Interested Article - Лютеранская кирха во имя Святой Регины

Карта приходов Церкви Ингрии (1930-е годы)

Кирха во имя святой Регины лютеранская церковь в усадьбе Рябово , построенная бароном И. Ю. Фридриксом в 1777—1778 годах, бывший центр прихода Ряяпювя ( фин. Rääpyvä ) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии .

История

Лютеранская община Ряяпювя (Рябовская лютеранская община) была основана в 1685 году и приписана к Колтушскому лютеранскому приходу . Она объединяла верующих финских деревень, расположенных к северу от реки Лубья . Её название происходит от деревни Ряяпювя , находившейся на Мельничном ручье .

Наиболее старые из сохранившихся церковных книг учёта рождения, венчания и смерти в общине Ряяпювя датируются 1745 годом .

Незадолго до своей смерти барон Иван Юрьевич Фридрикс пожертвовал местной лютеранской общине участок земли в своём имении и средства для возведения храма.

Строительство началось в 1777 году на Румболовской горе у северной окраины деревни Румболово .

Четырёхсотместная кирха посвящённая Святой Регине была освящена 7 сентября 1778 года. Она стала центром нового Рябовского лютеранского прихода ( фин. Rääpyvä ) и первой церковью на территории современного города Всеволожска .

Святой Регине молятся в случаях бедности, обнищания, а также пастухи и жертвы мучений .

Предположительно, святая во имя которой была освящена кирха и день освящения храма ( 7 сентября — день памяти Святой Регины), были выбраны не случайно, так как жену барона звали Регина-Луиза .

В 1808 году Рябовский лютеранский приход был объединён с Колтушским. В этот период богослужения проводились не по воскресеньям, а через воскресенье .

В 1899 году в Рябовском приходе был построен молитвенный дом . Приход входил в Шлиссельбургское пробство .

В 1900 году в кирхе был установлен немецкий орган фирмы «E. F. Walcker & Cie» на пять регистров. Кантором служил Хейкки Виролайнен .

В 1908 году Рябовский приход (Ряяпювя) вновь стал самостоятельным, в связи с этим для постройки пастората последняя владелица усадьбы Рябово Лидия Филипповна Всеволожская передала лютеранской церкви 10,9 га земли в аренду на 99 лет. Из них 6,5 га — пастбищ и леса .

4 января 1909 года приход получил собственного священника — А. Раунио . В том же году был выстроен пасторат, при нём действовала библиотека.

Большую часть прихожан составляли ингерманландские финны , было немного эстонцев , а также несколько человек немцев . Богослужения проводились по воскресеньям и в праздники на финском языке, несколько раз в год после финского богослужения проводилось богослужение на эстонском языке .

В 1913 году кирху капитально отремонтировали.

Начиная с 1922 года богослужения проводились через воскресенье.

В начале 1931 года последнему пастору прихода Ряяпювя, которым являлся С. Я. Лауриккала , было запрещено появляться в нём и в соседнем приходе Келтто .

В октябре 1931 года соседний православный храм Спаса Нерукотворного Образа , служивший родовой усыпальницей дворянского рода Всеволожских , закрыли, церковную утварь вывезли в Ленинград, а над семейным захоронением, упокоенных в нём основателей города Всеволожска, Елены Васильевны и Павла Александровича Всеволожских , надругались. С разрешения местного совета трое комсомольских активистов и одна активистка вынесли гробы из склепа и бросили в открытом виде на улице. Кощунство продолжалось всю зиму, пока несколько финских девушек из соседней деревни Романовка , шедших из кирхи святой Регины с пасхального богослужения, не перенесли их через дорогу и не похоронили на лютеранском кладбище возле кирхи, где они и покоятся до наших дней .

В 1937 году приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии Ряяпювя был ликвидирован, кирха закрыта и передана под клуб Всеволожского сельхозтехникума .

В 1941 году, после закрытия сельхозтехникума, здание кирхи было выделено для размещения Всеволожского отделения Госбанка .

В конце 1944 года в кирхе вновь разместился клуб восстановленного сельхозтехникума .

Здание кирхи было разобрано на дрова в 1945 году .

Сохранилось только лютеранское кладбище («старое финское кладбище»), оно находится на территории города Всеволожска, на Нагорной улице.

Прихожане

К приходу кирхи св. Регины (Ряяпювя) относились 27 деревень:
Бабино , Бернгардовка , Большое Пугарево , Борисова Грива , Ваганово , Волчьи Горы , Губки , Каменка , Коккорево , Корнево , Кяселево , Плинтовка , Малое Пугарево , Минулово , Мельничный Ручей , Морье , Отрада , Пасека , Проба , Ржевка , Романовка , Румболово , Рябово , Рахья , Старое Ковалёво , Углово , Щеглово .

Изменение численности прихожан за период с 1848 по 1928 год :

Духовенство

Настоятели прихода
Даты Пастор
1779—1782 Микаэль Топпелиус
1782—1787 Эсайсас Коландер
1788—1793 Карл Хягерман
1793—1794 Хенрик-Йохан Линдстен
1794—1801 Йохан Сален
1802—1808 Хенрик Орландер (1766—?)
1808—1908 относилась к приходу Келтто
1908—1909 Отто-Александер Лоухелайнен (и. о.)
1909—1913 Абель-Фабиан Раунио (1870—?)
1913—1914 Арно Сонка
1914—1937 Селим-Ялмар Лауриккала

Селим-Ялмар Лауриккала (1882—1957), генеральный пробст , исполняющий обязанности епископа епархии, руководитель финской консистории с 1924 по 1937 год, был пастором Рябовского прихода ( фин. Rääpyvä ) с 8 января 1914 года по 27 апреля 1937 года. Сейчас его имя носит теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии в деревне Колбино .

Фото

Примечания

  1. Дата обращения: 23 апреля 2017. 20 октября 2012 года.
  2. . Дата обращения: 28 мая 2017. 1 декабря 2017 года.
  3. Князева Е. Е. Метрические книги Санкт-Петербургского консисториального округа как источник по истории лютеранского населения Российской империи XVIII — начала XX вв. Дисс. к.и.н. СПб. 2004. С. 284
  4. , с. 16.
  5. . Дата обращения: 28 мая 2017. 29 июля 2017 года.
  6. . Дата обращения: 12 июня 2013. 10 марта 2012 года.
  7. , с. 233.
  8. , с. 424.
  9. , с. 366.
  10. , с. 373.
  11. Дата обращения: 22 апреля 2015. 3 января 2015 года.
  12. Карло Курко Финны-ингерманландцы в когтях ГПУ. Porvoo-Helsinki 1943. СПб. 2010. — 124 с. — С. 20 ISBN 978-5-904790-05-9
  13. , с. 209.
  14. , с. 210.
  15. Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. СПб. 2012. С. 102. ISBN 978-5-904790-08-0
  16. Sven Dallen «Isen Usko» Inkerin kirkon 350-vuotis juhlanumero. S. 91. Boras. 1961. С. 16
  17. Aappo Metiainen, Karlo Kurko Entisen Inkerin luteranisen kirkon 350-vuotismuistojulkaisu. S. 92. Helsinki. 1960. 137 s.
  18. .

Литература

  • Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. — СПб., 2012. — 398 с. — ISBN 978-5-904790-08-0 .
  • Лауриккала Селим Ялмари, Лауриккала Сайми, Лауриккала Сайни, Наскила Антеро. Селим Ялмари Лауриккала. Биография. Проповеди. Воспоминания . — СПб. : Гйоль, 2017. — 368 с. — ISBN 978-5-904790-51-6 .
  • Ферман В. В. Всеволожск: историко-географический справочник. Часть 1 (1500—1917). — СПб. : «Гйоль»; «Остров», 2019. — 480 с. — ISBN 978-5-90479-084-4 .
  • Ферман В. В. Всеволожск: историко-географический справочник. Часть 2 (1917—1941). — СПб. : «Гйоль»; «Остров», 2020. — 512 с. — ISBN 978-5-90479-104-9 .
  • Ферман В. В. Всеволожск: историко-географический справочник. Часть 3 (1941—1970). — СПб. : «Гйоль»; «Остров», 2023. — 544 с. — ISBN 978-5-94500-994-3 .
  • Aatami Kuortti «Inkerin kirkon vaikeita vuosia», Helsinki, 1963.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Лютеранская кирха во имя Святой Регины