Interested Article - Успенская церковь (Львов)

Анса́мбль Успе́нской це́ркви во Львове ( укр. Успенська (Волоська) церква у Львові ) — памятник ренессансной архитектуры (XVI—XVII века), расположенный на улице Подвальной, 9.

История

Вокруг храма сплачивалась православная община города. В середине XVI века здесь возникло Львовское Успенское братство , при котором действовали типография и школа . В церкви находится изображение российского двуглавого орла как память о пожертвовании значительных средств на строительство церкви, сделанном русским царём Фёдором Иоанновичем в 1592 году.

В ансамбль входят несколько памятников. Интерьер Успенской церкви украшен живописью XVII—XVIII веков, здесь находится иконостас 1773 года , на окнах — витражи Петра Холодного (1920-е и 1930-е годы). Часовня Трёх Святителей соединена с Успенской церковью в середине XIX века. Колокольня сооружена на средства Константина Корнякта и носит его имя, высота её 65 м. Церковь находится в юрисдикции Православной церкви Украины .

Стиль

Успенская церковь, XIX ст.

Церковь построена в стиле итальянского ренессанса . Стены расчленены пилястрами с арками окон и плоской резьбой на метопах , резными косяками северных и южных дверей, а на парусах вверху вырезаны гербы жертвователей; резьбу выполнили львовские мастера Константин и Яков Кульчицкие.

Успенская церковь в плане представляет собой трёх нефную базилику , вытянутую вдоль Русской улицы , с полукруглой апсидой , выступающей в сторону Подвальной улицы. Храм венчают три купола с фонарями ; центральный купол покоится на подпружных арках , поддерживаемых четырьмя тосканскими колоннами . В такой планировочно-объёмной структуре прослеживается слияние западной ренессансной и украинской строительных традиций. Первая проявилась в базиликальном плане и архитектурном декоре , вторая — в традиционных купольных завершениях. Снаружи стены согласно внутренней планировке расчленены тосканскими пилястрами на симметричные плоскости, в которых прорезаны оконные проёмы с архивольтами . Фасад завершён развитым антаблементом , компонентом которого является дорический фриз с метопами, триглифами и розетками . В полях метоп размещены рельефные, резные в камне композиции на библейские и евангельские темы.

Башня Корнякта

В интерьере храма, состоящего из трех пространственных объёмов — бабинца , главного нефа и алтарной части, основную эстетическую роль играет материал — белый тёсаный камень при лаконичной архитектурной пластике колонн, арок, пилястр. Центральный купол, основой которого служит дорический фриз, украшен кессонами с розетками. В его парусах помещены резные в камне гербы жертвователей, которые давали средства на строительство храма. Основой двух других куполов — в бабинце и алтарной части, служит дорический фриз с метопами и триглифами. Стены, как и снаружи, расчленены пилястрами, а архитектурное решение интерьера обогащают два марша лестницы, ведущие на боковые галереи при северной и южной стенах. Свет в церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами львовского художника первой трети XX века Петра Холодного .

В церкви сохранились памятники искусства XVII—XVIII веков. Самые ценные из них — иконы Страстного цикла , оставшиеся от первоначального Успенского иконостаса 1630—1638 годов, выполненного львовскими художниками Фёдором Сеньковичем (1630; сгорел) и Николаем Петрахновичем (1638, ныне в церкви села Большие Грибовичи около Львова), который в XIX веке был заменён иконостасом М. Яблонского. Из двадцати икон, смонтированных в диптих , три принадлежат кисти Сеньковича (« Вход Господень в Иерусалим », « Сошествие во ад » и « Воскрешение Лазаря »), четырнадцать — Петрахновича, остальные происходят из второй половины XVIII века. Сам иконостас находится в селе Грибовичи около Львова, куда он продан в 1767 году. На стенах остались образцы станковой живописи XVII века.

Во второй половине XVIII века галицкая (украинская) шляхтичка Феодосия из рода Стрельбицких , супруга священника села Миклашева отца Алексея Стрельбицкого пожертвовала для Успенской церкви 6000 злотых . В память об этом её портрет был установлен в Успенской церкви . Ныне этот портрет находится в собрании Бориса Возницкого — во Львовской национальной галерее искусств в экспозиции Олесского замка .

В 1779 году церковь была повреждена пожаром. Её отстроили в 1796 году . При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. В 1965—1973 годах были проведены ремонтно-реставрационные работы.

Позже была построена часовня Трёх Святителей (освящена в 1591 году ). Она простой конструкции: прямоугольник с тремя куполами, завершёнными фонарями. Портал , украшенный рельефным орнаментом из виноградной лозы, принадлежит к архитектурным шедеврам Львова. Постройку часовни приписывают П. Красовскому.

На фасаде церкви можно увидеть изображение Юрия Змееборца, который убивает дракона [ источник не указан 407 дней ] .

Интерьер Успенской церкви Мемориальная плита в память о митрополите Петре Могиле Мемориальная плита в память о патриархе Мстиславе Феодосия Стрельбицкая, меценат Успенской церкви

См. также

Примечания

  1. Сторінка 5 апреля 2015 года. і на сайті Львівського деканату УАПЦ
  2. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine //Львівська міська рада, 27.08.2019
  3. Петрушевич А. С. Дополненія по сводной Галицко-руской лѣтописи съ 1700 по 1772 года. — Львов, 1896. — Ч. І. — С. 334.

Литература

  • Диба Юрій. // Вісник Національного університету «Львівська політехніка». — Львів : Видавництво львівської політехніки, 2011. — № 716. — С. 108—116.
  • Диба Юрій.
  • Бокало Ігор, Диба Юрій.
  • [ua.vlasenko.net/_pgs/index.html Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР]. — К. : Будивэльнык, 1983—1986. — Т. 3. — С. 92.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Успенская церковь (Львов)