Interested Article - Кавус

Кавус — претендент на титул царя царей ( шахиншаха ) Ирана в 531–532/533 годах из династии Сасанидов . Старший сын Кавада I . При жизни своего отца был назначен наместником Табаристана с титулом шаха Падашваргара (падашваргар-шах).

Биография

Отстранение от престола

Кавус был сыном Кавада, вероятно, от той его жены и сестры, которая помогла ему спастись бегством из «Замка забвения». Он родился ещё в первый период правления Кавада, и его воспитание шах доверил мазданитам , приверженцем которых стал Кавус. Поэтому маздакиты держали его сторону.

После смерти Кавада I в 531 году в государстве Сасанидов сложилась ситуация, когда на престол стали претендовать два его сына: старший — Кавус и младший — Хосров . Главным претендентом на престол считался Кавус. На его стороне была политическая традиция, согласно которой престол после смерти монарха отходил его старшему сыну. Об этом прямо говорит Прокопий Кесарийский : «Из детей закон призывал на царство старшего, Каоса (Кавуса), по причине возраста» . В пользу Кавуса были и иные обстоятельства. Вероятно, он был сыном сестры и жены царя. Когда Кавад стоял у власти, эта женщина по крайней мере номинально занимала высокое положение и пользовалась большими почестями. Византийское посольство, направленное в Персию в самом конце правления Кавада, везло подарки ему и царице — его сестре. Возможно, не были забыты и прежние заслуги царицы, прежде всего — её роль в вызволении Кавада из темницы.

Сыграли роль и личные качества Кавуса. В источниках он предстаёт в основном как воитель. Когда Кавад послал его в Табаристан , Кавус проявил себя с лучшей стороны. Местная традиция, донесённая до нас в труде Мараши , представляет его как человека храброго и достойного. Но Кавус был неугоден отцу. Прокопий Кесарийский, от которого мы узнаём об этом, считает такое отношение Кавада к сыну пренебрежением и к природе, и к законным установлениям. Но причина этого в источниках не называется и едва ли уже сможет быть раскрыта. Некоторые исследователи считают, что такое пренебрежение отца к Кавусу объясняется тем, что последний продолжал поддерживать движение маздакитов , даже когда сам Кавад и его младший сын Хосров отошли от него и казнили главарей этого движения. Другие объясняют это простой любовью Кавада к своей младшей жене и её сыну Хосрову. Прокопий Кесарийский сообщает, что Кавад «любил Хосрова сверх всякой меры» . Аналогичные сведения сообщает и персидская традиция. Балами пишет, что Хосров был для Кавада любимее и дороже прочих сыновей. Перед смертью Кавад, по совету своего самого ближайшего советника на последних годах своей жизни Мехбуда (Прокопий называет его Меводом), составил завещание, в котором объявлял своим преемником Хосрова I. Для Кавуса, видимо, подобная ситуация оказалась полной неожиданностью. Прокопий Кесарийский передаёт это так:

«После того, как были совершены все полагающиеся по обычаю погребальные обряды, Каос, опираясь на существующий у персов закон, пытался занять царский престол, но Мевод помешал ему в этом, говоря, что никто не должен вступать на престол самовольно, но только по избранию знатных персов. Каос предоставил решение этого дела лицам, облеченным должностью, предполагая, что с этой стороны ему не будет никаких препятствий. Когда все знатные персы собрались для решения этого вопроса, Мевод прочитал письмо, где Кавад выражал свою волю относительно Хосрова; тогда все присутствующие, вспомнив о высоких достоинствах Кавада, тотчас объявили царём персов Хосрова».

Борьба за престол

Однако сложившаяся ситуация оставалась неоднозначной, поскольку на политической сцене оставался Кавус. [ стиль ] он, не получив поддержки знати в столице, укрепился в Табаристане, где стояли верные ему войска. О дальнейшем развитии событий мы знаем из традиции Ибн Исфандияра . Согласно ей, хакан тюрков, узнав о смерти Кавада, двинул свои войска на владения Сасанидов и подошёл к Амударье . Хосров написал Кавусу, что собирает войско из арабов и персов и предложил встретиться в Хорасане для совместной борьбы с противником. Однако Кавус, собрав войска Табаристана, выступил против тюрков один и вскоре нанёс им сокрушительное поражение, захватив богатую добычу. В результате этой победы под властью Кавуса оказался Хорезм , править которым он назначил своего родственника по имени Хошанг. Вслед за этим Кавус двинулся дальше и взял Газну . Указанная география помогает определить смысл происходивших событий. Судя по пути движения войск Кавуса (Хорезм, Газна), его противниками были эфталиты , которых источники в данном случае именуют тюрками. Кавад, находясь в трудных условиях после поражения и гибели Пероза , смог обеспечить мир и заручиться покровительством эфталитов, но это, вероятно, считалось привилегией, пожалованной лично ему. После смерти Кавада Сасанидская держава снова стала для эфталитов врагом, чем, видимо, и объясняется их нападение. Отразив на границе нападение противника, Кавус перенёс боевые действия на его территорию. Военные действия против эфталитов вылились, таким образом, в широкомасштабный поход. Маловероятно, чтобы кампания, о которой идёт речь, началась в сентябре 531 года, когда умер Кавад, и завершилась до наступления зимы. Скорее всего, Кавус осенью 531 года успешно отразил наступление эфталитов и, может быть, подчинил себе Хорезм, а его поход в глубь территории противника состоялся уже в следующем году и завершился, может быть, летом. [ стиль ]

Как и Хорезм, другие территории, занятые войсками Кавуса, стали его владениями. Согласно традиции Ибн Исфандияра, Кавус назначал собственных наместников и отправлял в Табаристан дань Туркестана и Хиндустана (Северная Индия). Фактически существовали два государства — одно во главе с Хосровом, другое — с Кавусом. Известны даже монеты, отчеканенные Кавусом. Вернувшись в Табаристан, Кавус послал Хосрову некоторые трофеи в качестве даров, а также послание, содержание которого передаётся в источниках следующим образом: «Ты младше меня на несколько лет. Ты знаешь, что я без твоего содействия и помощи разбил хакана и стал взимать дань с тюрков и индийцев. Не по закону, чтобы ты владел короной, а я следовал за тобой. Отдай мне трон, право носить корону и казну отца, и я выделю тебе область, сколь угодно большую, и царство сколь угодно совершенное — как ты сам пожелаешь» . Хосров категорически отверг требования Кавуса. В традиции Ибн Исфандияра приводится текст, называемый ответом Хосрова. Даже поверхностного взгляда на него достаточно, чтобы понять, что [ стиль ] он был коренным образом переработан в исламское время. Но начало его, возможно, точно передаёт позицию Хосрова: «Да будет известно, что [мои] верховная власть и превосходство связаны с доблестью и способностью править, а не с юностью и положением младшего. Это дело владыки мира (имеется в виду Кавад): власть над страной он даёт тому, кому пожелает» . Кавус ссылается на старшинство, дающее ему право на трон, Хосров — на предсмертную волю Кавада. Поскольку объектом противостояния была царская власть, примирением закончиться дело уже не могло [ стиль ] . Получив ответ Хосрова, Кавус собрал войска Табаристана и двинулся на Ктесифон . Исходя из приведённых выше хронологических расчётов, можно отнести этот поход к середине 532 года, хотя это могло произойти и в следующем году. Силы Кавуса были, видимо, потрёпаны войной с эфталитами. Кавус проиграл решающее сражение, попал в плен и вскоре был казнён по приказу Хосрова. После гибели Кавуса Хосров остался единоличным обладателем трона.

От имени Бава , старшего сына Кавуса, получила своё наименование династия Бавандидов , правившая Табаристаном .

Примечания

  1. Прокопий Кесарийский. .
  2. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван. — С. 322—323.
  3. Прокопий Кесарийский. .
  4. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван. — С. 343—346.
  5. Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 309.
  6. Дашков С. Б. Цари царей — Сасаниды. — С. 138.

Литература

  • Цари царей — Сасаниды. История Ирана III — VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. — М. : СМИ-АЗИЯ, 2008. — 352 с. — 4000 экз. ISBN 978-5-91660-001-8 .
  • Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — М. : Издательство восточной литературы, 1961. — 444 с.
  • Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. — М. : Институт востоковедения РАН, 2014. — 696 с. — ISBN 978-5-89282-588-7 .
  • Захир ад-дин Мараши . «Тарих-е Табаристане» (История Табаристана). — СПб., 1850.


Источник —

Same as Кавус