Interested Article - Муссинак, Леон

Леон Муссинак ( фр. Léon Moussinac ; 19 января 1890 10 марта 1964 ) — французский писатель, искусствовед , кинокритик и теоретик кино .

Биография

Леон Муссинак родился 19 января 1890 года на станции Ла Рош Мигенн (департамент Йонна ) в семье инспектора путей сообщения. После переезда семьи в Париж учился на факультете права в лицее Карла Великого, где познакомился с Луи Деллюком , который оказал на Муссинака значительное влияние, привлекая его к поэзии, театру , заинтересовал живописью и современной литературой. Во время учёбы начал писать стихотворные пьесы и романтические драмы, занимался журналистикой .

В 1914—1918 годах находился на военной службе и принимал участие в Первой мировой войне .

В 1919 году Муссинак написал первую кинокритическую статью для журнала своего друга Луи Деллюка «Синема» («Фильм»), а уже в 1920 году стал ведущим кинокритиком солидного журнала «Меркюр де Франс». Позже он напечатал ещё ряд статей, которые в 1925 году основными своими положениями вошли в его книгу «Рождение кино» («Naissance du cinéma»), посвященную памяти Л. Деллюка. Эта работа оказала существенное влияние на кинематографическую мысль Франции. В книге оригинально развивались идеи умершего Деллюка. Рене Клер отмечая, что предисловие к книге «Рождение кино» после начала Первой мировой войны стало манифестом нового поколения кинематографистов писал :

Муссинак-критик не ограничивался анализом просмотренных фильмов. Уже в первых статьях он выступает как историк и теоретик искусства, рождающегося на его глазах. Полемист, навлекающий на себя ругательства и судебные процессы, он сражается против всех тех, кто хотел подчинить кино законам коммерции.

Однако главным достижением Муссинака в области теории было синтезирование переработанной теории фотогении с экономическими, социальными и общекультурными проблемами.

С 1923 года начал сотрудничество с газетой « Юманите » — центральным органом Компартии Франции , ведя еженедельную рубрику «Кино». Работа в «Юманите» окончательно сформировала общественные и художественные убеждения Муссинака.

Муссинак активно боролся за пропаганду советского кино во Франции. Именно благодаря ему на Выставке декоративного искусства 1925 года состоялись демонстрации фильмов Д. Вертова и « Стачки » Сергея Эйзенштейна . Он также организовал во Франции просмотр ленты « Броненосец „Потемкин“ » и основал первый во Франции массовый киноклуб «Друзья Спартака», занимался пропагандой советского кинематографа . В 1927 году Муссинак побывал в Советском Союзе , после чего написал книгу «Советское кино» («Le cinéma soviétique», 1928).

В 1930-е годы вместе с Луи Арагоном Муссинак основал «Ассоциацию революционных писателей и художников», потом создал «Театр интернационального действия» (1932), руководил коммунистическим издательством «Едисьон сосьяли», журналами «Коммюн» и «Регар».

После оккупации Франции и прихода к власти Петена Муссинак был арестован, а после выхода на свободу он длительное время вынужден был скрываться на юге страны, разыскиваемый полицией. После Второй мировой войны руководил исследованиями по фильмологии при Парижском университете , в 1947—1949 годах был ректором .

С 1916 года и до конца жизни состоял в браке с Жанной Лодс, которая происходила из протестантской семьи, и с которой они познакомились в 1912 году. Всю жизнь Жанна Лодс была верной спутницей мужа.

Леон Муссинак умер от инфаркта 10 марта 1964 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез возле Стены Коммунаров.

Память

Начиная с 1967 года, во Франции специальным жюри критиков присуждается за лучший иностранный фильм сезона.

Произведения

Обложка первого издания «Рождение кино», 1925
Художественная литература
  • «La Tête la première», роман
  • «Dernière heure», Ed. Librairie de France, 1923, поэма
  • «Manifestation interdite», Éditions Sociales Internationales, 1935, роман («Запрещенная демонстрация». В русском переводе 1935)
  • «Le Radeau de la Méduse», Paris, Éditions Hier et aujourd’hui, 1945 («На плоту Медузы»)
  • «Aubes clandestines», recueil de poèmes, 1945 («Дневник политического заключенного»)
Киноведение
  • «Naissance du cinema», J. Povolozky et Cie, 1925. // Русский перевод: Л. Муссинак, Рождение кино, «Academia», Л. , 1926.
  • «Le cinéma soviétique», Gallimard, 1928 («Советское кино»)
  • «Panoramique du cinéma» («Панорма кино»), Paris, Au sans pareil, 1929
  • «S. M. Eisenstein», Seghers, 1963 (« С. М. Эйзенштейн »)
  • «L'âge ingrat du cinéma», Paris, Éditeurs français réunis, 1967
Театроведение
  • «Nouvelles Tendances du théâtre», 1931 («Новые тенденции в театре»)
  • «Traité de la mise en scène», Massin et Cie, 1948 («Трактат о режиссёрское искусство»)
  • «Le théâtre des origines à nos jours», Amiot-Dumont, 1957 («Театр от его истоков до наших дней»)

Публикации на русском

  • Будущее мировой кинематографии в СССР (Разговор с Леоном Мусинаком) // «Пролетарская правда», Киев, 1927, 13 ноября.
  • Драгоманов С. Леон Мусинак в Киеве // «Кино», Киев, 1927, № 19/20, стр. 4.
  • Муссинак Леон. Избранное. Перевод с французского. М. Издательство Искусство 1981 г. 278 с.

Фильмография

Примечания

  1. Léon Moussinac // — 2005.
  2. Léon Moussinac // (фр.) — 2007.
  3. Муссинак Леон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 2003.
  5. Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. Предисловие С. И. Юткевича. — М. : Прогресс, 1981. — С. 55. — 360 с.

Литература

Источник —

Same as Муссинак, Леон