Interested Article - Луальди, Адриано

Адриано Луальди ( итал. Adriano Lualdi ; 22 марта 1885 , Ларино 8 января 1971 , Милан ) — итальянский композитор, музыкальный педагог, дирижёр и политик.

Учился в Консерватории Санта-Чечилия в Риме у Станислао Фальки , затем в Венецианской консерватории у Эрманно Вольфа-Феррари . Окончив курс в 1907 г., до Первой мировой войны работал, главным образом, как оперный дирижёр: сперва как помощник Пьетро Масканьи в Милане, затем с 1908 г. в Модене ; к этому периоду относится работа Луальди над его первой одноактной оперой, «Свадьба Ауры» ( итал. Le nozze di Haura , на сюжет из древнеегипетской жизни), в 1914 г. принятой к постановке Эрнстом фон Шухом в Дрездене , — из-за начала войны премьера не состоялась, и опера впервые увидела сцену, в переработанном виде, в 1943 году. Из ранних сочинений Луальди известна также симфоническая поэма «Сказание о старом мореходе» ( итал. La leggenda del vecchio marinaio ; 1910, по одноимённому стихотворению Сэмюэла Кольриджа ), написанная под влиянием Клода Дебюсси .

В годы войны Луальди работал над двумя операми — комической «Яростью Арлекина» ( итал. Le Furie di Arlecchino ) и трагической «Царской дочерью» ( итал. La Figlia del re , на сюжет из « Махабхараты »). Вторая из них была в итоге поставлена в 1922 году в туринском Королевском театре под руководством Туллио Серафина ; к этому времени Луальди уже работал над следующей оперой, «Чёрт на колокольне» ( итал. Il Diavolo nel campanile ; по одноимённому рассказу Эдгара По ), поставленной в 1925 году в театре Ла Скала (дирижёр Витторио Гуи ). На протяжении 1920-х гг. Луальди также много работал над вокальными сочинениями (на стихи Сапфо , Анджело Полициано , Ады Негри и др.), написал скрипичную сонату. Одновременно Луальди выступал как музыкальный критик, сотрудничая с газетами (1923—1927) и Corriere della Sera (1927—1932), написал также ряд пропагандистских брошюр, начиная с книги «Искусство и режим» ( итал. Arte e regime ; 1927). В 1927 г. был одним из организаторов выставки «Итальянская музыка XX века» ( итал. Mostra del Novecento musicale italiano ) в Болонье , проходившей под патронатом Бенито Муссолини . В 1930 г. вместе с Альфредо Казеллой Луальди организовал Венецианский фестиваль современной музыки в составе Венецианской биеннале и был его президентом до 1936 г.

Среди важнейших работ Луальди 1930-х гг. — «Роза Сарона» ( итал. La Rosa di Saaron ; 1931) для солистов, хора и оркестра, на основе библейской « Песни песней », опера «Грансеола» ( итал. La Grançeola ; 1932, по новелле Риккардо Баккелли ), «Адриатическая сюита» для оркестра (1932). Политическое тяготение Луальди к фашизму и его колониальной экспансии нашло своё проявление в симфонической поэме «Африка» (1936) и балете «Лумавиг и молния» ( итал. Lumawig e la Saetta ; 1935), либретто для которого написал сын композитора Манер Луальди (названный именем главного героя его первой оперы «Свадьба Ауры»). В 1929—1939 гг. Луальди был депутатом Палаты депутатов Итальянского королевства , в 1939—1943 гг. состоял в Палате фасций и корпораций . Луальди также много ездил по миру, публикуя затем отдельными изданиями свои отчёты о «музыкальных путешествиях» — в том числе по Южной Америке (1932, книга 1934) и в СССР (1933, книга 1941). В 1940 г. он также опубликовал книгу «Искусство управления оркестром» ( итал. L'arte di dirigere l'orchestra ). В 1936—1943 гг. возглавлял Консерваторию Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе , основал камерный оркестр консерватории, вместе с которым регулярно концертировал в Германии вплоть до 1945 г.

В послевоенный период репутация Луальди несколько пострадала в результате его сотрудничества с фашистским режимом. Тем не менее, в 1946 г. он написал музыку к фильму «Монтекассино» — первому итальянскому кинофильму о Второй мировой войне, в 1947—1956 гг. он возглавлял Флорентийскую консерваторию . К поздним сочинениям Луальди относятся оперы «Луна над Карибским морем» ( итал. La luna dei Caraibi ; 1953, по пьесе Юджина О’Нила ) и «Завещание Эвридики» ( итал. Il testamento di Euridice ; 1962). В поздний период Луальди много занимался переложениями старинной музыки, в числе прочего оркестровал для камерного оркестра « Искусство фуги » И. С. Баха . В 1955 году опубликовал автобиографию «Все живые» ( итал. Tutti vivi ).

Примечания

  1. Adriano Lualdi // (фр.)
  2. — 1808.

Ссылки

  • // Dizionario Biografico degli Italiani, Volume 66 (2006).
Источник —

Same as Луальди, Адриано