Interested Article - Главное здание Пушкинского музея

Гла́вное зда́ние Пу́шкинского музе́я ( Здание Музея изящных искусств ) — построено в 1898—1912 годах по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле. Внутренние залы украшались под руководством художника Игнатия Нивинского .

История

Возведение

Архитектор Роман Клейн в 1890-х годах

Здание построено на месте бывшего Конюшенного (Колымажного) двора , возведённого после московского пожара 1547 года . С 1564 по 1572 год в старых помещениях двора размещался конный центр опричного войска. Впоследствии на этой территории был создан общедоступный манеж для выездки лошадей . В 1863 году в помещениях манежа образовали пересыльную тюрьму, однако в 1881—1882 по причине ветхости здание снесли и на его месте образовался пустырь. К 1890-му участок перешёл во владение Московскому университету благодаря деятельности профессора Ивана Цветаева . Учёный ещё в вузе основал учебный Музей изящных искусств, а потом предложил использовать участок бывшего Колымажного двора для строительства здания музея .

В 1896 году Цветаев опубликовал условия архитектурного конкурса. В жюри председательствовали скульптор Владимир Белемишев , архитектор Альберт Бенуа , художник Павел Брюллов , реставратор Николай Султанов , член Академии художеств Антоний Томишко . Всего было рассмотрено 15 проектов, 7 из которых удостоились специальных премий. Проекты Германа Гримма , Людвига Урлауба и Бориса Фрейденберга получили денежный приз. Проекты Петра Бойцова , Сергея Шуцмана , Сеттергрена и Гедмана награждены медалями. Победителями конкурса стали архитектор Роман Клейн и инженер Иван Рерберг , в обязанности которого входило наблюдение и инспекция строительных работ . Руководство Московского университета выделило Клейну деньги на командировку в европейские музеи, Египет и Грецию для изучения неоклассического архитектурного стиля .

17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония закладки здания Музея. Строительство продолжалось до 1912 года . В 1904-м на стройке случился пожар, уничтоживший практически все деревянные перекрытия, а также 175 ящиков с изготовленными слепками с античных скульптур. После происшествия многие инвесторы отказались вкладывать деньги в дальнейшее строительство, однако главный спонсор — промышленник Юрий Нечаев-Мальцов — единолично профинансировал восстановление здания .

После революции 1917 года музей не отапливался несколько лет, что негативно сказалось на состояние стен и перекрытий. Во время битвы за Москву рядом со зданием разорвалась фугасная бомба и сильно повредила стеклянный свод. До окончания реставрации в 1945 году музей оставался без крыши .

В 1960 годах проводились работы по реконструкции здания, по итогам которых была заменена кровля, световые фонари приспособлены под искусственное освещение, а залы музея — отреставрированы .

Архитектура

Здание было построено в неоклассическом стиле в виде античного храма с высоким подиумом и ионической колоннадой по периметру фасада и стало последним в Москве строением, возведённым с неогреческими элементами. Колоннада в увеличенном масштабе воспроизводит пропорции восточного портика Эрехтейона — храма в афинском Акрополе .

Материалы для строительства были оплачены Юрием Нечаевым-Мальцовым. Для оформления фасада около трёхсот рабочих добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Затем добытый материал доставляли в Норвегию , где колонны приобретали оконченный вид и привозили в Москву сначала по морю, а затем баржами по реке. Центральная лестница была изготовлена из разноцветных пород венгерского мрамора .

Предполагалось, что музей будет открыт только в дневное время, поэтому предусматривалось естественное освещение экспонатов за счёт массивной стеклянной крыши. Свод музея был спроектирован инженером Владимиром Шуховым , создавшим уникальные конструкции при помощи арочных стяжек . Фасад музея украшают фризы с изображениями Олимпийских игр , выполненные скульптором Гуго Залеманом , его учеником и немецким скульптором .

Через несколько лет после возведения здание музея было оборудовано электричеством и системой вентиляции. Внутренняя планировка соответствовала музейной экспозиции: анфилада комнат второго этажа была предусмотрена для размещения древнегреческих скульптур и античного искусства. Остальные залы отводились под выставки предметов из Древнего Египта, Ассирии , работ Итальянского и Северного Возрождения . Также в музее действовала библиотека с отдельным входом из Колымажного переулка .

Украшения залов

Внутренние помещения украшались декоративными росписями и живописными панно. Росписью внутренних помещений руководили Роман Клейн и художник Игнатий Нивинский. Вестибюль здания было решено оформить в египетском стиле, а прообразом послужила эрмитажная лестница. На стенах висят панно с крылатыми Славами с венками, а под потолком изображены узкие ленты фризов на сюжеты древнегреческой мифологии и рисунки краснофигурных ваз. Оформлением парадного входа занимались художники Игнатий Нивинский и Клавдий Степанов .

В Белом зале находится копия внутренней части храма Парфенона , включающая двухъярусные колоннады, завершённые апсидой — пониженной частью здания, в которой располагались алтарные объёмы храма. Изначально предполагалось, что росписью зала будет заниматься Виктор Васнецов , однако из-за несоответствий первоначального проекта с видением художника сотрудничество не осуществилось. Конечный вариант украшения Белого зала включает изображение потолка в виде храма Ники Аптерос в Афинах .

Ивану Айвазовскому было предложено написать несколько панно для залов с экспонатами из Древней Греции , но в 1909 году художник скончался и проект был передан Василию Поленову и его ученикам — Константину Коровину и Александру Головину . Художники даже отправились в Грецию описывать Акрополь, Парфенон, Пергамы , храмы Олимпии и Аттики , чтобы потом в своих работах воссоздать атмосферу Древней Греции. Однако Юрий Нечаев-Мальцов оказался против их участия, считая большинство современных художников декадентами , поэтому отдал украшение зала группе неизвестных мастеров. В результате в греческих залах отсутствуют панно, однако есть полномасштабный орнамент на потолке .

Современность

В 2021 году в здании планируется реконструкция, согласно проекту расширения Пушкинского музея и создания музейного городка . Согласно утверждённому плану, после ремонта здание будет соединено подземным переходом с новым выставочным комплексом, а в экспозиционных залах планируется выставлять предметы, связанные с историей древних цивилизаций: Древнего Востока , Античности , Византии и Средневековой Европы .

Примечания

  1. .
  2. . Прогулки по Москве. Дата обращения: 7 сентября 2019. 24 марта 2019 года.
  3. Прогулки по Москве. Дата обращения: 30 августа 2018.
  4. . Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Дата обращения: 7 августа 2018. 8 июля 2018 года.
  5. . Lifeglobe. Дата обращения: 7 августа 2018. 5 сентября 2018 года.
  6. . История.рф. Дата обращения: 7 августа 2018. 29 сентября 2020 года.
  7. , с. 7.
  8. . Радио Вера. Дата обращения: 6 сентября 2018. 7 февраля 2018 года.
  9. . ГМИИ имени А. С. Пушкина (24 июня 2016). Дата обращения: 6 сентября 2018. 18 ноября 2019 года.
  10. , с. 349.
  11. Кирилл Яблочкин. . Аргументы и Факты (13 июня 2014). Дата обращения: 7 августа 2018. 20 августа 2018 года.
  12. .
  13. И. В. Цветаев создает музей / сост. и коммент.: А.А. Демская, Л.М. Смирнова; вступ. ст.: Л.М. Смирнова. — М. : Галарт, 1995. — С. 233.
  14. Зинаида Одолламская. . Узнай Москву. Дата обращения: 7 августа 2018. 2 июля 2017 года.
  15. , с. 115—136.
  16. . Музейный квартал. Дата обращения: 7 сентября 2019. 24 ноября 2018 года.
  17. . Москва24 (21 апреля 2017). Дата обращения: 7 сентября 2019. 24 ноября 2018 года.

Литература

  • Блохина В. В. Всемирная история архитектуры и стилей. — Москва: АСТ, 2014. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-5-17-085216-1 .
  • Борисова Е. А. Русский неоклассицизм. — Москва: Галарт, 2002. — 298 с.
  • Васькин А. А. Волхонка. Знаменка. Ленивка. — Москва: Центрполиграф, 2015. — С. 90—101. — 386 с. — ISBN 978-5-227-06733-4 .
  • Никольский А. А. // Искусствознание. — 2015. — Вып. 1 . — С. 115—141 .
  • Седова Т. А. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Путеводитель по картинной галерее. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 196 с.
Источник —

Same as Главное здание Пушкинского музея