Interested Article - Росбауд, Ханс

Ханс Росбауд ( нем. Hans Rosbaud ; 22 июля 1895 , Грац 29 декабря 1962 , Лугано ) ― австрийский дирижёр .

Биография

Росбауд получил музыкальное образование во франкфуртской Консерватории Хоха , где учился в классах фортепиано у Альфреда Хёна и композиции ― . С 1921 года он был директором Высшей школы музыки в Майнце , где также иногда выступал как дирижёр. Уже в это время проявился его интерес к современной музыке: в 1923 он исполнил «Камерную музыку № 1» Пауля Хиндемита . В 1929 Росбауд возглавил симфонический оркестр Франкфуртского радио , в исполнении которого стали звучать современные сочинения, благодаря высокому качеству исполнения привлёкшие внимание публики. Вплоть до прихода к власти нацистов в 1933 году в программах Росбауда регулярно звучала музыка Шёнберга , Берга , Веберна , Хиндемита , Стравинского , Бартока и других современных композиторов. Среди исполненных им впервые сочинений ― Четыре оркестровые песни Шёнберга (1932) и Второй фортепианный концерт Бартока (1933, солировал автор).

В 1936 году кампанию против Росбауда развязал его подчинённый, автор нацистских маршей и песен Йозеф Феликс Хесс, обвиняя его в проеврейских симпатиях и в «неарийском» происхождении [ источник не указан 1039 дней ] . Конфликт закончился патовой ситуацией — с одной стороны, обвинениям против Росбауда не был дан ход, с другой — суд восстановил уволенного Хесса в должности, и тот продолжил интриги . Попытки Росбауда эмигрировать в США были неудачными, и в 1937 году он перебрался в Мюнстер , где получил пост генеральмузикдиректора , а в 1941 году ― в оккупированный нацистами Страсбург .

После окончания войны Росбауд получил возможность дирижировать филармоническим оркестром в Мюнхене , а в 1948 году он был назначен дирижёром только что основанного оркестра Юго-западного радио Германии в Баден-Бадене . С этим коллективом Росбауд работал до конца жизни. Как и прежде, в концертах Росбауда звучала музыка современных композиторов, после учреждения в 1950 году фестиваля в Донауэшингене он стал активным его участником. В 1952 году Международным обществом современной музыки ему была присуждена Шёнберговская медаль. Музыку Шёнберга Росбауд часто исполнял в последние годы жизни: в 1954 году он руководил премьерой концертного исполнения оперы « » (была сделана запись и впервые выпущена три года спустя), в 1957 году эту же оперу он исполнил в Цюрихе , а на следующий год на Голландском фестивале дирижировал монодрамой «Ожидание» и оперой «С сегодня на завтра».

Несмотря на прочно закрепившуюся за Росбаудом репутацию специалиста по современной музыке, его творчество не ограничивалось этим стилем. Дирижёр много гастролировал по всему миру и сделал сотни записей музыки Глюка , Гайдна , Моцарта , Брукнера , Малера , Сибелиуса и других композиторов. Среди наиболее известных – оперы Моцарта «Дон Жуан» (запись 1956 года) и «Свадьба Фигаро» (концертная запись с Экс-ан-Прованского фестиваля , 1955). Отличительные черты дирижёрского искусства Росбауда ― ясность изложения, отточенное чувство структуры, внимание к деталям партитуры.

Его братом был металлург и английский шпион Пауль Росбауд .

Примечания

  1. Hans Rosbaud // (нем.) / Hrsg.:
  2. Hans (Johann) Rosbaud // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #119329751 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Deutsche Leitkultur Musik?: zur Musikgeschichte nach dem Holocaust. By Albrecht Riethmüller. P. 120-121.
  5. Всего известны четыре записи: 1950 и 1952 (концертные), 1956 и 1958 (студийные).

Ссылки

Источник —

Same as Росбауд, Ханс