Interested Article - Бле, Мари-Клер

Мари-Клер Бле ( фр. Marie-Clair Blais ; 5 октября 1939 , Квебек , Канада 30 ноября 2021 , Ки-Уэст , Флорида , США ) — франкоканадская писательница (романистка, драматург и поэтесса). Произведения Бле, в числе которых романы «Мой прекрасный зверь» (1959), «Один сезон из жизни Эмманюэля» (1965), «Дневник Полины Аршанж» (1968), цикл «Жажда» (1995—2018), переведены на многие языки мира, неоднократно экранизировались для большого экрана и телевидения, удостоены высоких отзывов от критиков. Бле — четырёхкратный лауреат Премии генерал-губернатора , лауреат премии Медичи (Франция), член Королевского общества Канады (1986) и Королевской академии французского языка и литературы (Бельгия, 1992), компаньон ордена Канады , кавалер других канадских и зарубежных орденов.

Биография

Мари-Клер Бле, старшая из пяти детей в семье, родилась в октябре 1939 года в Лимуалу — рабочем квартале города Квебека . Посещала католическую школу . Когда Мари-Клер было 15 лет, тяжёлое финансовое положение семьи заставило её бросить учёбу и пойти работать. Она трудилась на заводах и фабриках, снимая собственную квартиру, и всё свободное время посвящала сочинительству. В определённый момент Бле поступила на вечерний курс писательского мастерства в Университете Лаваля , где на неё вскоре обратили внимание профессор литературы Жанна Лапуант и тогдашний вице-президент Совета Канады по искусству . Левек предложил молодой писательнице, заканчивавшей в это время работу над своим первым романом, помощь в его публикации. С его помощью Бле также получила литературную стипендию, позволившую ей в течение года жить и работать в Париже .

Первый роман Бле, «Прекрасный зверь» ( фр. La belle bête), увидел свет в 1959 году, когда ей было только 20 лет. Книга повествовала об отношениях уродливой молодой женщины и её физически прекрасного, но умственно отсталого младшего брата. Произведение отличали нехарактерные для франкоканадской литературы того времени концентрация насилия и грубый язык. Переполненный эмоциями роман произвёл фурор среди читателей и вызвал одобрительные отзывы одних критиков и резкое неприятие других, посчитавших его аморальным и шокирующим, особенно учитывая юный возраст его создательницы. В 1960 году «Прекрасный зверь» был также издан во Франции и вскоре переведён на английский, испанский и итальянский языки. Американский литературовед Эдмунд Уилсон был настолько впечатлён произведением, что назвал его автора в своей книге 1965 года «возможно, гением». С помощью Уилсона Бле получила две литературные стипендии от Фонда Гуггенхайма .

В дальнейшем (в особенности в 1960—1970-е годы ) романы Бле продолжали появляться с высокой частотой. Её второй роман, «Белая голова» ( фр. Tête blanche), вышел уже в 1960 году. В 1965 году появилось получившее наиболее высокие оценки критиков произведение Бле — роман «Один сезон из жизни Эмманюэля», переведённый более чем на десяток языков мира, удостоенный ряда литературных премий в Канаде и за рубежом и рассматриваемый в более чем 2000 литературоведческих публикациях. Вниманием критиков и литературными наградами были отмечены книги «Дневник Полины Аршанж» ( фр. Manuscrits de Pauline Archange , 1968), «Глухой в городе» ( фр. Le sourd dans la ville , 1979) и «Видения Анны» ( фр. Visions d’Anna , 1982) . «Дневник Полины Аршанж» стал первой книгой автобиографической трилогии, продолженной книгами «Жить! Жить!» ( фр. Vivre! Vivre! , 1969) и «Маски» ( фр. Les Apparences , 1970) .

С начала 1960-х годов канадская писательница жила в Кембридже (Массачусетс), где познакомилась с художницей-американкой . Бле, не скрывавшая своих гомосексуальных предпочтений , затем переехала с Мейгс и её партнёршей, писательницей , в дом неподалёку от Кейп-Кода , где они жили вместе с 1963 года. Творчество Бле стало источником вдохновения для ряда работ Мейгс, а та в свою очередь иллюстрировала некоторые её книги, в том числе подарочное издание «Одного сезона». В 1972 году Бле и Мейгс переехали в Бретань (Франция), но после нескольких лет, проведённых в Европе, вернулись в Северную Америку, где поселились в Монреале . Этот город и Восточные кантоны Квебека служили источником вдохновения для писательницы и стали фоном сюжета во многих её произведениях .

Позже Бле наряду с Монреалем подолгу жила на Флорида-Кис . Эти места, ставшие её вторым домом в конце 1980-х годов, она описывает в двух книгах документального жанра — «Американские пассажи» ( фр. Passages Américains , 2012) и «В сердце угрозы» ( фр. À l’Intérieur de la Menace). Они также служат местом развития событий в произведениях цикла «Жажда» ( фр. Soifs), начатого в 1995 году одноимённым романом и завершённого в 2018 году книгой «Встреча у моря» ( фр. Une réunion près de la mer). В общей сложности в цикл вошли десять произведений, созданных на протяжении более чем двух десятилетий, и их герои встречаются в его заключительном романе .

Бле вела достаточно непубличный образ жизни, но охотно давала интервью и помогала коллегам-писателям. Она была членом жюри многочисленных литературных премий и конкурсов ; среди прочего, с 2005 года присуждалась Франко-квебекская премия Мари-Клер Бле за лучший дебютный роман. Писательница также часто участвовала в дискуссиях, посвящённых положению сексуальных меньшинств . Партнёрша Бле Мэри Мейгс умерла в 2002 году. Сама писательница скончалась в ноябре 2021 года в Ки-Уэсте (Флорида). Её последний роман, «Сердце, населённое тысячей голосов» ( фр. Un cœur habité de mille voix), увидел свет за месяц до её смерти .

Литературное творчество

Литературное наследие Мари-Клер Бле включает почти 30 романов, 10 из которых входят в цикл «Жажда» . Помимо прозаических произведений, она написала около десятка пьес и издала два сборника стихов Pays voilés (1963) и Existences (1964), которые были также переведены на английский язык .

Начиная с первых произведений, героями Бле становятся простые, необразованные люди, представители рабочего класса, в чьей тяжёлой жизни господствуют простейшие насущные нужды . Писательница неоднократно подчёркивала, что «любое человеческое существо имеет право голоса», и среди её персонажей множество отвергнутых обществом, угнетённых людей . В числе основных тем творчества Бле — человеческое уродство, жестокость, отчаяние, преданные надежды .

Уже первый роман Бле, в котором уродливая главная героиня лишена материнского внимания, полностью отданного её идиоту-брату, «прекрасному зверю», заканчивается трагично, подчёркивая, что любая красота — это обман, а единственная правда жизни заключается в страдании. Действие наиболее известного романа писательницы, «Один сезон из жизни Эмманюэля», разворачивается в квебекской деревенской глуши . Его герой — младший ребёнок в семье, страдающей от бедности и болезней, но не готовой смириться с этим и впасть в отчаяние . В «Дневнике Полины Аршанж» развёрнута картина тяжёлого детства, полного жестокости и насилия, где многочисленные герои поочерёдно становятся то жертвами, то мучителями . Книга уделяет особое внимание роли католической церкви в жизни простых квебекцев: глубоко въевшаяся набожность превращается у матери главной героини в лицемерие, отталкивающее от неё дочь . В «Глухом в городе» трагический сюжет разворачивается в форме внутреннего монолога героя- рассказчика . В романах цикла «Жажда» герои страдают от наркотической зависимости и сексуального насилия и сталкиваются с угрозой гибели в ядерной войне; сквозной герой цикла, писатель по имени Дэниел, на протяжении первых семи романов работает над книгой, которую заканчивает лишь к восьмому .

Критики сравнивали творчество Бле с литературным наследием Вирджинии Вулф , Фолкнера и Достоевского . В её поздних работах прослеживали значительное влияние модернизма и, в частности, творчества Вулф, Фолкнера и Пруста . Ещё в начале 1960-х годов Эдмунд Уилсон писал, что как писательница она отличается от всех прочих и, возможно, гениальна . При присвоении Бле степени почётного доктора Оттавского университета в поздравительном адресе отмечалось, что, несмотря на обилие насилия в произведениях писательницы, оно не является ни беспричинным, ни беспредельным, ни эксгибиционистским, а горечь и натурализм, с которым она показывает детские страдания или потерю иллюзий героями, искупаются огромной нежностью и деликатностью .

В то же время многие критики отмечали, что проза Бле трудна для чтения. Это связано с особенностями её литературного языка, в котором редко встречаются знаки препинания и трудноопределимо время действия, а также с тем, что её произведения исполнены гнева и насилия. Так, писательница в журнале The Walrus писала: «Возможно ли, что Мари-Клер Бле, как утвреждают великие умы, гениальна и в то же время нечитаема?» . Прозаический текст Бле не дробится на абзацы, отдельные фразы растягиваются на целые страницы. Характерным примером может служить первое предложение романа «Видения Анны», занимающее две страницы печатного текста и жертвующее конкретизацией пространства и времени ради лучшего раскрытия эмоционального мира героини-подростка . Кроме того, обилие просторечных оборотов и речевых экспериментов в языке произведений Бле делает их трудными для перевода .

Экранизации и театральные постановки

Произведения Бле неоднократно экранизировались. Среди фильмов, снятых по её книгам, лента «Один сезон из жизни Эмманюэля» (1972, Франция, режиссёр), получившая приз Двухнедельника молодых режиссёров на Каннском кинофестивале ; «Глухой в городе» (1987, Канада, режиссёр) — награда Международной Католической организации в области кино (OCIC) на Венецианском кинофестивале ; «Прекрасное чудовище» (2006, Канада, режиссёр); и «Океан» (1971, телевизионная адаптация, режиссёр Жан Фоше). «Прекрасный зверь» был также адаптирован для балетной сцены. Премьера в исполнении Национального балета Канады состоялась в 1977 году, балет вторично вернулся в репертуар этой же труппы 10 лет спустя .

Бле выступила в качестве сценариста в телевизионной постановке «Дневник в холодных картинках» (1978, режиссёр Джеймс Дормайер) и в полнометражном документальном фильме «Ты кричал „LET ME GO“» (1996) .

Награды

Творчество Мари-Клер Бле отмечено четырьмя Премиями генерал-губернатора — высшими наградами в области искусства в Канаде. Она становилась лауреатом премии в 1968 (за «Дневник Полины Аршанж»), 1979 («Глухой в городе»), 1996 («Жажда») и 2008 («Рождение Ребекки в эпоху мучений») годах. В 2000 году Писательский фонд Канады наградил её литературной премией имени У. О. Митчелла , а в 2006 году она стала первым автором, пишущим на французском языке, который был удостоен премии Мэтта Коэна, присуждаемой этой же организацией за достижения литературной карьеры. В 2016 году Бле также стала лауреатом премии Молсона , присуждаемой Советом Канады по искусству . Она была лауреатом ряда квебекских премий в области литературы и искусства. В 1986 году Бле стала членом Королевского общества Канады .

Международное признание творчества Бле началось с получения премии Французской академии в области французского языка (1961) и двух стипендий Гуггенхайма (в 1963 и 1965 годах). В 1966 году за «Один сезон из жизни Эмманюэля» она стала лауреатом премии Медичи (Франция). В 1983 году премии имени от Французской академии был удостоен роман «Видения Анны». Бле становилась лауреатом премий Бельгии (1976, 1990) и Монако (2002, за роман «В отблеске молнии и на свету», фр. Dans la foudre et la lumière). В 1992 году она стала первой североамериканской писательницей в составе бельгийской Королевской академии французского языка и литературы . Бле также была кандидатом на Нобелевскую премию .

Бле удостоена высшей государственной награды Канады — с 1972 года она была компаньоном ордена Канады . Другие её государственные награды, полученные от Канады и Содружества наций , включают :

В 1995 году писательница стала офицером Национального ордена Квебека , а в 2016 году — компаньоном ордена Искусств и литературы Квебека . Она также удостаивалась зарубежных государственных наград:

Бле была почётным доктором ряда университетов Канады — Йоркского (1975), Викторианского (1990), Оттавского (2004), Лавальского (2010) и Монреальского (2012). В 2003 году она также была удостоена звания почётного доктора Лионского университета (Франция) .

Примечания

  1. Marie-Claire Blais // (англ.)
  2. Marie-Claire Blais // (нем.)
  3. ↑ (фр.) — Power Corporation du Canada , 1884. — ISSN
  4. (англ.) / J. Kahn — Manhattan, New York City: , , 2021. — ed. size: 443000 — ISSN ; ;
  5. , , (англ.) : Women Writers from the Middle Ages to the Present — 1990. — P. 102.
  6. Бле Мари Клер // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 752 с. — 100 000 экз.
  7. Ричард Б. Райт. Предисловие: Время перемен // Современная канадская повесть. — М. : Радуга, 1985.
  8. Vincent Nadeau (updated by Audrey Harvey, Andrew Mcintosh). (англ.) . The Canadian Encyclopedia (1 декабря 2021). Дата обращения: 11 января 2022. 7 декабря 2021 года.
  9. Marlene Wurfel. (англ.) . Canadian Writers . Athabasca University. Дата обращения: 11 января 2022. 14 ноября 2021 года.
  10. Pasha Malla. (англ.) . The New Yorker (16 сентября 2019). Дата обращения: 10 января 2022. 29 декабря 2021 года.
  11. Alice Girard-Bossé. (фр.) . La Presse (30 ноября 2021). Дата обращения: 11 января 2022. 1 декабря 2021 года.
  12. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 11 января 2022.
  13. (фр.) // Journal de Monaco. — 2014. — 21 novembre (n o 8200). — P. 2659 . — ISSN . 30 августа 2022 года.

Same as Бле, Мари-Клер