол отказал РФ в выдаче задержанного из-за отсутствия доказательств его вины .

Задержание Евгения Лавренчука приобрело политическую окраску, и к его освобождению присоединились десятки дипломатов, политиков, министров и культурных деятелей. Ходатайство по освобождению направил Папа Римский Франциск . Вопрос ареста депутатом Риккардо Маги был вынесен на уровень парламента Италии . Ситуацию контролировала министер юстиции Италии Марта Картабья . Ключевую роль с украинской стороны сыграло Генеральное консульство в Неаполе (генеральный консул Украины в Неаполе Максим Коваленко) .

Апелляционный суд Неаполя 25 марта 2022 года отклонил запрос Российской Федерации об экстрадиции на основании, что Лавренчук рисковал «поддаться в России жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство, наказанию или обращению, или [поведению], которое является нарушением основных прав [человека] , что в соответствии с итальянским законодательством (ст. 698 Уголовно-процессуального кодекса) исключает пассивную экстрадицию» . В тот же день появилось сообщение от Евгения Лавренчука в социальной сети: «Друзья! Я свободен! Окончательно! Всем очень благодарен за все, что вы сделали для меня» .

В результате все обвинения были сняты, а каждый день пребывания в незаконном аресте компенсирован в размере 250 евро (выплата Италии из полученных средств от России) . СМИ, освещавшие процесс, использовали в отношении Лавренчука формулировку «Последняя жертва российского Интерпола» .

Новое время

Оперный театр в Познани

С июня 2018 – эксперт Украинского культурного Фонда . С сентября 2018-го – ректор Первой украинской школы театра и кино .

Компания «Лавренчук продакшн» выступала партнером постановки «La Traviata» в Одесской опере 2019-го, в партнерстве с Одесским театром им. Василия Василько реализовала спектакль «Страшное китайское проклятие. Украина» по драматургическому дебюту Елизаветы Мельниченко в 2020 году .

В разработке две оперы Джузеппе Верди : « Фальстаф » для Киевского национального академического театра оперетты и « Риголетто », презентация которого состоялась 7 мая 2022 года в нью-йоркском New Art Dealers Alliance (NADA) (дирижёр – Виктор Плоскина, художник – Мира Мачина) . На этапе подготовки съемок художественный фильм «Ulysses» по роману « Улисс » и короткометражный фильм «Нарцисс» по собственному сценарию .

В 2022 году реализовал две постановки на сцене Познанского оперного театра , в сотрудничестве с Каролиной Софулак: оперы «Альберт Херринг» Бенджамина Бриттена и « Русалка » Антонина Дворжака . О совместных исследованиях партитуры оперы «Русалка», Каролина Софулак отметила, «что это не простая сказка , а скорее притча , или развернутая, символическая метафора внутренностей человеческой психики. Дворжак и Квапил , то есть композитор и либретист, в конце XIX века не владели языком, разработанным в последующие десятилетия Фрейдом , а затем Юнгом » .

В 2023 году стал стипендиантом Министерства культуры и национального наследия Польши .

Постановки

Режиссёрские работы

Польский театр в Москве
Львовский театр юного зрителя
Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой
Томский областной драматический театр
Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой
Посольство Польши в России
Одесский академический русский драматический театр
  • 2006 , 10 декабря – драма «Сумерки богов» по пьесе «Соблазнения и страсти» Родиона Феденёва
  • 2008 , 20 февраля – пластическая драма «Танахшпиль» Евгенияя Лавренчука по мотивам современной израильской прозы и Книг Ветхого Завета (посвящение памяти Пины Бауш )
  • 2015 «Лист ожидания»
Открытая театральная школа Евгения Лавренчука
  • 2007 2016 «WORKSHOP» – цикличный проект отчътных показов-перформансов студентов школы (г. Москва ) (художественный руководитель проекта, продюсер)
  • 2013 «Играем Чехова»
Русский драматический театр Литвы (г. Вильнюс )
Театр Эйхаль Тарбут, Нетания ( Израиль )
Одесский национальный академический театр оперы и балета
Познаньский оперный театр (г. Познань , Польша )

Продюсерские проекты

Польский театр в Москве
  • «Ромео и Джульетта» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира
  • «Закат Европы» (художественный руководитель проекта, автор сценария, продюсер)
  • «Эдип спящий» (художественный руководитель проекта, продюсер)
  • 2010 «Страсти по Беккету. В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэля Беккета ; реж. Сергей Озерный (автор идеи, продюсер) ;
  • 2010 «Отцы и дети: обыкновенный фашизм» ; реж. Ришат Гали (автор идеи, продюсер) ;
Одесский академический русский драматический театр
Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько
  • , 5 сентября — «Страшное китайское проклятие. Украина» Елизаветы Мельниченко; реж. Борис Кривец (продюсер)

Драматург

Познаньский оперный театр (г. Познань , Польша )

Особенность постановок

Впечатления шестиклассника, попавшего в театр со служебного хода, когда подняты все кулисы с падугами, раскрывая потрепанные стены, оказались настолько сильными, что Евгений Лавренчук продолжал искать эти потрепанные стены, посещая спектакли разных театров, и не находил, поскольку они были прикрыты кулисами. В память об этой эмоции, режиссёр использует в своих постановках прием отсутствующей «одежды сцены», когда голые стены театра подсвечиваются специально выставленными приборами, а сам факт наличия театрального занавеса в современном театре считается неприличным .

Награды

  • 2004 – Выставка «Сцена России» – золотая медаль, титула «Юбиляр года» и «Младший режиссёр года»
  • 2013 – Почётный знак « За заслуги перед польской культурой » – «за выдающиеся достижения в области культуры и науки» (решение министра культуры Польши Богдана Здроевского)
  • 2016 , 9 августа – Высшее звание в области искусства – «Выдающийся деятель культуры Государства Израиль » («Мицтаен бе-миюхат бе Тарбут Исраэли») – решением Комиссии Министерства культуры Израиля
  • 2020 – Лауреат премии им. Леся Курбаса – впервые в истории эту премию присудили за оперную постановку
  • 2020 – III Всеукраинская театральныая фестиваль-премия «GRA» (г. Киев) – опера «La Traviata» – победитель в номинации «Музыкальный спектакль в жанре оперы/оператив/мюзикла»
  • 2020 – Награда ежедневной всеукраинской газеты «День» Корона «Дня» – за результативность творческих поисков в области украинского оперного театра
  • 2021 , 30 марта – Заслуженный артист Украины
  • 2021 – Шорт-лист Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко в категории театральное искусство

Примечания

  1. . postup.brama.com . Дата обращения: 11 сентября 2016. 24 сентября 2016 года.
  2. Т. СТАВСКАЯ. . Отрывки из радиопрограммы «Театр и лица»: Радиостанция «Эхо Москвы в Томске» . Жасминовая поляна. Дата обращения: 18 ноября 2013. 8 августа 2017 года.
  3. . mkrf.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 16 сентября 2016 года.
  4. . The Moscow Times. Дата обращения: 11 сентября 2016. 14 июля 2018 года.
  5. . Общероссийский классификатор предприятий и организаций. Дата обращения: 18 ноября 2013. Архивировано из 11 июня 2015 года.
  6. (укр.) . ukr.radio . Дата обращения: 28 марта 2020. 14 февраля 2022 года.
  7. (28 марта 2020). Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  8. Вікторія АНТОШЕВСЬКА. (укр.) . «ART.CO» (23 октября 2021). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  9. . Одесская Жизнь (22 февраля 2020). Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  10. (укр.) . Портал «Theatre love» (28 марта 2020). Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  11. . DT.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  12. . theoryandpractice.ru . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  13. (укр.) . 032.ua - Сайт міста Львова . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  14. Указ президента Украины от 30 марта 2021 года № 131/2021 « » (укр.)
  15. Неда Неждана й Олеся Чайка. (укр.) . «Пряма мова», стор. 193—213 (9 мая 2022). Дата обращения: 2020. 13 февраля 2023 года.
  16. Микола БАБИН. (укр.) . Проєкт «ВЕСНа» (24 февраля 2022). Дата обращения: 12 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
  17. . (укр.) . « Укрінформ » (18 января 2021). Дата обращения: 5 февраля 2023. 6 февраля 2023 года.
  18. Шемякин М. . Женский онлайн журнал Серебряный Клуб. Дата обращения: 18 ноября 2013. 14 сентября 2016 года.
  19. . mkrf.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 15 июля 2018 года.
  20. Марина МУРЗИНА. . «Сто Личность» (10 мая 2012). Дата обращения: 17 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  21. Katarzyna KRAUL. (польск.) . «Gazeta Poznańska» (9 июля 2006). Дата обращения: 12 сентября 2016. 7 апреля 2014 года.
  22. Светлана ЧАЦКАЯ. . « МК (Краднодар)» (11 сентября 2016). 15 июля 2018 года.
  23. Tamara-Elżbieta JAGRZYNA. (польск.) . Kulturalno-Narodowa Organizacja Społeczna «Polonia» Republiki Chakasji (март 2003). Дата обращения: 11 сентября 2016. 19 сентября 2016 года.
  24. .
  25. Agata KULCZYCKA. (польск.) . Газета Выборча (9 октября 2003). Дата обращения: 16 декабря 2022. 24 сентября 2015 года.
  26. Польский театр в Москве Евгения Лавренчука . PTwM . Дата обращения: 11 сентября 2016. 13 сентября 2016 года.
  27. . Афиша (10 мая 2012). Дата обращения: 18 ноября 2013. 23 июля 2015 года.
  28. (польск.) . «Iuvenum Polonia» . Дата обращения: 11 сентября 2016. Архивировано из 18 сентября 2016 года.
  29. (польск.) . «Wiadomości» (9 октября 2003). Дата обращения: 11 сентября 2016. 14 сентября 2016 года.
  30. (польск.) . «Archiwum Rzeczpospolitej» (14 ноября 2008). Дата обращения: 11 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  31. (польск.) . Warszawa.pl (25 октября 2008). Дата обращения: 11 сентября 2016. 14 июля 2018 года.
  32. (польск.) . « Виленский курьер » (17 октября 2011). Дата обращения: 11 сентября 2016. 26 января 2016 года.
  33. (польск.) . Wilnoteka (18 октября 2012). Дата обращения: 11 сентября 2016. 21 сентября 2016 года.
  34. (11 июля 2011). Дата обращения: 18 сентября 2016.
  35. . Дата обращения: 18 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  36. (укр.) . Інформагенція «Гал-інфо» (14 февраля 2017). Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  37. (укр.) . «Music-review Ukraine» (15 февраля 2017). Дата обращения: 28 марта 2020. 9 октября 2017 года.
  38. Олена КОРКОДИМ. (укр.) . « Детектор медіа » (6 января 2023). Дата обращения: 20 марта 2023. 7 января 2022 года.
  39. . opera.odessa.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  40. . www.ptwm.ru . Дата обращения: 28 марта 2020. 25 февраля 2021 года.
  41. (укр.) . «Київський ранок» на UA:Київ (26 ноября 2019). Дата обращения: 30 декабря 2022. 30 декабря 2022 года.
  42. Мария МАКСАКОВА , Константин ДОРОШЕНКО . (укр.) . «Stozhary.ua» (14 мая 2022). Дата обращения: 18 января 2023. 18 января 2023 года.
  43. . www.krolewska-akademia.pl. Дата обращения: 11 мая 2016. 12 сентября 2016 года.
  44. . www.theater-school.com.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  45. (укр.) . «CityArtShow» на «RadioVgolos» (28 марта 2020). Дата обращения: 30 декабря 2022. 30 декабря 2022 года.
  46. (укр.) . www.facebook.com . Дата обращения: 28 марта 2020. 19 апреля 2023 года.
  47. фонд, Український культурний (укр.) . ucf.in.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 22 июня 2021 года.
  48. Діана КОЛОМОЄЦЬ. (укр.) . «Leopolis.news» (8 июля 2021). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  49. (укр.) . «Polski Teatr w Moskwie» (7 октября 2017). Дата обращения: 7 февраля 2023. 7 февраля 2023 года.
  50. . 195.78.68.75 . Дата обращения: 28 марта 2020. 25 июля 2018 года.
  51. (укр.) . zbruc.eu . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  52. (укр.) . chornomorka.com . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  53. . DT.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 19 мая 2020 года.
  54. Ганна ТРЕГУБ. (укр.) . «Український тиждень» (28 марта 2020). Дата обращения: 28 декабря 2022. 28 марта 2020 года.
  55. (укр.) . «Радіо Свобода» (30 ноября 2018). Дата обращения: 3 января 2023. 3 января 2023 года.
  56. Ольга ФІЛІППОВА. (укр.) . «Чорноморські новини» (6 декабря 2018). Дата обращения: 3 января 2023. 3 января 2023 года.
  57. . (укр.) . « Зеркало недели » (7 декабря 2018). Дата обращения: 3 января 2023. 3 января 2023 года.
  58. Ирэн АДЛЕР. . «Думська» (6 ноября 2019). Дата обращения: 3 января 2023. 28 марта 2020 года.
  59. Майя КІРДЄЄВА. (укр.) . Г-та «Україна молода» (29 ноября 2019). Дата обращения: 28 марта 2020.
  60. . Huxleў (7 ноября 2019). Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  61. . (укр.) . Г-та « День » (7 ноября 2019). Дата обращения: 8 ноября 2019. 8 ноября 2019 года.
  62. ZOIL. (укр.) . «Moderato» (13 ноября 2019). Дата обращения: 8 ноября 2019. 28 марта 2020 года.
  63. Ирэн АДЛЕР. . «Думська» (24 октября 2019). Дата обращения: 28 марта 2020. 29 октября 2019 года.
  64. . mkms.gov.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 20 апреля 2020 года.
  65. Тетяна ПОЛІЩУК. (укр.) . « День » (3 декабря 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. 4 декабря 2020 года.
  66. (укр.) . « Радіо Свобода » (9 марта 2021). Дата обращения: 20 марта 2023. 9 марта 2021 года.
  67. Дата обращения: 24 июня 2022. 22 марта 2022 года.
  68. Мар’яна МИГАЛЬ. (укр.) . « Главком » (1 марта 2021). Дата обращения: 1 марта 2021. 23 апреля 2021 года.
  69. (укр.) . Портал «Yabl» (2 марта 2021). Дата обращения: 1 марта 2021. 8 мая 2021 года.
  70. Олег ВЕРГЕЛИС . (укр.) . « Главком » (2 марта 2021). Дата обращения: 3 марта 2021. 9 марта 2021 года.
  71. (укр.) . « Украинское Радио . Одеса» (2 марта 2021). Дата обращения: 24 июня 2022. 4 января 2022 года.
  72. . (укр.) . Г-та « День », №38 (3 марта 2021). Дата обращения: 4 марта 2021. 3 марта 2021 года.
  73. Сергій ВИННИЧЕНКО. (укр.) . Портал « » (5 марта 2021). Дата обращения: 27 марта 2021. 4 января 2022 года.
  74. Оксана САВЧЕНКО. (укр.) . «ЛІГА.net» (27 марта 2021). Дата обращения: 27 марта 2021. 27 марта 2021 года.
  75. Марія ГУДИМА. (укр.) . «Таймер» (2 марта 2021). Дата обращения: 3 марта 2021. 4 января 2022 года.
  76. (укр.) . Г-та « День » (2 марта 2021). Дата обращения: 2 марта 2021. 2 марта 2021 года.
  77. Ірина БОЙКО. (укр.) . Портал «Yabl» (16 марта 2021). Дата обращения: 27 марта 2021. 24 мая 2021 года.
  78. Ольга ЛІЦКЕВИЧ. (укр.) . «Суспільне» (19 июля 2021). Дата обращения: 20 июля 2021. 7 августа 2021 года.
  79. Ольга ІВЛЄВА. (укр.) . «Суспільне» (21 июля 2021). Дата обращения: 23 июля 2021. 23 июля 2021 года.
  80. (укр.) . « НВ » (15 ноября 2019). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  81. Алла ГОЛОВАНЬ. (укр.) . « Українська правда » (18 ноября 2021). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  82. Галина БАБІЙ. (укр.) . « Украинское Радио » (29 сентября 2021). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  83. . Lenta.RU . Дата обращения: 4 января 2022. 3 января 2022 года.
  84. . РБК-Украина . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  85. Олександра КОМІСАРОВА. (укр.) . «Суспільне Новини» (8 февраля 2022). Дата обращения: 21 января 2023. 9 февраля 2022 года.
  86. Катерина ТОЛОКОЛЬНИКОВА. (укр.) . «Ранок культурної людини» на «Радіо Культура» (8 февраля 2022). Дата обращения: 25 января 2023. 25 января 2023 года.
  87. (англ.) . «ANSA» (5 января 2022). Дата обращения: 23 февраля 2023. 23 февраля 2023 года.
  88. . Дата обращения: 13 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  89. Irina Lavrenchuk. (укр.) . Facebook (21 января 2022). Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  90. (укр.) . Радіо Свобода . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  91. (укр.) . «ProТеатр» (3 января 2022). Дата обращения: 4 января 2022. 4 января 2022 года.
  92. Олег ВЕРГЕЛИС . (укр.) . « Главком » (26 июня 2022). Дата обращения: 23 февраля 2023. 12 декабря 2022 года.
  93. (итал.) . «Vitawebtv» (5 марта 2022). Дата обращения: 23 февраля 2023. 23 февраля 2023 года.
  94. Claudia PALAZZO. (англ.) . « Kyiv Post » (2022-31-27). Дата обращения: 30 января 2023. 29 марта 2022 года.
  95. . Дата обращения: 13 мая 2023. 18 января 2023 года.
  96. Angela GIUFFRIDA. (англ.) . « The Guardian » (9 марта 2022). Дата обращения: 23 февраля 2023. 5 февраля 2023 года.
  97. фонд, Український культурний (укр.) . ucf.in.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  98. . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  99. . (28 марта 2020). Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  100. . TEO . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  101. Ольга ФІЛІППОВА. (укр.) . «Чорноморські новини» (5 сентября 2020). Дата обращения: 3 марта 2023. 3 марта 2023 года.
  102. (укр.) . «Думська» (2 сентября 2020). Дата обращения: 3 марта 2023. 3 марта 2023 года.
  103. Олег ВЕРГЕЛИС . (укр.) . « Зеркало недели » (16 июля 2021). Дата обращения: 16 июля 2021. 16 июля 2021 года.
  104. . Дата обращения: 13 мая 2023. 30 мая 2023 года.
  105. . unienc.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 11 сентября 2016 года.
  106. Sebastian GABRYEL. (польск.) . «Kultura u Podstaw» (27 октября 2022). Дата обращения: 18 января 2023. 18 января 2023 года.
  107. . Дата обращения: 13 мая 2023. 12 февраля 2023 года.
  108. Kulczycka, Agata . Gazeta Wyborcza. 24 сентября 2015 года.
  109. Kraul, Katarzyna . Gazeta Poznańska. 7 апреля 2014 года.
  110. . www.polonia.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 3 октября 2016 года.
  111. . www.moscowshows.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  112. kultura, Resinet . www.kultura.resinet.pl . Дата обращения: 11 сентября 2016. 2 марта 2009 года.
  113. (28 февраля 2012). Дата обращения: 11 сентября 2016. 21 сентября 2016 года.
  114. Polski Teatr w Moskwie (2014-02-21), , из оригинала 22 июля 2021 , Дата обращения: 11 сентября 2016
  115. Polski Teatr w Moskwie (2014-03-18), , Дата обращения: 11 сентября 2016 {{ citation }} : Конфликт с URL–викиссылкой ( справка )
  116. . wyborcza.pl . Дата обращения: 11 сентября 2016. 18 марта 2018 года.
  117. . Дата обращения: 11 сентября 2016. 13 сентября 2016 года.
  118. (польск.) . gazetapl . Дата обращения: 11 сентября 2016. Архивировано из 15 сентября 2016 года.
  119. Москва 24 (2014-05-16), , Дата обращения: 11 сентября 2016 {{ citation }} : Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  120. . jass-min.narod.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  121. . postup.brama.com . Дата обращения: 12 сентября 2016. 24 сентября 2016 года.
  122. . jass-min.narod.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 8 августа 2017 года.
  123. . ck-magazine.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 14 сентября 2016 года.
  124. . jass-min.narod.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  125. . postup.brama.com . Дата обращения: 12 сентября 2016. 24 сентября 2016 года.
  126. . viknaodessa.od.ua . Дата обращения: 12 сентября 2016. 21 сентября 2016 года.
  127. . porto-fr.odessa.ua . Дата обращения: 12 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  128. . rusteatr.odessa.ua . Дата обращения: 12 сентября 2016. 20 сентября 2016 года.
  129. (20 декабря 2011). Дата обращения: 12 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  130. . porto-fr.odessa.ua . Дата обращения: 12 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  131. . www.galerka.com . Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано из 24 сентября 2016 года.
  132. . today.od.ua . Дата обращения: 12 сентября 2016. 16 сентября 2016 года.
  133. . 26 февраля 2017 года.
  134. . porto-fr.odessa.ua . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  135. www.mk.mk.ua . Дата обращения: 27 января 2017. 21 сентября 2016 года.
  136. . timer-odessa.net . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  137. . OdArt: территория культуры . 2014-12-08. Архивировано из 20 декабря 2016 . Дата обращения: 27 января 2017 .
  138. . Kurier Wileński (17 октября 2011). Дата обращения: 27 января 2017. 26 января 2016 года.
  139. ez.pl . www.iuve.pl . Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано из 2 февраля 2017 года.
  140. . Związek Polaków na Litwie (польск.) . 2011-10-20. из оригинала 2 февраля 2017 . Дата обращения: 27 января 2017 .
  141. . www.biletexpress.ru . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  142. . web.archive.org (2 февраля 2017). Дата обращения: 12 января 2022. 2 февраля 2017 года.
  143. Татьяна ВЕСНИНА. (укр.) . Городской портал «В Томске» (19 ноября 2013). Дата обращения: 4 марта 2016. 18 сентября 2016 года.
  144. . strast10.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 21 сентября 2016 года.
  145. . www.tv2.tomsk.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  146. (10 ноября 2009). Дата обращения: 12 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  147. . afisha.westsib.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 19 сентября 2016 года.
  148. . strast10.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. 21 сентября 2016 года.
  149. . begin-online.ru . Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано из 16 сентября 2016 года.
  150. (польск.) . www.wilnoteka.lt . Дата обращения: 27 января 2017. 21 сентября 2016 года.
  151. (польск.) . www.wilnoteka.lt . Дата обращения: 27 января 2017. 21 сентября 2016 года.
  152. . Горские евреи. СТМЭГИ - община горских евреев . Архивировано из 17 сентября 2016 . Дата обращения: 27 января 2017 .
  153. Инна Кац. Фото: Олег Владимирский. . viknaodessa.od.ua, Информационное агентство «Вікна Одеса» (8 сентября 2018). Дата обращения: 28 марта 2020. 22 октября 2018 года.
  154. . m-r.co.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 23 февраля 2019 года.
  155. (укр.) . chornomorka.com . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  156. . dumskaya.net . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  157. . timer-odessa.net . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  158. . «ГЛАС» (Одеса) (5 ноября 2019). Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
  159. (польск.) . E-teatr . Дата обращения: 18 января 2023. 18 января 2023 года.
  160. . mosday.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  161. . www.vashdosug.ru . Дата обращения: 11 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  162. . afisha.westsib.ru . Дата обращения: 27 января 2017. 19 сентября 2016 года.
  163. . afisha.westsib.ru . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  164. . glasweb.com . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  165. . Новости Одессы . из оригинала 2 февраля 2017 . Дата обращения: 27 января 2017 .
  166. Лилия ШТЕКАЛЬ. «Odessa Daily» (20 июля 2016). Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  167. . Лента новостей Одессы . из оригинала 2 февраля 2017 . Дата обращения: 27 января 2017 .
  168. . 2 февраля 2017 года.
  169. . porto-fr.odessa.ua . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  170. театр, Русский . www.rusteatr.odessa.ua . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  171. . Одесский академический русский драматический театр . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  172. Rimlyanka. . «Оксюморон» (15 декабря 2016). Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  173. Виолетта СКЛЯР. . «Порто-Франко» (17 января 2017). Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  174. (польск.) . E-teatr . Дата обращения: 18 января 2023. 18 января 2023 года.
  175. (10 ноября 2009). Дата обращения: 11 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  176. . www.moskwa.msz.gov.pl . Дата обращения: 11 сентября 2016. 15 сентября 2016 года.
  177. VKO . odessitclub.org . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  178. . www.rusteatr.odessa.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  179. . vo.od.ua . Дата обращения: 28 марта 2020. 2 февраля 2017 года.
  180. . cultureyard.com.ua . Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано из 2 февраля 2017 года.
  181. Eventhint.com . Eventhint.com . Дата обращения: 27 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  182. (англ.) . Метроном.news . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  183. . Дата обращения: 4 декабря 2020. 12 декабря 2021 года.
  184. (укр.) . «Главком» (3 декабря 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. 25 февраля 2022 года.
  185. (укр.) . Г-та « День » №246-247 (29 декабря 2020). Дата обращения: 30 декабря 2020. 28 февраля 2022 года.

Ссылки

  • » 9 февраля 2022 года.
  • Кондратьева Е., Кашинцева О. // Комсомольская правда. — 2010, 8 сентября.
  • Татьяна Веснина. Новости. Городской портал «В Томске». Дата обращения: 19 ноября 2013.
  • Татьяна Веснина. . proetcontra.tomsk.ru. Дата обращения: 19 ноября 2013.
  • Татьяна Веснина. . Pro et Contra. Дата обращения: 19 ноября 2013.
  • Михаил Шемякин. . ck-magazine.ru. Дата обращения: 19 ноября 2013.
  • . risomusoreh.ru. Дата обращения: 19 ноября 2013. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
  • Наталья Хорева. . Радио "Сити ФМ" (11 сентября 2013). Дата обращения: 19 ноября 2013. (недоступная ссылка)
  • Максим Челноков. . Радио "Русская служба новостей" (11 октября 2013). Дата обращения: 19 ноября 2013. (недоступная ссылка)
  • Марина Мурзина. . СтоЛичность (17 мая 2012). Дата обращения: 19 ноября 2013.
  • по методике Е. Лавренчука
  • інтерв'ю на « Укрінформ » (січень 2021)
Источник —

Same as Лавренчук, Евгений Викторович