Interested Article - Мысливечек, Йозеф

Йо́зеф Мы́сливечек ( чеш. Josef Mysliveček ; 9 марта 1737 , Прага 4 февраля 1781 , Рим ) ― чешский композитор и дирижёр , один из представителей классицизма и рококо в музыке. Мысливечек был одним из самых известных и плодовитых композиторов жанра opera seria в Италии второй половины восемнадцатого века, наставником и другом Вольфганга Амадея Моцарта .

Биография

Йозеф Мысливечек родился и вырос в Праге, в семье мельника . Мельником был и отчим, взявший его и брата-близнеца на воспитание после смерти отца в 1749 году . В 1744-1747 годах учился в школе при доминиканском монастыре святого Ильи, а 1747—1752 годах — в иезуитской семинарии, где занимался и музыкой . По окончании семинарии Мысливечек поступил на философский факультет Карлова университета , но в 1753 году , не доучившись, покинул его и поступил на обучение ремеслу мельника. В 1758 году вместе с братом он был принят в Пражскую гильдию мельников, а в 1761 году получил звание мельника-мастера.

В начале 60-х годов Мысливечек принял решение оставить ремесло и серьёзно заняться музыкой, первые уроки которой получил ещё в детстве от отца. Начав заниматься композицией под руководством Франца Хаберманна, Мысливечек вскоре перешёл на обучение к , органисту одной из пражских церквей . За полгода обучения у Сегера Мысливечек написал шесть симфоний, названных им по месяцам (январь―июнь) и изданных в 1762 году .

В 1763 году Мысливечек при финансовой поддержке графа Винценца Вальдштейна отправился в Венецию , чтобы совершенствоваться в композиции у . Вскоре появилась первая опера Мысливечека ― «Семирамида», поставленная в Бергамо в 1765 году , а первым крупным успехом композитора стала опера «Беллерофонт», в работе над постановкой которой ему помогал автор либретто Джузеппе Бонекки . В первой постановке, состоявшейся в 1767 году на сцене оперного театра Сан-Карло в Неаполе , участвовала знаменитая певица (до этого «Беллерофонт» исполнялся только при русском дворе ). Вдохновлённый успехом оперы, Мысливечек обосновался в Италии. В 1771 году он был избран в члены Филармонической академии в Болонье . Среди итальянской публики, которой было сложно запомнить и произнести фамилию композитора, Мысливечек был известен как «Богемец» ( Il Boemo ), а в пору его наибольшей популярности ― как «Божественный Богемец» ( Il divino Boemo ).

В 1770 году в Болонье Мысливечек познакомился с юным Вольфгангом Амадеем Моцартом ; дружеские отношения между ними сохранялись до 1778 года, когда Мысливечек не смог выполнить обещание о помощи в организации постановки одной из опер Моцарта в Неаполе. Влияние Мысливечека на Моцарта оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак» .

До конца жизни Мысливечек почти не покидал Италии. Известны его поездки в Прагу в 1768, в Вену в 1772 и в Мюнхен в 1777 1778 годах (по приглашению баварского герцога Максимилиана III), где были с успехом исполнены его опера «Аэций» и оратория «Авраам и Исаак».

Вернувшись в Италию, Мысливечек принялся за написание двух опер ― «Армиды» для миланской сцены и «Медонта» для римской. Оба спектакля, поставленные в 1780 году , потерпели провал, что тяжело сказалось на здоровье и финансовом положении композитора. Через год Мысливечек умер. Биография Мысливечека легла в основу нескольких литературных произведений, а также оперы «Божественный богемец» (1912).

Творчество

Мысливечеку принадлежат двадцать шесть опер в жанре оперы-сериа , написанных по большей части на либретто Пьетро Метастазио , а также симфонии, концерты для различных солирующих инструментов, камерные произведения. Важное место в его наследии занимает также духовная музыка , в том числе Страсти Иисуса Христа (La passione di Gesu Cristo, 1773, на либретто Метастазио), оратории «Святой Бенедикт» (1768), «Смерть Иисуса» (La morte di Gesu, 1770), «Авраам и Исаак» (1777) .

Выступая как дирижёр, Мысливечек пропагандировал оперное творчество К. В. Глюка .

Образ в кино

В 2013 году в Праге вышел документальный фильм о зарождении пражской постановки оперы Мысливечека «Олимпиада», закачиком которого выступила компания Mimesis Film, а режиссером . В 2015 году вышел фильм под названием Исповедь забытого (Zpověď zpomenutého) , лауреат премии «Трилобит Бероун» 2016 года.

Фильм Il Boemo (2022) режиссера представляет собой полнометражный биографический фильм , основанный на событиях из жизни композитора. Он был выбран Чешской Республикой в ​​качестве заявки на Премию Оскар за лучший международный художественный фильм на 95-ю церемонию вручения .

Примечания

  1. Wurzbach D. C. v. (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich : enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 18. — S. 362.
  2. — 2003.
  3. . Radio Prague International (30 апреля 2021). Дата обращения: 19 июля 2021.
  4. Пилкова З. Мысливечек Й. // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. Мысливечек // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Freeman, Daniel E. Josef Mysliveček, "Il Boemo": the Man and His Music . Sterling Heights, Mich.: Harmonie Park Press, 2009.
  • Бэлза И. Ф. История чешской музыкальной культуры ― М., 1959, стр. 285―306

Ссылки

  • (фр.)
  • Шагинян М. С. «Воскрешение из мертвых: повесть об одном исследовании». — М.: Художественная литература, 1964
Источник —

Same as Мысливечек, Йозеф