Interested Article - Пуссёр, Анри

Анри Пуссёр ( фр. Henri Pousseur , 23 июня 1929 , Мальмеди , Валлония 6 марта 2009 , Брюссель ) — бельгийский композитор.

Биография

Льеж, Королевская консерватория

В 1947 1953 учился в консерваториях Льежа и Брюсселя . В 1951 познакомился с Пьером Булезом , затем — с Карлхайнцем Штокхаузеном и Лучано Берио . Перевёл и откомментировал (впервые на французском языке) музыкально-критические статьи Альбана Берга ( 1957 ).

Увлёкся электронной музыкой , основал студию электронной музыки в Брюсселе ( 1958 ). Преподавал в Дармштадте , Кёльне , Базеле , Буффало . С 1960 постоянно сотрудничает с Мишелем Бютором . С 1970 преподавал в Королевской консерватории в Льеже , основал Центр музыкальных исследований и образования Валлонии. В 1984 1987 руководил Институтом музыкального образования в Париже , выпускал музыкальное обозрение «Марсий». С 1994 в отставке.

Жена — Изабель Пуссёр, театральный и оперный режиссёр, дочь Марианна Пуссёр — певица (сопрано). Семья живёт в городке Ватерлоо , неподалёку от Брюсселя.

Воздействие и признание

За исканиями Пуссёра внимательно следили Дьёрдь Шандор Лигети , Бруно Мадерна , Альфред Шнитке , Луис де Пабло и др. Он — почётный доктор университетов Метца и Лилля . Вошёл в число ста знаменитых валлонцев XX в. ( 1995 ).

Музыкальные сочинения

  • Семь стихов из покаянных псалмов ( фр. Sept Versets des Psaumes de la Pénitence ) для 4 вокалистов или смешанного хора ( 1950 )
  • Разведка ( фр. Prospection ) для трёх фортепиано ( 1952 1953 )
  • Сейсмограммы ( фр. Séismogrammes ) для электроники ( 1954 )
  • Симфонии для 15 солистов ( 1954 1955 )
  • Квинтет памяти А. Веберна, для кларнета, бас-кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано ( 1955 )
  • Scambi, для электроники ( 1957 )
  • Mobile для двух фортепиано ( 1957 1958 )
  • Рифмы к различным источникам звука ( фр. Rimes pour différentes sources sonores ) для оркестра и магнитофонной ленты ( 1958 )
  • Мадригал I для кларнета ( 1958 )
  • Мадригал II для флейты, скрипки, виолы да гамба и клавесина ( 1961 )
  • Мадригал III для кларнета, скрипки, виолончели, двух перкуссионистов и фортепиано ( 1962 )
  • Одна для струнного квартета ( 1960 1961 )
  • Три образа Льежа ( фр. Trois visages à Liège ) для электроники ( 1961 )
  • Характеры ( фр. Caractères для фортепиано ( 1961 )
  • Ваш Фауст, опера для 5 актёров, четырёх вокалистов, 13 инструментов и электроники, либретто М.Бютора ( 1961 1968 )
  • Апостроф и 6 рефлексий для фортепиано ( 1964 1966 )
  • Фонемы для Кэти ( фр. Phonèmes pour Cathy ) для меццо-сопрано соло ( 1966 )
  • Перекрёстные цвета ( фр. Couleurs croisées ) для большого оркестра ( 1967 )
  • Мнемосина ( фр. Mnémosyne , монодия для голоса или инструмента соло, либо для хора в унисон ( 1968 )
  • Мнемосина II для любых медиа ( 1969 )
  • Эфемериды Икара ( фр. Les Éphémérides d’Icare 2 для солиста, концертино и четырёх инструментальных квартетов ( 1970 )
  • Кресты перекрёстных цветов ( англ. Crosses of crossed colors ) для вокалистов, от 2 до 5 фортепиано, шести магнитофонных операторов, двух операторов с проигрывателями и двух радиооператоров ( 1970 )
  • Параболы-микс ( фр. Paraboles-Mix ), для электроники ( 1972 )
  • Вид на запретные сады ( фр. Vue sur les Jardins interdits ) для квартета саксофонов ( 1973 )
  • Испытание Петра Еврейского ( нем. Die Erprobung des Petrus Hebraïcus ), камерная опера в 3 действиях (либретто Л. Винтгенса по М.Бютору, 1974)
  • Modèle réduit, для бас-кларнета (или виолончели) и фортепиано (1975)
  • Сказания и песни адской Библии ( англ. Tales and songs from the Bible of hell ) для 4 вокалистов и живой электроники ( 1979 )
  • Страсти по Гиньолу ( фр. La Passion selon Guignol ) для расширенного вокального квартета и оркестра ( 1981 )
  • Второй апофеоз Рамо ( фр. Le seconde apothéose de Rameau ) для камерного оркестра ( 1981 )
  • La Paganania, для скрипки соло ( 1982 )
  • La Paganania II, для виолончели соло ( 1982 )
  • Déclarations d’orage для чтеца, сопрано, баритона, трёх импровизирующих инструментов (альт-саксофон, туба, синтезатор), большого оркестра и магнитофонной ленты (на стихи У. Блейка, П. Неруды, Ф. фон Шиллера и В. В. Маяковского, на оригинальных языках; 1989 )
  • При лунном свете. Тень Дауленда проходит мимо Гинкаку-дзи ( англ. At moonlight, Dowland’s Shadow passes along Ginkaku-Ji ) для сякухати , сямисэна и кото ( 1989 )
  • Чтения об аде ( фр. Leçons d’enfer ), музыкальный театр для 2 актёров, 3 вокалистов, 7 инструментов, магнитофонной ленты и живой электроники на слова А. Рембо и М.Бютора ( 1990 1991 )
  • Мечта о хороводе из «Любви поэта» ( нем. Dichterliebesreigentraum ) для сопрано, баритона, двух фортепиано, хора и оркестра ( 1992 1993 )
  • La Guirlande de Pierre для сопрано, баритона и фортепиано ( 1997 )
  • Навигации ( англ. Navigations ) для арфы ( 2000 )
  • Seize Paysages planétaires, этномузыка для электроакустики ( 2000 )
  • Африканские икары ( фр. Les Icare africains ) для вокалистов соло, хора ad libitum и оркестра ( 2002 )
  • День мира, 280 минут ( фр. Un jour du monde en 280 minutes ), звуковая квадрофоническая инсталляция ( 2002 )
  • Rossignolade, микроопера для женского голоса и кларнета ( 2003 )
  • Планетарные звучания и виды ( фр. Voix et Vues planétaires ) для электроники ( 2003 2004 )
  • Исповеди тростника ( фр. Confidences des roseaux ) для флейты, альта и арфы ( 2005 )
  • Маленькая симфония ( итал. Minima sinfonia ) для струнного квартета и женского голоса ad libitum ( 2006 )
  • Восемь маленьких геометрий ( фр. Huit petites géométries ) для ансамбля из 7 музыкантов ( 2006 )
  • L’Antre de la Nymphe для женского голоса и пяти музыкантов на слова М.Бютора ( 2006 )
  • Dépli et Configuration de l’Ombre для арпеджоне соло ( 2007 )

Сочинения о музыке

  • Fragments Théorique I: sur la musique expérimentale. Bruxelles: Université Libre de Bruxelles, 1970
  • Musique, sémantique, société. Paris; Tournai: Casterman, 1972
  • Schumann le Poète: 25 moments d’une lecture de Dichterliebe. Paris: Klincksieck, 1993
  • Musiques croisées. Paris: L’Harmattan, 1997
  • Ecrits théoriques, 1954—1967. Sprimont: Mardaga, 2004

Автор работ о музыке Рамо , Веберна , Стравинского , проблемах музыкального образования.

Примечания

  1. Henri POUSSEUR // (фр.) Fédération Wallonie-Bruxelles , .
  2. Henri Pousseur // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118937464 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Аллюзия на Aus alten Märchen winkt es из вокального цикла «Любовь поэта» Р. Шумана.

Литература

  • Henri Pousseur: biografia e catalogo delle opere. Milano: Edizioni Suvini Zerboni, [197-?]
  • Butor M. Henri Pousseur. Bruxelles: La Renaissance du Livre, 1979
  • Metzger H.-K., Riehn R. Henri Pousseur. München: Edition Text + Kritik, 1990
  • Hubin M. Henri Pousseur rencontre avec son temps. Bruxelles: Eds. Luc Pire, 2004.

Ссылки

  • (фр.)
  • М. В. Воинова. // Российский музыкант. — 2009. — Март ( № 3 ).
Источник —

Same as Пуссёр, Анри