Interested Article - Левант, Оскар

О́скар Лева́нт ( англ. Oscar Levant ; 27 декабря 1906 , Питтсбург , Пенсильвания , США 14 августа 1972 , Беверли-Хиллз ) — американский актёр , комик , телеведущий , пианист и композитор . Был известен своим едким и саркастичным характером, что снискало ему славу остроумного актёра. Шутки Леванта собственного сочинения часто можно было услышать в фильмах с его участием, а также на радио.

Снимался в таких фильмах, как « » ( 1945 ), « Американец в Париже » ( 1951 ), « Вождь краснокожих и другие… » ( 1952 ) и многих других.

Биография

Оскар Левант родился в Питтсбурге , штат Пенсильвания , в 1906 году, в семье ортодоксальных иудеев — выходцев из России. Маленький Оскар очень рано начал играть на фортепиано, тем более что в обучении ему помогал старший брат Бенджамин . В семь лет Оскар уже занимался с Мартином Мисслером, выпускником Лейпцигской консерватории (класс Р. Тайхмюллера ); по воспоминаниям самого Леванта, педагогика Мисслера была основана на довольно архаичных методах Карла Черни , и это навсегда повредило его исполнительскому потенциалу . Репертуар Оскара составляла музыка Баха , Бетховена , Шопена , Листа и Шумана . Ещё не достигнув 12 лет, он уже исполнял фортепианные партии в различных оркестрах.

В 1922 году, после смерти отца Макса Леванта, Оскар вместе с матерью переселился в Нью-Йорк . Там он начал брать уроки игры на фортепиано у известного педагога Зыгмунта Стоёвского . Юность, однако, брала своё: Левант был очарован гламурной бродвейской жизнью и именно поэтому стал выступать в различных ресторанах и ночных клубах. В декабре 1922 года он отыграл для Игнация Падеревского концерт, состоявший из произведений классической музыки. Однако молодого пианиста больше интересовала музыка Гершвина, букмекерские конторы, гангстеры и танцовщицы злачных заведений. В 1924 году, в возрасте 18 лет он сыграл свою первую роль в короткометражном фильме « Ben Bernie and All the Lads » режиссёра Ли де Фореста с в главной роли.

Музыкальная карьера

В 1928 году Левант переехал в Голливуд, где его карьера пошла в гору. В тот период он познакомился с Джорджем Гершвином , который впоследствии стал его хорошим другом. Тогда же Левант начал писать музыку к фильмам и в период с 1929 по 1948 год сочинил произведения более, чем к двадцати фильмам. Кроме того Левант писал эстрадные песни для Tin Pan Alley , одна из которых, «Blame It on My Youth» (1934), считается джазовым стандартом.

Около 1932 года Левант решил заняться сочинением крупных музыкальных форм. С этой целью он стал учиться у Арнольда Шёнберга . Шёнберг был впечатлён музыкальными способностями ученика и даже предложил ему работать вместе. На данное предложение, однако, Левант ответил отказом, сославшись на недостаток опыта и профессионализма . Композитор Аарон Копленд также знал об успехах Оскара Леванта в сочинительстве и способствовал участию того в фестивале современной американской музыки в Яддо (город Саратога-Спрингс ), который проводился 30 апреля 1932. После фестиваля, заручившись поддержкой самых именитых композиторов и музыкантов Америки, Левант приступил к написанию своего первого крупного произведения — синфониетты (малый вариант симфонии ).

16 августа 1932 года на стадионе Льюисон Левант исполнил Концерт фа-мажор Джорджа Гершвина для присутствовавшей публики в 17 тысяч человек. Несмотря на большой успех, в течение последующих пяти лет Левант не играл с оркестрами на крупных площадках. Однако он продолжал писать музыку и следующим его произведением стала пародия на французские оперы (в частности, Клода Дебюсси ) «Le Crayon est sur la table». Партитуры данной оперы не сохранились .

В 1934 году, по совету Гершвина, Левант стал учеником Иосифа Моисеевича Шиллингера . Эмигрант из России, Шиллингер был музыкальным теоретиком и композитором, являвшимся своеобразным «учителем звёзд»: ранее у него занимались Томми Дорси , Вернон Дюк , Бенни Гудмен и Гленн Миллер . Вместе с Шиллингером Левант изучал композицию и анализ гармоний .

25 февраля 1934 Левант завершил свою трёхчастную Синфониетту, премьера которой состоялась в Нью-йоркском Таун Холле. Новое творение композитора приняли очень тепло .

Работа на радио и телевидении

Известность Леванту принесли не только его сочинения, но и работа на радио и телевидении. Он регулярно принимал участие в радиошоу « », зарекомендовав себя остроумным человеком с искромётными шутками. На протяжении 1930—1940 годов вместе с Левантом шоу также создавали его друзья и . «Мистеру Леванту», как он сам себя называл, в основном задавали музыкальные вопросы, но он поражал зрителей обширными знаниями в самых разных областях.

Это был позитивный гений, его шутливые импровизации были острее некуда, даже если бы он придумывал каждую из них в течение недели. Его ответ всегда был ярким и точным, на грани язвительной колкости . Джон Киран

В 1942 году состоялась премьера концерта для фортепиано, сочинённого Левантом. Произведение исполнял автор совместно с симфоническим оркестром NBC , была сделана запись для радио. Вплоть до начала 1950-х Левант появлялся в программе «Kraft Music Hall» вместе с Элом Джолсоном , которому аккомпанировал на фортепиано в его номерах. Двух артистов связывала также и дружба с умершим к тому времени Гершвином. Левант и Джолсон даже снялись в роли самих себя в биографическом фильме о жизни Гершвина «Рапсодия в голубых тонах» (1945).

С начала 1950-х Левант некоторое время вёл радио-передачу «Who Said That?», в которой приглашённые звёзды угадывали, кому принадлежала цитата из последних новостных сводок . С 1958 по 1960 год на канале KCOP-TV шла авторская передача Леванта «The Oscar Levant Show», которая включала монологи автора, музыкальные номера, а также интервью с различными знаменитостями, в число которых входили Фред Астер и даже Лайнус Полинг . В архивах сохранились только две записи данного шоу , и один из этих выпусков как раз содержит выступление Астера. Участие в передаче Леванта было для Астера едва ли не единственным разом, когда его исполнение было не идеально. Проблемы возникли у Леванта: во время игры на фортепиано он постоянно менял темп аккомпанемента, из-за чего Фред Астер постоянно сбивался (во время записи Астер только пел песню, но не танцевал, так как условия студии этого не позволяли).

С течением времени передача «The Oscar Levant Show» стала вызывать всё больше противоречий и её даже сняли с эфира после инцидента с репликой Леванта. Речь шла о недавнем обращении Мэрилин Монро в иудаизм , что Левант прокомментировал следующим образом: «Ну, раз теперь Мерилин у нас кошерная , Артур Миллер сможет её наконец-то полизать». Позднее ведущий извинился и сказал, что «не имел в виду грубость». Через несколько месяцев трансляция передачи возобновилась, но несколько в другом формате: теперь шоу предзаписывалось заранее, чтобы избежать ненужных спонтанных выходок Леванта. Это, однако, не помешало ему прокомментировать в одном из выпусков личную жизнь Мэй Уэст , после чего шоу закрыли навсегда. Известный критик и остряк начала 20 века Александр Вулкотт так отзывался о Леванте: «Нет ничего такого в Леванте, чего нельзя было бы вылечить несколькими чудесами» .

Поздние годы жизни и смерть

На протяжении многих лет Левант писал о своей жизни, излагая свои остроумные мысли на бумаге. В общей сложности он выпустил три книги-сборника мемуаров: «A Smattering of Ignorance» (1940) , «The Memoirs of an Amnesiac» (1965) и «The Unimportance of Being Oscar» (1968).

В последние годы жизни Левант страдал от неврозов и ипохондрии , что заставило его оставить работу на радио и телевидении. Артисту прописывали большое количество препаратов, от которых он стал зависим. Жена Леванта в этот период даже обращалась в больницы для душевнобольных за помощью. Для многих, однако, Левант всё ещё оставался кумиром и гением. Он говорил, что «есть тонкая грань между сумасшествием и гениальностью, но в себе он эту грань стёр» .

14 августа 1972 года Оскар Левант скончался у себя дома в Беверли-Хилс в результате инфаркта миокарда в возрасте 65 лет. Он был похоронен на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе . Смерть артиста, как и вся его жизнь, также не была лишена юмора. По распространённой версии, Левант-ипохондрик хотел, чтобы на надгробии могилы были выгравированы слова: «А я ведь говорил им, что был болен» .

Личная жизнь

Первой женой Оскара Леванта была актриса Барбара Вуделл, с которой они развелись вскоре после свадьбы, в 1933 году .

В 1939 году Левант женился во второй раз на певице и актрисе Джун Гейл (в девичестве — Дорис Гилмартин), сестре Джин Гейл . Пара прожила вместе 33 года, вплоть до самой смерти Леванта в 1972 году. В браке у них родилось три дочери: Марция, Лорна и Аманда .

Фильмография

Примечания

  1. Dr. Charles Barber. (англ.) . Classical.net (2000). Дата обращения: 21 декабря 2015. 10 апреля 2013 года.
  2. Oscar Levant. Memoirs of an amnesiac. — S. French, 1965. — P. 41. (англ.)
  3. , с. 113.
  4. , с. 343.
  5. (англ.) . TV.com. Дата обращения: 4 апреля 2013. 10 апреля 2013 года.
  6. (англ.) . Librari.ucla.edu. Дата обращения: 28 декабря 2009. Архивировано из 10 апреля 2013 года.
  7. , с. 170.
  8. Levant, Oscar. . — Doubleday, 1959.
  9. Levant, Oscar. . — Samuel French Incorporated, 1965. — ISBN 9780573606984 .
  10. , с. 251.
  11. D. C. McJonathan-Swarm. (англ.) . Findagrave.com. Дата обращения: 4 апреля 2013. 10 апреля 2013 года.
  12. (англ.) . Goldstar.com. Дата обращения: 4 апреля 2013. 10 апреля 2013 года.
  13. (англ.) . The Palm Beach Post (15 августа 1972). Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано из 11 апреля 2013 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Левант, Оскар