Interested Article - Мэй Ланьфан

Мэй Ланьфан ( кит. трад. 梅蘭芳 , упр. 梅兰芳 , пиньинь Méi Lánfāng ; 22 октября 1894 , Пекин , Империя Цин 8 августа 1961 , Пекин, КНР ) — китайский актёр , исполнитель ролей женского амплуа « дань » в пекинской опере .

Вместе с Шан Сяоюнем , Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэном Мэй Ланьфан известен как один из Четырех великих дань золотой эры пекинской оперы .

Мэй Ланьфан — это сценический псевдоним. Настоящее имя — Мэй Лань ( кит. трад. 梅瀾 , упр. 梅澜 , пиньинь Méi Lán ). Второе имя Ваньхуа ( кит. трад. 畹華 , упр. 畹华 , пиньинь Wǎnhuá ).

Биография

Мэй Ланьфан и Чэн Яньцю

Родился 22 октября 1894 года в Пекине в семье выходцев из области Тайчжоу провинции Цзянсу . Несколько поколений предков Мэй Ланьфана играли в постановках пекинской и кунской опер . Среди них был и его дедушка по отцовской линии Мэй Цяолин, прославившийся исполнением женских ролей дань и бывший одним из тринадцати великих актёров поздней Цин . Мэй Цяолин часто выступал в императорском дворце . Дедушка по материнской линии, Ян Луншоу, исполнял роли ушэн (амплуа шэн -военного) .

Рано потеряв родителей (отец, Мэй Чжуфэнь, умер 26 лет от роду ), остался под опекой дяди Мэй Юйтяня и с 8 лет начал проявлять интерес к актёрской карьере . Первый учитель сначала посчитал, что у мальчика нет актёрских перспектив, поскольку, на его взгляд, у того оказались невыразительные глаза. Многомесячные тренировки помогли Мэй Ланьфану преодолеть эту проблему. Чтобы стать актёром пекинской оперы, необходимо было заниматься с утра до вечера, изучать песенное искусство, кун-фу и акробатику под строгим руководством учителей (в школе пекинской оперы практиковалась порка учеников, не исключены были и смертельные исходы) .

В десять лет дебютировал в спектакле «Супружеская пара богини и земледельца». В 14 лет присоединился к театральной труппе Силяньчэн (позднее переименованной в Фуляньчэн) .

В 1910 году женился на Ван Минхуа: ему было 16, ей — 18. От этого брака родились сын и дочь, которые впоследствии скончались в детском возрасте. Ван Минхуа сделала операцию по стерилизации и не могла больше иметь детей. Она также умерла молодой (в 1929 году от туберкулёза ).

Благодаря прекрасному владению основными компонентами китайской оперы — пением, танцем и исполнительским мастерством — в 1911 году был назван третьим среди лучших актёров в Пекине .

Девятнадцати лет, в 1913 году, со спектаклем «Куртизанка Юй Танчунь» отправился в Шанхай , где добился большого успеха . Его стали называть лучшим исполнителем женских ролей пекинской оперы в мире, даже стали выпускать сигареты, названные его именем . В ходу была поговорка: «Если хочешь жениться, жена должна быть похожа на Мэй Ланьфана; если хочешь завести сына, он должен быть похож на Чжоу Синьфана » . Такое внимание смущало актёра .

В 1914 году были новые гастроли в Шанхае , а в 1918 году Мэй Ланьфан на какое-то время переехал жить в этот город . Здесь он попробовал писать оперы на актуальные темы: коррупция, вмешательство империалистических держав в жизнь Китая, место женщины в обществе. Несмотря на то, что публика благодарно встретила новые темы в традиционном виде искусства, сам Мэй Ланьфан пришёл к выводу, что это нелепое сочетание, и вернулся к классическим сюжетам .

Мэй Ланьфан в Японии (1919 год)

В 1919 году прошли зарубежные гастроли в Японии . Здесь он выступал в (яп.) Токио . Через пять лет, в 1924 году, снова поехал в Японию, чтобы участвовать в благотворительном концерте в поддержку пострадавших от одного из самых разрушительных в истории страны землетрясений .

Оставаясь в браке с Ван Минхуа, в 1921 году вступил во второй брак с Фу Чжифан, от которого родилось девять детей .

Ци Жушань и Мэй Ланьфан

В 1922 году основал собственную театральную труппу Чэнхуа. Начал включать в постановки новые приёмы игры: дань-дева, дань-кокетка, дань-воительница. Также начал экспериментировать с декорациями, гримом, головными уборами и костюмом . Для написания новых пьес зачастую привлекал сразу по несколько композиторов и драматургов, которые разделяли взгляды Мэй Ланьфана на реформирование театра. Наиболее видным из них был (кит.) ( .

Мэн Сяодун и Мэй Ланьфан (1927 год)

В 1925 году познакомился с актрисой пекинской оперы, исполнительницей ролей амплуа лаошэн («старик»), Мэн Сяодун . Будучи уже дважды женат, в 1927 году вступил в брак и с ней, но в 1933 году они развелись .

В 1927 году пекинская газета « (кит.) (» провела конкурс среди актёров пекинской оперы, и по его итогам Мэй Ланьфан, Шан Сяоюнь , Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэн были названы четырьмя выдающимися дань , — этот титул в дальнейшем за ними закрепился .

Популярность Мэй Ланьфана на родине настолько возросла, что во время его гастролей в Шанхае в 1928 году местная газета « Шэньбао » даже вела отдельную колонку «Новостей Мэй» .

В 1930 году отправился в гастрольный тур по США , во время которого выступал в Сиэтле , Чикаго , Вашингтоне , Нью-Йорке , Сан-Франциско , Лос-Анджелесе , Гонолулу и Сан-Диего . Американская публика тепло встретила творчество Мэй Ланьфана. Помонский колледж в Клермонте и Университет Южной Калифорнии присвоили ему почётную докторскую степень .

Откликнувшись на « инцидент 18 сентября », поставил в Шанхае патриотические спектакли «Борьба с Цзинем», «Досада о жизни и смерти» и другие .

В 1935 году посетил с гастролями СССР . Во время визита встречался с советскими театральными деятелями, в том числе Станиславским , Немировичем-Данченко , Мейерхольдом и Эйзенштейном . Находившийся в это время в Советском Союзе Брехт также посетил выступление Мэй Ланьфана, впечатления от которого впоследствии нашли своё отражение в его творчестве . Выступление в Ленинграде посетил Сталин . Мейерхольд об этих гастролях написал восторженную статью, а Эйзенштейн на их основе создал фильм .

В 1938 году переехал в Гонконг . Из-за начавшейся японской оккупации оставил сцену, чтобы не выступать для японских солдат. В качестве акта пассивного сопротивления отрастил усы, что не могло сочетаться с ролями дань. В итоге его банковские счета оказались заблокированы, и, чтобы обеспечить семью, Мэй Ланьфан стал рисовать картины на продажу. Из-за финансовых трудностей в 1941 году переехал в Шанхай. На сцену вернулся только по окончании Второй мировой войны в 1945 году, и больше не покидал её до самой смерти .

Мао Цзэдун , Климент Ворошилов и Мэй Ланьфан (Пекин, 1957 год)

В 1950 году вновь поселился в Пекине .

После образования КНР ещё трижды гастролировал в Советском Союзе: в 1952, 1957 и 1960 годах. В 1956 году в третий раз посетил Японию. Зарубежные поездки Мэй Ланьфана открыли пекинскую оперу миру и популяризовали традиционное китайское искусство в других странах .

Участвовал в реформировании театра, которое проходило по инициативе новых властей; состоял в многочисленных комитетах, принимал участие в конференциях .

В 1953 году избран заместителем председателя (кит.) ( .

В 1955 году основал Китайский театр Пекинской оперы и стал его первым директором .

В 1959 году вступил в КПК .

Помимо театральной деятельности, принял участие в создании нескольких фильмов, записал ряд грампластинок . Так, в 1960 году был снят художественный фильм с участием Мэй Ланьфана по опере « (кит.) .

Умер в Пекине 8 августа 1961 года .

Творчество

Мэй Ланьфан за свою жизнь сыграл более чем в 400 постановках, более 100 из которых ставились постоянно. Наиболее знамениты « (кит.) (», « (кит.) (», « (кит.) (», « (кит.) , «Сломанный мост» ( кит. 疊斷橋) и «Дайюй хоронит цветы» ( кит. 黛玉葬花) .

Новаторские разработки Мэй Ланьфана в гриме, костюмах, жестах обогатили амплуа дань . Аккомпанируя на традиционных китайских музыкальных инструментах эрху и цзинху , Мэй Ланьфан вместе с Сюй Ланьюанем и Ван Шаоцином разработали новый напев дань .

Сочетание актёрского мастерства и пения Мэй Ланьфана заложили основу для формирования новой школы пекинской оперы — «Мэй»; одним из активных последователей этой школы стал сын актёра — Мэй Баоцзю , который после смерти отца продолжил его дело .

Память о Мэй Ланьфане

Бюст Мэй Ланьфана в его доме-музее в Пекине

Сочинения

  • Мэй Лань-фан. Сорок лет на сцене: Записки Цзы-Чуаня. Пер. с кит. М. Искусство. 1963 г. 499 с., илл.

Примечания

  1. ↑ (англ.) — 1990.
  2. Mei Lanfang // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. — 2012.
  4. Сюй Чэнбэй. = 中国京剧俄 / пер. Сан Хуа, Хэ Жу. — Межконтинентальное издательство Китая, 2003. — С. 88—92. — (Духовная культура Китая). — ISBN 9787508503387 .
  5. Faye Chunfang Fei. . — Ann Arbor: University of Michigan Press, 2002. — P. 143. — 213 p. — ISBN 9780472089239 .
  6. Joyce Cheng. (неопр.) . gbtimes (25 августа 2013). Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано из 2 июня 2016 года.
  7. Min Tian. . — Springer, 2012. — 308 p. — ISBN 9781137010438 .
  8. (неопр.) . Синьхуа , Международное радио Китая (29 августа 2005). Дата обращения: 1 мая 2016. 1 июля 2016 года.
  9. — статья из Байдупедии (кит.)
  10. 孙红侠. (кит.) . 环球人物 . 人民日报 (1 декабря 2008). Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано из 23 июня 2016 года.
  11. Анна Петрович. (неопр.) . Musecube. Территория творческой свободы (4 марта 2014). Дата обращения: 1 мая 2016. 1 июня 2016 года.
  12. Ху Яньли. // Общество: философия, история, культура : журнал. — Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. — № 4 . — С. 25—29 . — ISSN . 31 мая 2016 года.
  13. Colin Mackerras. (англ.) . Grove Music Online (31 января 2014). Дата обращения: 11 мая 2016.
  14. (неопр.) . Жэньминь Жибао (16 ноября 2007). Дата обращения: 1 мая 2016. 4 марта 2016 года.
  15. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 11 мая 2016. 8 декабря 2015 года.
  16. (неопр.) . Жэньминь жибао (25 апреля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2016. 9 мая 2016 года.
  17. (неопр.) . Международное радио Китая (3 февраля 2009). Дата обращения: 1 мая 2016. 1 июля 2016 года.

Литература

  • Театральная энциклопедия. Т.III, М., Издательство «Советская энциклопедия», 1964. С.1022-1033.
  • Завидовская Е. Мэй Ланьфан в Советском Союзе (1935) // Институт Конфуция. Ноябрь 2014. Выпуск 27.№ 6. С.32-34.
  • Мэй Лань-фан и китайский театр. [Сборник], М. — Л., 1935.
  • Образцов С., Театр китайского народа, М., 1957.
  • Серова С., Пекинская музыкальная драма, М., 1970.
  • Васильев Б. А. Китайский классический театр: На спектаклях Мэй Лань-фана // Рабочий театр.1935.№ 8. С.5-7.
  • Min Tian, ed. China’s Greatest Operatic Male Actor of Female Roles: Documenting the Life and Art of Mei Lanfang, 1894—1961 (Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 2010).
  • Min Tian, Mei Lanfang and the Twentieth-Century International Stage: Chinese Theatre Placed and Displaced (New York: Palgrave, 2012).

Ссылки

  • (кит.)
  • (англ.)

Same as Мэй Ланьфан