Interested Article - Гульд, Гленн

Гленн Херберт Гульд ( англ. Glenn Herbert Gould ;, 25 сентября 1932 , Торонто , Канада 4 октября 1982 , там же) — канадский пианист , органист и композитор.

Биография

Родители Гульда, Рассел Херберт Гульд и Флоренс Эмма Григ Гульд (внучатая племянница Эдварда Грига ), также были музыкантами, с детства поощрявшими музыкальное развитие сына. Первые задокументированные публичные выступления Гульда на церковных мероприятиях в Аксбридж е относят к июню 1938 года. В том же году юный исполнитель принял участие в музыкальном конкурсе на Канадской национальной выставке в Торонто и выступил на радио в программе «Today’s Children».

Юный Гленн Гульд в 1940 году

В 10 лет Гульд начал посещать классы Торонтской консерватории , занимаясь у Фредерика Сильвестра ( орган) . Через год начал занятия с Альберто Герреро (фортепиано). В 1945 году Гульд сдал с отличием дипломный экзамен в консерватории Торонто, после чего впервые выступил перед публикой в качестве органиста , впервые сыграл с оркестром 4-й концерт Бетховена , в 1947 году выступил с первым сольным концертом (в программе — Гайдн, Бах, Бетховен, Шопен и Мендельсон). Вскоре Гульд стал известен во всей Канаде благодаря выступлениям на радио и телевидении. В это же время появились его первые собственные сочинения. Среди них — «Наши подарки» для хора мальчиков и девочек с фортепиано, посвященных «Детскому Красному Кресту по всей Канаде».

В 1955 году Гульд отправился с концертами в США ( Вашингтон и Нью-Йорк ), и сразу после первых выступлений ему предложила контракт звукозаписывающая компания « Columbia Records ». Первая же его запись ― Гольдберг-вариации Баха (1956) ― имела огромный успех как у публики, так и среди профессионального сообщества.

В 1957 году Гульд совершил гастрольную поездку в СССР , став первым североамериканским музыкантом, выступившим в Советском Союзе после окончания Второй мировой войны ; на этих концертах звучали произведения Баха и Бетховена , а также много лет до этого не исполнявшиеся в СССР произведения Арнольда Шёнберга и Альбана Берга .

10 апреля 1964 года Гленн Гульд дал в Лос-Анджелесе свой последний концерт, после чего полностью отказался от публичных выступлений, сосредоточившись на студийных записях и выступлениях на радио . Гульд снялся в нескольких документальных фильмах, посвящённых его творчеству, для французского, немецкого и канадского телевидения.

Смерть

27 сентября 1982 года, всего через два дня после своего 50-летия, Гульд перенёс инсульт , после которого у него парализовало левую сторону тела. Он был госпитализирован в Toronto General Hospital, но его состояние резко ухудшилось.

Четвёртого октября 1982 года у Гульда были подтверждены фатальные повреждения головного мозга, и его отец принял решение отключить Гленна Гульда от аппаратов искусственного жизнеобеспечения.

Гражданская панихида состоялась 15 октября 1982 года в англиканской церкви Святого Павла (St. Paul’s Anglican Church).

Гленн Гульд похоронен на кладбище Маунт-Плезант в Торонто, где позже были похоронены и его родители; на его могиле высечены первые такты Гольдберг-вариаций.

Творчество

Репертуар Гульда был довольно широк, он охватывал композиторов разных эпох, простираясь до авангардистов начала XX века. В последнем своём концерте наряду с Бахом и Бетховеном он играл Кшенека .

Гульд записал множество фортепианных произведений, в том числе редко исполняемых (ряд фортепианных произведений Сибелиуса , Рихарда Штрауса , Хиндемита ). Среди редких произведений в репертуаре Гульда, к примеру, Хроматические вариации Жоржа Бизе , которые Гульд относил к высшим достижениям пианистического искусства XIX века . Высоко оценена сделанная Гульдом полная запись фортепианных произведений Шёнберга.

Однако к некоторым признанным классикам фортепианной музыки Гульд высказывал резко скептическое отношение — в частности, он неоднократно заявлял о своей неприязни к музыке Моцарта и Шопена (хотя в его исполнительском репертуаре они оба присутствовали). Главным композитором для Гульда был Иоганн Себастьян Бах, а одним из важнейших баховских произведений — « Гольдберг-вариации », которые он неоднократно исполнял на протяжении всей жизни (две знаменитые записи «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гульда датируются 1955 и 1981 годами). Из композиторов добаховской эры Гульд особенно ценил Орландо Гиббонса , называя его своим любимым автором.

Гленн Гульд обладал выдающейся пианистической техникой , которую исследователи связывают с его особой посадкой. Сам Гульд считал, что очень низкая позиция над инструментом позволяет ему полнее контролировать клавиатуру. Гульд славился чётким туше даже при очень быстрых темпах, особенно в полифонических произведениях. В то же время Гульд был резким противником развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая музицирование как духовный и интеллектуальный поиск. Возможно, с идеей поиска связана и известная способность Гульда предлагать каждый раз различные трактовки одного и того же музыкального материала.

Кроме записей, Гульд оставил после себя несколько собственных музыкальных сочинений, в том числе сонату для фортепиано, сонату для фагота и фортепиано и струнный квартет; эти сочинения продолжают традиции Шёнберга и Новой венской школы .

Также Гульд обладал писательским даром и сам составлял тексты сопроводительных буклетов ко многим своим записям, проявляя в них своеобразный юмор (в частности, вводя в них разнообразных вымышленных музыкантов).

Гленн Гульд славился своей эксцентричностью. Он, например, имел привычку мычать или напевать себе под нос во время исполнения, создавая определённые сложности звукорежиссёрам своих записей; сам Гульд говорил, что это происходит с ним бессознательно и тем сильнее, чем хуже данный инструмент служит его исполнительским задачам. Гульд отказывался играть иначе как сидя на одном и том же старом стуле, сделанном его отцом (теперь этот стул выставлен в Национальной библиотеке Канады под стеклянным колпаком). Гульд очень боялся простуды и даже в тёплую погоду не снимал пальто и перчаток. Эти и другие странности в характере и поведении Гульда позволили нескольким специалистам (первым это сделал Петер Оствальд ) уже после его смерти предположить, что великий пианист страдал нейропсихологическим заболеванием, получившим название синдром Аспергера (при жизни Гульда эта болезнь ещё не была выделена) .

Гленн Гульд однажды сказал, что если он может быть любой тональностью, он будет тональностью фа-минор, потому что «она довольно сурова, на полпути между сложной и простой, между прямой и страстной, между серой и очень яркой…»

Награды и признание

Статуя Гленна Гульда в Торонто

Несмотря на то, что Гульд не любил соревноваться в музыке, он получил много наград до и после своей смерти. В 1983 году он был включён в Канадский музыкальный зал славы . Введён в Зал славы журнала Gramophone .

  • В 1983 году в Торонто для того, чтобы почтить Гульда и сохранить память о нём, была основана организация Glenn Gould Foundation. Помимо прочего, эта организация раз в три года вручает престижную премию Гленна Гульда .
  • Школа Гленна Гульда ( англ. The Glenn Gould School) в Торонто названа в его честь в 1997 году .
  • Студия Гленна Гульда ( англ. Glenn Gould Studio) в Торонто также названа в его честь .

Гленн Гульд четырежды был удостоен премии « Грэмми »:

  • 1974 — как автор сопроводительного текста к своей записи всех фортепианных сонат Пауля Хиндемита.
  • 1983 — его запись «Гольдберг-вариаций» получила две премии «Грэмми» («Лучшее инструментальное исполнение сольным исполнителем без оркестра» и «Лучший классический альбом»).
  • 1984 — удостоен премии «Грэмми» «Лучшее инструментальное исполнение сольным исполнителем без оркестра» за исполнение фортепианных сонат Бетховена.

Фильмы о Г. Гульде

Документальный фильм «Гленн Гульд играет Баха» (1980), в котором Гульд играет «Гольдберг-вариации», рассказывает, отвечает на вопросы. Режиссёр — Брюно Монсенжон .

В 1993 году вышел в прокат фильм о Г. Гульде «Тридцать две истории о Гленне Гульде» ( англ. Thirty Two Short Films About Glenn Gould) совместного производства Канады, Финляндии, Нидерландов и Португалии. Режиссёр — Франсуа Жирар ( François Girard )

Д/ф (2005, Канада — Франция; реж. Б. Монсенжон)

В 2002 году на DVD вышел «Гленн Гульд. Алхимик» ( англ. Glenn Gould. The Alchemist), объединивший четыре фильма о Г. Гульде, снятых в 1974 году французским режиссёром Брюно Монсенжоном в его серии фильмов «Дороги музыки» ( фр. Chemins de la Musique). Автор фильма ведет беседы с Гленном Гульдом через десять лет после отказа музыканта от концертной деятельности. Гульд излагает свои музыкальные концепции и играет музыку своих любимых композиторов: И. С. Баха, А. Шенберга, О. Гиббонса, У. Берда и других. Действие происходит в студии звукозаписи, где работал Гульд, и зритель имеет уникальную возможность окунуться в атмосферу творческого процесса великого пианиста.

Примечания

  1. Jean-Jacques Nattiez. (англ.) . — Oxford University Press. — P. 85. — 342 p. — ISBN 0-19-816610-9 . — ISBN 9780198166108 .
  2. 88 notes pour piano solo, «Solo nec plus ultra», Neva Editions, 2015. 50. ISBN 978 2 3505 5192 0 .
  3. См., например: от 12 ноября 2017 на Wayback Machine — Bloomsbury Publishing, 2009. — P. 224. (англ.)
  4. Cathering Meng, Tonight’s the Night (Apostrophe Books, 2007): 21
  5. 30 декабря 2010 года. (англ.)
  6. (англ.) . Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016. 3 мая 2019 года.
  7. от 29 августа 2006 на Wayback Machine (англ.)
  8. от 22 апреля 2008 на Wayback Machine (англ.)

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • от 18 февраля 2008 на Wayback Machine (англ.)
  • на ArtOfPiano.ru
  • в энциклопедии « Кругосвет »
  • Jennifer Lesieur.
  • /вебархив/

Same as Гульд, Гленн