Interested Article - Тацца

Тацца. Италия, XVII век

Тацца ( итал. tazza — чашка, чаша) — изделие декоративно-прикладного искусства , плоская, широкая чаша на ножке, а также многоярусная композиция из нескольких тарелей на одной вертикальной оси.

История

Родина таццы — Италия : там сосуды подобной формы были известны с XV века . Материалом для их изготовления служили стекло, драгоценные металлы (чаще всего серебро), майолика . В Италии тацца использовалась как сосуд для вина. Отчасти она напоминает древнегреческий килик . Считалось, что плоская форма чаши позволяет наилучшим образом ощутить аромат напитка. На дно таццы часто наносили изображение, которое открывалось взгляду пьющего по мере того, как вино убывало . Металлические таццы также украшали с помощью буклирования — нанесения на поверхность непрерывных рядов крупных выпуклостей-буклей .

В других европейских странах, в частности, в Голландии, форму таццы сочли неудобной для питья и использовали её не в качестве кубка, а как вазу для фруктов или сладостей . Такими вазами было легко украсить парадный стол, создав из них окаймляющий бордюр или эффектную композицию из нескольких ярусов .

В XVI—XVIII веках немецкие златокузнецы из Аугсбурга и Нюрнберга , знаменитых центров ювелирного искусства, стали изготавливать многоярусные таццы для фруктов, орошаемых стекающим по чашам сверху вниз ароматным вином. Такие таццы, наподобие фонтанов, украшенные рельефными плакетками с изображениями на мифологические сюжеты, наподобие сюрту-де-таблей становились центрами пиршественного стола. Их заказывали монархи, используя на пирах, а также в качестве дипломатических даров .

В России таццы получили широкое распространение с XVII века. Поскольку наполняли их преимущественно маринованными плодами («рассолами»), вазы получили название «рассольников» . В Оружейной палате Московского кремля хранится необычное произведение: многоярусная ваза-рассольник «Конфетное дерево» (1633—1644) немецкого мастера XVII века Дитриха Тор Мойе из Гамбурга — дар шведской королевы Христины русскому царю Михаилу Фёдоровичу .

В искусстве

Виллем Клас Хеда . Натюрморт

Тацца часто присутствует на картинах итальянских и голландских художников XVI—XVII веков . У голландцев тацца, наполненная фруктами, нередко становилась доминантой натюрмортной постановки .

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. — СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 29—30.
  4. . Музеи московского Кремля. Дата обращения: 22 января 2017. 8 мая 2021 года.
  5. Modell und Ausführung in der Metallkunst. München: BNB, 1989. S. 59
  6. Маркова Г. А. Немецкое художественное серебро XVI—XVIII веков в собрании Государственной Оружейной палаты. — М.: Искусство, 1975

Литература

  • J.W. Frederiks. Dutch Silver: Embossed Plaquettes Tazze and Dishes from the Renaissance Until the End of the Eighteenth Century. — Springer Science & Business Media, 2012.
  • Маркова Г. // Наше наследие. — 2006. — № 79—80 .

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • . Medievalists.net (2014). Дата обращения: 22 января 2017. (англ.)
Источник —

Same as Тацца