Interested Article - Момпер, Иос де

Иос де Момпер Младший , или Йос де Момпер Младший ( нидерл. Joos de Momper, Joost de Momper ; 1564, Антверпен — 5 февраля 1635, Антверпен) — южно-нидерландский (фламандский) живописец - пейзажист , представитель позднего северного маньеризма .

Биография

Йоос де Момпер родился в семье живописца Бартоломеуса де Момпера Старшего и Сюзанны Халфроос, был назван в честь своего деда, также художника-пейзажиста. Отец, который был художником, печатником, издателем и торговцем произведениями искусства, стал первым учителем Йооса .

В 1581 году Йоос когда ему было всего семнадцать лет стал мастером антверпенской Гильдии Святого Луки . В 1611 году он был избран деканом гильдии. Предполагалось, что в 1580-х годах он отправился учиться в Италию. Свидетельством этой поездки стало то, что пейзажные фрески в церкви Сан-Витале в Риме, ранее приписывавшиеся Паулю Брилю , на самом деле были поручены Йоосу де Момперу Младшему .

4 сентября 1590 года Йоос де Момпер женился на Элизабет Гобейн. У пары было десять детей, из них Филипп де Момпер стал художником. Другой художник — Гаспар де Момпер был либо сыном, либо племянником Йооса. Де Момпер пользовался покровительством на высоком уровне, о чём свидетельствует тот факт, что Изабелла Клара Евгения , испанская инфанта , штатгальтер южных Нидерландов , направила в 1616 году письмо магистрату Антверпена с просьбой освободить де Момпера от уплаты налогов и сборов.

Де Момпер скончался в Антверпене 5 февраля 1635 года. Он оставил большие долги, а его имущество было распродано кредиторами .

Знаменитый историограф Карел ван Мандер упомянул Йооса де Момпера как известного живописца Фландрии в «Книге о художниках», а его гравированное изображение Антонис Ван Дейк включил в свою «Иконографию» .

Творчество

Де Момпер в основном писал пейзажи жанр , за который художника ценили ещё при жизни. Однако лишь небольшое количество из пятисот картин, приписываемых де Момперу, подписаны и только одна датирована. Он часто сотрудничал с такими художниками, как Франс Франкен Второй, Питер Снайерс, Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший, которые писали фигуры в его пейзажах.

В пространственно-живописном построении картин де Момпер следовал традиционному принципу голландской живописи: тёмный коричневатый передний план, зеленовато-светлый второй и голубоватый, воздушный третий, дальний .

Работы Де Момпера вдохновлены в том числе крутыми скалистыми альпийскими склонами и высокими скальными массивами, изображёнными в картинах и рисунках Питера Брейгеля Старшего . Его близость к Брейгелю заметна в таких произведениях, как зимние пейзажи или изображениях сельскохозяйственных работ, например сбора зерна. Одна из его работ, изображающая шторм на море, ранее приписывалась Питеру Брейгелю, но теперь её обычно относят к де Момперу. Также показательно в этом отношении раннее произведение Йооса де Момпера « Падение Икара » ( Национальный музей Швеции , Стокгольм), где художник процитировал мотивы одноимённой картины Брейгеля Старшего. У Брейгеля Старшего картина полна философского смысла: маленькая фигурка погибающего Икара незаметна посреди «вселенского пейзажа». Картина молодого Момпера — обычная иллюстрация античного мифа.

Творчество Момпера находится на этапе перехода от маньеризма конца XVI века к большему реализму в пейзажной живописи, развившемуся в начале XVII века.

Как и большинство фламандских художников, Йоос де Момпер был привлечён к созданию картонов (подготовительных рисунков) для шпалер Брюссельской мануфактуры . Способности Йооса де Момпера соответствовали специфике работы над композициями для вердюр , где преобладали пейзажи и растения. Об этом свидетельствуют сведения о денежных выплатах мастеру за созданные им картоны от 1595 года. Его учениками были Луи де Коллери и его сын Филипп де Момпер. Среди его последователей были его племянник Франс де Момпер и Геркулес Сегерс .

Момпер и Арчимбольдо

Примечательна связь, существующая между творчеством двух художников фламандского маньеризма : Йооса де Момпера и Джузеппе Арчимбольдо — современников, хотя Момпер был моложе Арчимбольдо. Представитель позднего маньеризма во Фландрии, Момпер охотно создавал вымышленные пейзажи, хотя и с учётом реальных зарисовок гор, скал, рек, пещер, растущих или поваленных деревьев. Впоследствии он подпал под влияние Арчимбольдо, хотя и не стал копировать его картины, как поступали подражатели мастера: арчимбольдески.

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2009.
  3. (англ.) — 2017.
  4. Joos de Momper. — Netherlands Institute for Art History от 19 апреля 2023 на Wayback Machine
  5. Silver L. Peasant Scenes and Landscapes: The Rise of Pictorial Genres in the Antwerp. — Art Market: University of Pennsylvania Press, 2012. — Рр. 193—195
  6. Frans Jozef Peter Van den Branden. Geschiedenis der Antwerpsche schilderschool. — Antwerpen, 1883. — Рр. 309—316
  7. Joos II de Momper. — Oxford University Press. Retrieved 25 September 2020 от 2 июня 2023 на Wayback Machine
  8. Власов В. Г. Малые голландцы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 284

Литература

Источник —

Same as Момпер, Иос де